Перспективное планирование логопедической работы с заикающимися дошкольниками на логопедическом пункте доу. Индивидуальный план логокоррекционной работы Перспективное планирование логопеда в детском саду

Перспективный план индивидуальной логопедической работы с_____________________________________________ на 20____- 20____ учебный год.

Цели и задачи

Основные направления коррекционной работы

Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к коррекционной работе.

1. Вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже по­ требность в них.

2. Р азвитие слухового внимания, памяти, фонематичес­ кого восприятия в играх и специальных упражнениях.

3. Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

4. В процессе систематических тренировок овладение ком­ плексом пальчиковой гимнастики.

5. У крепление физического здоровья (консультации вра­ чей - узких специалистов, при необходимости медика­ ментозное лечение).

Формирование и развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса .

1. Массаж мышц:

  • Грудной клетки, шеи и рук;

    Лица;

    Губ;

    Языка.

2.Развитие речевого дыхания.

4.Развитие кинетических и кинестетических ощущений от артикуляционных укладов.

5.Артикуляционная гимнастика.

Развитие фонематического слуха.

1.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

  • Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.

    Воспроизведение ритмического рисунка на слух.

2.Развитие фонематического восприятия.

    Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.

    Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.

3.Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова.

4. Последовательное вычисление и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.

    Обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.

    Составление условно графических схем.

Устранение дефектов звукопроизношения

1. Постановка звуков:

свистящие С, 3, Ц, С", 3";

шипящие Ш, Ж; шипящие Ч, Щ;

Соноры Р, Р", Л, Л ".

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих : "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Жело­ бок", "Щеточка", "Футбол", "Фокус";

для шипящих : "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки";

для Р, Р" : "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет"; для Л: "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык".

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки:

а) С, 3, Ш, Ж, С", 3", Л" автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р" можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам ав­ томатизации в слогах.

По мере овладения произношением каждого слога он не­ медленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

4. Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рас­ сказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с дан­ ным словом.

5. Дифференциация звуков:

С-3, С-С", С-Ц, С-Ш; Ж 3, Ж Ш; Ч-С", Ч-Т", Ч-Щ;

Щ-С", Щ-Т", Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Р", Р"-Л", Р"-Й, Л"-Л;

6 . Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогичес­кой речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экс­курсиях, труде...).

Преодоление нарушений слоговой структуры слова.

  1. Формирование пространственно-временных представлений и оптико-пространственной ориентации.

    Формирование понятия последовательности звуко-слогового ряда.

    Формирование понятия последовательности звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

5. Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических и каллиграфических навыков.

  1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:

    • Пальчиковая гимнастика;

Упражнения для выработки свободных движений руки

    Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой;

    Работа с конструктором;

    Работа с лекалами и трафаретами.

Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.

    Развитие зрительно-двигательных траекторий:

    работа по зрительно- двигательным траекториям;

    графические диктанты;

    упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание;

    рисование по точкам, пунктиру;

    рисование орнаментов.

    Развитие слухо – моторных координаций:

    слуховые диктанты;

    шифрованные диктанты;

    работа по словесной инструкции.

Развитие зрительного восприятия.

  1. Формирование целостности зрительного восприятия:

    • работа с силуэтными, контурными, зашумленными, наложенными изображениями предметов, букв и цифр;

      узнавание знакомых предметов, изображений букв и цифр, находящихся в непривычном ракурсе;

      восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу;

      конструирование фигур, букв и цифр из палочек и отдельных элементов.

  2. Развитие способности концентрировать и распределять внимание.

    Лабиринты.

    Рисование орнаментов.

    Зрительные и шифрованные диктанты.

Работа по обогащению, уточнению и систематизации словаря.

  1. Уточнение значений имеющихся слов.

    Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.

    Расширение глагольного словаря.

    Расширение словаря признаков:

    • Прилагательных;

      Антонимов;

      Синонимов.

  2. Расширение словаря наречий.

    Расширение словаря числительных.

    Расширение словаря местоимений и служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц.

    Уточнение лексического значения различных предлогов.

    Обогащение словаря по лексическим темам.

    Обучение обобщения и классификации.

    Обучение подбору родственных слов.

Развитие грамматического строя речи.

1. Обучение префиксальному способу словообразования.

2. Обучение суффиксальному способу словообразования.

  1. Упражнение в согласовании:

    • существительного и прилагательного;

      существительного и глагола.

  2. Образование родительного падежа множественного числа имени существительного.

    Образование относительных и притяжательных прилагательных.

    Уточнение значения используемых синтаксических конструкций.

Развитие связной речи.

  1. Развитие навыков построения связного высказывания.

    Програм­ мирование смысла и смысловой культуры высказывания.

    Установление логики (связности, последовательности).

    Точ­ ное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.

    Отбор языковых средств, адекват­ ных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

    Овладение сложными синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно - временные связи.

Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.

  1. Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.

    Продолжать обогащение словар­ного запаса путем накопления но­вых слов, относящихся к различ­ным частям речи.

    Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова.

    Уточнить значения приставок. Развивать (закреплять) умение об­разовывать новые слова с помощью приставок.

    Уточнить значения суффиксов. Развивать (закреплять) умение об­разовывать новые слова с помощью суффиксов.

    Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов.

    Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова.

    Формировать навык использова­ния различных способов словооб­разования.

    Уточнить лексические значения различных предлогов.

    Формировать (закреплять) уме­ние согласовывать слова в слово­сочетаниях, предложениях, моде­лях различных синтаксических конструкций.

    Формировать навыки: програм­мирования смысла и смысловой структуры высказывания; уста­новления логики (связности, по­следовательности) изложения.

    Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концеп­ции, для построения высказыва­ния в тех или иных целях обще­ния (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство)

Работа по предупреждению и преодолению дислексии.

  1. Дифференциация звуков:

    по твердости – мягкости;

    по звонкости – глухости;

    свистящих – шипящих.

  1. Дифференциация звуков, смешиваемых (или дефектно произносимых) в собственной речи.

    Дифференциация звуков:

    по твердости – мягкости;

    по звонкости – глухости;

    свистящих – шипящих.

    Совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

    Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.

    Закрепление знаний по обозначению мягкости согласных гласными буквами на письме.

    Совершенствование грамматического строя речи.

    Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание, предупреждение кинетической дисграфии.

    Работа по преодолению аграмматической дисграфии.

    Упражнение в различении оптических сходных букв.

    Работа по преодолению оптической дисграфии.

    Совершенствование грамматического строя речи.

Работа по предупреждению и преодолению дисграфии.

  1. Развитие речевого анализа и син­теза на уровне текста, предложения, слова.

    Развитие фонематического вос­приятия, представлений, диффе­ренциации.

    Развитие фонематических пред­ставлений, звукобуквенного ана­лиза и синтеза слов.

    Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных.

    Развитие зрительной дифферен­циации на материале букв. (Сначала провести работу по фонематической дифференциа­ции звуков).

    Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных.

    Развитие фонематических дифференцировок в группе:

    свистящих - шипящих;

    аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Развитие и совершенствование психологических пред­ посылок к обучению:

  • устойчивости внимания;

    наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

    способности к запоминанию;

    способности к переключению;

    навыков и приемов самоконтроля;

    познавательной активности;

    произвольности общения и поведения.

Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности: (принятие учеб­ ной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определе­ ние путей и средств достижения учебной цели);

    контроль за ходом своей деятельности (от умения рабо­ тать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

    работа в определенном темпе (умение быстро и качествен­ но писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопос­ тавление и т.д.);

    применение знаний в новых ситуациях;

    анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Развитие и совершенствование коммуникативной готов­ ности к обучению:

  • умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

    умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

    умения свободно владеть вербальными средствами об­ щения в целях четкого восприятия, удержания и сосредо­ точенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

    умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адек­ ватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адек­ ватных ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

    ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекват­ ным использованием усвоенной терминологии;

    ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

    применение инструкции (схемы) при подготовке развер­ нутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

    употребление усвоенной учебной терминологии в связ­ ных высказываниях;

    обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

    пояснение инструкции, учебной задачи с использовани­ ем новой терминологии;

    развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

    формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

    проведение дифференцированного опроса и оценка от ветов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

    соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

    составление устных связных высказываний с элемента­ ми творчества (фантазии).

Предупреждение и преодоление трудностей в усвоении общеобразовательной программы.

План логокоррекционной работы составляется логопедом на учебный год на основе анализа речевой карты ребенка.

В индивидуальном плане представлены направления кор-рекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка.

Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

План индивидуальной логокоррекционной работы на 200_/00__ уч. Год

Фамилия, имя ребенка - Иванов С. Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.

Основные направления логокоррекционной работы

Виды занятий

Примечание

Развитие артикуляционной моторики:

Артикуляционные упражнения;

Логопедический массаж;

Самомассаж языка, губ

Индивидуальные

Формирование правильного звукопроизношения:

Развитие фонематических процессов

Индивидуальные, групповые

Уточнение, обогащение словаря по темам: грибы;

Детеныши животных; продукты питания;

Транспорт

Групповые

Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов

Индивидуальные

Совершенствование грамматического строя речи:

Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Согласование имен числительных с именами существительными;

Употребление в речи несклоняемых существительных

Индивидуальные, групповые

Совершенствование психологической базы речи:

расширение объема зрительной и слуховой памяти;

Развитие вербального мышления

Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.

Планы индивидуальных занятий с ребенком

Основная задача индивидуальных логопедических занятий - формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию психологической базы речи и мелкой моторики.

Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.

Примерная запись плана индивидуальных логопедических занятий

Фамилия, имя ребенка - Иванов С.

Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.

Результаты

Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лонаiочка», «Почистим нижние зубки».

Самомассаж языка, губ:

- «Накажем непослушный язычок»;

- «Покусаем верхнюю и нижнюю губы»;

Артикуляционное упражнение «Расческа».

Постановка звука [е] (смешанный способ).

Игра «Что изменилось?» (Тема «Грибы»)

Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лопаточка», «Почистим нижние зубки», «Киска сердится».

Проведение логопедом массажа языка, губ.

Постановка звука [с] (смешанный способ).

Классификация картинного материала (Тема «Грибы») по признаку: съедобные, несъедобные

В графе «Результаты» логопед оценивает деятельность ребенка после выполнения каждого вида заданий условными обозначениями («+», «--») или короткой фразой (не получается, затрудняется).

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа).Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение, детский сад общеразвивающего вида второй категории №

«Согласованно» «Утверждаю»

Старший воспитатель Заведующий МДОУ

Перспективный план логопедических работы с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи

2010 – 2011 учебный год

Учитель-логопед: Черкашина И.В.

Список детей:

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Адрес

Речевое заключение

Пояснительная записка

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»

Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:

Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя:

* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;

* подготовку к овладению диалогической формой общения;

* практическое усвоение некоторых способов словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);

* усвоение притяжательных местоимений «мой - моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;

* преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени (»спи» - «спит», «пей» - «пьет»);

* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке

* усвоение навыка составления короткого рассказа.

Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.

Второй период обучения - декабрь, январь, февраль, март

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 2 раза в неделю: по формированию звукопроизношения - 1 раз в неделю.

* уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;

* практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);

* различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;

* упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» - «лежит» - «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» - «иду» - «идешь» - «идем»;

* употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);

* закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

* составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

* закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;

* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;

* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;

* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость - звонкость; твердость - мягкость;

* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

Третий период - апрель, май, июнь

Фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

* закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» - «подъехал» - «въехал» - «съехал» и т.п.);

* закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);

* образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);

* образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк - оньк;

* усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» - «злой» и т.п.);

* уточнение значений обобщающих слов;

* формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

* расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» - с родительным падежом, «с - со» - с винительным и творительным падежом;

* отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;

* составление разных типов предложений:

а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;

в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);

* преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» - «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» - «мальчик написал письмо»);

* умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» - «три» - «четыре»);

* умение выделять предлог как отдельное служебное слово;

* закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).

фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:

1. усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;

2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);

3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас - са), односложных слов типа «суп».

Месяц

Лексическая

тема

Формирование

фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Сентябрь

Детский сад

Составление простых предложений, определение порядка следования слов в предложении. Развитие внимания и зрительно-моторной координации

Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям

Овощи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных от существительных

Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем»

Октябрь

Фрукты

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Рассказ-описание «Лимон»

Сад – огород

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Согласование существительных с глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: в, на ; отработка падежных окончаний имен существительных множественного числа

Составление рассказа – описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко»

Грибы

Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава

Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже

Чтение, пересказ по цепочке и драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом»

Осень

Формирование фонематического восприятия

Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа; закрепление употребления в речи обобщающих слов: осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски

Ноябрь

Перелетные птицы

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Формирование понятий о живых организмах; дифференциация вопросов: «Что это? – Кто это?»; усвоение категории родительного падежа; усвоение глаголов с разными приставками

Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма по демонстрируемым действиям

Лес

Формирование фонематического восприятия

Обучать образованию относительных прилагательных. Усвоение употребления имен существительных в категории родительного падежа единственного числа с предлогом около . Учить подбирать противоположные по значению слова (антонимы)

Составление описательного рассказа «Что можно увидеть в лесу?» по серии сюжетных картинок

Игрушки

Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава

Учить образовывать относительные прилагательные от существительных; усвоение глаголов 3 лица, единственного числа, прошедшего времени

Составление короткого рассказа-описания «Кукла»

Одежда и обувь

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными, учить подбирать прилагательные к существительным. Составление сложно-подчиненных предложений по двум картинкам. Продолжение усвоения антонимов

Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок

Декабрь

Посуда

Уточнение артикуляции и произношения звука [а]

Усвоение употребления имени существительного в категории родительного падежа с предлогом из . Усвоение употребления существительных в категории творительного падежа с предлогом с . Усвоение образования прилагательных. Закреплять умение употреблять предлоги из, с

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

Продукты питания

Уточнение артикуляции и произношения звука [у]

Составление рассказа «Гости» по опорным предметным картинкам

Зима

Уточнение артикуляции и произношения звука [и]

Усвоение категории предложного падежа с предлогом на . Учить подбирать глаголы к существительным по теме. Развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности

Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик». Усвоение навыка составления короткого рассказа .

Новогодний праздник

Уточнение артикуляции и произношения звука [о]

Составление предложений по двум опорным словам. Работа с деформированным предложением. Развитие зрительно-моторных навыков. Развивать навыки словообразования и словоизменения

Составление рассказа по опорным предметным картинкам на зимнюю тематику

Январь

Зимующие птицы

Уточнение артикуляции и произношения звука [э]

Закрепление понятий «одушевлённый/неодушевлённый». Усвоение категории родительного падежа множественного числа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Формирование и активизация словаря

Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы

Дом и его части

Уточнение артикуляции и произношения звука [м] , [м’]

Закрепление умения составлять предложения с опорой на предметные картинки. Упражнять в образовании прилагательных от существительных

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа

Февраль

Мебель

Уточнение артикуляции и произношения звука [п], [п’]

Закрепление употребления предлогов на, за, под. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Умение сравнивать предме ты по их различным или сходным качествам (стул -кресло).

Рассказ – описание «Стул». Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций .

Транспорт

Уточнение артикуляции и произношения звука [б], [б’]

Усвоение глагола «ехать » с разными приставками. Закреплять умение согласовывать имена существительные с глаголами. Учить подбирать противоположные по значению слова-антонимы (быстро - медленно, дале ко - близко)

Рассказ о кораблике. Усвоение навыка составления короткого рассказа.

Части тела

Уточнение артикуляции и произношения звука [т], [т’]

Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица

Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций .

Домашние животные

Уточнение артикуляции и произношения звука [д], [д’]

Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик,- очк, -очек. Формирование и активизация словаря

Рассказ «Найда». Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам

Март

Дикие животные

Уточнение артикуляции и произношения звука [к], [к’]

Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить подбирать прилагательные к существительным по теме

Рассказ по опорным предметным картинкам «Кто как зиму проводит»

Дикие и домашние животные

Уточнение артикуляции и произношения звука [г], [г’]

Учить образовывать сложные слова, развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания, аналитико-синтетическую деятельность. Практическое употребление притяжательных прилага тельных (лисий хвост, вол чьи зубы )

Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ – сравнение «Лошадь и белка»

Дикие животные холодных стран

Уточнение артикуляции и произношения звука [с]

Составление рассказа – сравнения «морж и ёж» по картинкам и вопросам логопеда

Дикие животные жарких стран

Продолжение уточнения артикуляции и произношения звука [с]

Выделение четвертого лишнего. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие внимания, памяти, зрительно-моторной координации. Закреплять основные знания названий животных и их детёнышей, где живут, чем питаются, как передвигаются

Рассказ – описание «Слон». Формирование навыка составления короткого рассказа.

Апрель

Профессии

Дифференциация звуков [с] и [з]

Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия

Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

Наш город

Уточнение артикуляции и произношения звука [ш]

Развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности

Рассказ по опорным предметным картинкам «Дети на прогулке»

Весна

Дифференциация звуков [с] и [ш]

Учить составлять предложения с союзом потому что. Развивать навыки словообразования и словоизменения

Составление рассказа о весне по вопросам логопеда

Насекомые

Уточнение артикуляции и произношения звука [л]

Четвертый лишний. Учить употреблять предлог под , развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности

Составление рассказа по опорным предметным картинкам. Рассказ «Сороконожка»

Май

Хлеб

Уточнение артикуляции и произношения звука [р]

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ечк, -очк, -ик,-ек. Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам

Драматизация сказки «Колобок». Кукольный театр

Лето

Дифференциация звуков [р] и [л]

Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени. Закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени

Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине

Список литературы:

1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» (М.: Минестерство образования РСФСР,1991.)

2. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.» (М.: «Мозаика-Синтез», 2005.)

3. Волкова Л.С. и др. «Логопедия.» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)

5. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. , Туманова Т.В.и др. « Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.» (М.: Просвещение, 2008)

6. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)


Ольга Бердникова
Перспективный план работы учителя-логопеда с детьми средней логопедической группы

Задачи и содержание коррекционного обучения детей 5-го жизни с ОНР определяется с учетом потенциальных возможностей детей, выявленных при логопедическом обследовании, и соотносятся с общеобразовательными требованиями, представленными в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, / ФГОС

Организация коррекционно-воспитательной работы логопеда.

Основные направления коррекционного обучения в средней группе:

1. Развитие понимания речи;

2. Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи;

3. Формирование правильного звукопроизношения.

Данные направления реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Подгрупповые логопедические занятия в первом периоде обучения проводятся 3 раза в неделю:

(октябрь, ноябрь, декабрь)

2 занятия: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;

Цель подгрупповых логопедических занятий в первом периоде обучения:

Развитие понимания речи;

Расширение объема словаря детей; работа над слоговой структурой слова;

Работа над структурой фразы, ее грамматическим и интонационным оформлением;

Научить детей слушать и понимать короткие рассказы, уметь отвечать на вопросы по содержанию (можно односложно или короткими предложениями).

Цель индивидуальных занятий в первом периоде обучения:

Развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;

Развитие мышления, памяти, внимания;

Фонетические упражнения для уточнения правильного произношения сохранных звуков; для постановки отсутствующих звуков

Подгрупповые логопедические занятия во втором и третьем периодах обучения проводятся 3раза в неделю:

(январь, февраль, март, апрель, май)

2 занятия: формирование лексико-гамматических средств языка и развитие связной речи;

1 занятие: интегрированное с воспитателями или со специалистами на закрепление правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова.

Цель подгрупповых логопедических занятий во втором и третьем периодах обучения:

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

Развитие самостоятельной фразовой речи;

Развитие произносительной стороны речи;

Работа над слоговой структурой слова;

Цель индивидуальных занятий во втором и третьем периодах обучения:

Развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;

Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза);

Формировать слоговую структуру слова.

Работа с воспитателями

1. Работу в группе проводить в тесной взаимосвязи с воспитателями. С этой целью:

Совместно с воспитателями провести комплексное обследование умений и навыков детей;

Провести открытое логопедическое занятие для воспитателей;

Рассказать воспитателям о дефекте речи каждого ребенка;

Знакомить воспитателей с разными требованиями к речи детей на разных этапах работы;

Посещать занятия воспитателей с целью выработки единых требований к речи детей.

2. С воспитателями группы провести консультации на темы:

«Результаты обследования»

«Коррекция вторичных дефектов»

«Использование наглядных пособий на занятиях по заданию логопеда»

3. С педагогами ДОУ провести консультацию «Массаж и самомассаж для детей».

Работа с родителями

1. Регулярно вести пропаганду логопедической работы среди родителей.

2. Проводить пятиминутки, консультации по запросам родителей.

3. Наглядная агитация. Оформить стенд «Для вас, родители». Регулярно размещать консультативный материал, согласно плана работы с родителями.

4. Провести родительские собрания на темы:

«Характеристика речевого и общего развития детей»

«Итоги логопедической работы за год обучения»

Методическая работа. Повышение квалификации.

1. Регулярно посещать методические объединения.

2. Для педсовета подготовить просмотр презентации на тему: «Формирование речи дошкольников посредством дидактических игр»

3. Систематически изучать методическую литературу.

4. Подготовка к аттестации.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

1. Обследование состояния речи детей (сентябрь)

2. Обучение детей.

I период обучения

(октябрь, ноябрь, декабрь)

1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

4. Вырабатывать правильный темп речи.

5. Работать над четкостью дикции.

6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию, мимику, соответствующие интонации.

2. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

1. Уточнение произношения гласных: [а], [у], [о], [и], [э] (звукосочетаний [ау], [уа], [иа]).

2. Уточнение произношения наиболее легких согласных:

[м], [п], [б].

3. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков

(артикуляционная гимнастика).

3. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

3. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у].

4. Начать упражнять детей в анализе на слух слияний гласных звуков [ау], [уа]

5. Учить слушать стихотворный текст, подбирать слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу (Игра «Подскажи словечко»

4. ЛЕКСИКА

Лексические темы: «Игрушки». «Овощи». «Фрукты». «Деревья». «Осень». «Человек». «Одежда». «Обувь». «Посуда».

5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1. Практическое освоение существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом.

2. Практическое овладение существительными единственного и множественного числа в именительном падеже (игра «Один - много»).

3. Усвоение притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными мужского и женского рода (мой, моя шуба).

4. Употребление существительных в винительном, дательном, родительном, творительном, предложном падежах в единственном числе (с предлогами у, с и без предлогов)

5. Преобразование глаголов 3-го лица единственного числа в глаголы 3-го лица множественного числа настоящего времени. (Девочка идет. – Девочки идут. Самолет летит. – Самолеты летят.).

6. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

1. Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы логопеда предложениями из 2-3 слов.

2. Овладение навыком составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.

3. Составление простых предложений по картинке.

II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(январь, февраль, март)

1. РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

1. Продолжать работу по воспитанию длительного выдоха (уп ражнения «Задуй упрямую свечу», «Снежинки летят» и т. п.). Дли тельность выдоха - на счет до 4.

2. Отработка слитности 2-3 гласных (упражнение «Потянем резиночки»: а-о, а-у, у-и).

3. Работа над силой выдоха (упражнения: «Мельница» (дуть на вертушку, «Забей мяч в ворота» (катание шарика по желобку).

2. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

2. Уточнение произношения согласных звуков: [ф], [в], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ы].

3. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

1. Упражнять детей в различение слов близких по звуковому составу.

2. Учить детей выделять начальные ударные гласные [а], [у] в словах (Аня, аист, мак и т. д.).

4. ЛЕКСИКА

Лексические темы: «Домашние животные». «Домашние животные и их детеныши». «Домашние птицы». «Дикие птицы (Зимующие)». «Профессии». «День защитника Отечества». «Транспорт». «Праздник 8 марта». «Семья». «Дом». «Мебель».

5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1. Практическое усвоение окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени (Таня слепила. Вова сле пил).

2. Образование существительных единственного и множествен ного числа с помощью суффиксов -онок, -енок, -ат, ят. (тема «Дикие и до машние животные и их детеныши») в именительном и родитель ном падежах (лисенок -лисенка, лисята - лисят).

3. Родительный падеж сушествительных с предлогом у (У лисы – лисенок, лисята.).

4. Творительный падеж сушествительных с предлогом с (Лиса с лисенком).

5. Закрепление и употребление в речи существительных в винительном падеже по теме «Профессии» (игра «Кому что нужно для работы?»).

6. Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, под, из, за.

6. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

1. Закрепление навыков построения предложения из 3-4 слов.

2. Составление описания предметов по об разцу, с опорой на схему.

3. Дословный пересказ небольших рассказов и сказок (с по мощью логопеда).

4. Заучивание простых стихотворений.

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(апрель, май, июнь)

1. РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

1. Продолжать работу над сильным и длительным выдохом

(длительность выдоха на счет 4-5).

Упражнения «Жук» (ж-ж-ж, «Кукушка» (ку-ку-ку).

3. Работа по воспитанию правильного темпа и ритма (используя ручные куклы бибабо, считалки и т. п.).

4. Воспитание интонационной выразительности речи (используя потешки, стихи, игры-драматизации).

2. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

1. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и речевых игр.

2. Уточнение произношения звуков: , [c], [з’], [з] [ц]

3. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

1. Закреплять умение различать на слух слова с начальными ударными звуками [а], [у]

2. Закрепление выделения гласных звуков из ряда звуков [ау], [иам], [оба]

3. Учить определять наличие звука в слове. Упражнение «Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове» (кот, мама,каша, дым)

4. Воспроизведение слоговых рядов

4. ЛЕКСИКА

Лексические темы: «Весна», «Перелетные птицы», «Наш город», «Цветы», «Насекомые», «Лето».

5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе

(Небо какое? - Голубое.

Весна какая? Теплая.

Воздух какой?- Чистый).

2. Практическое употребление приставочных глаголов движения

(Птичка прилетела, залетела, вылетела, улетела).

3. Расширение знания значений предлогов в - из, под - на, за - перед.

4. Усвоение наиболее доступных антонимических отношен между словами

(высокий - низкий, толстый - тонкий, длинный – короткий, широкий – узкий,

добрый – злой, веселый - грустный).

6. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

1. Работать над диалогической речью (диалог со сверстниками)

2. Учить задавать вопросы и отвечать на них.

3. Пересказ небольших текстов.

4. Составление небольшого рассказа по образцам (об игрушке, предмете, картине - сначала предметной, затем сюжетной).

Похожие публикации