Сергей Есенин — Заметался пожар голубой: Стих. Анализ стихотворения есенина заметался пожар голубой Заметался пожар голубой автор

Сергей Есений всегда слыл любителем женщин. Но при этом любил он всегда искренне. Цикл стихотворений «Любовь хулигана» появился благодаря одной прекрасной женщине и ослепительно-яркому роману. 10 августа 1923 произошла судьбоносная встреча между Сергеем и Августой Миклашевской. Это была не первая их встреча. Но именно этот момент врезался поэту в память и стал толчком для создания первого стихотворения цикла «Заметался пожар голубой...».

Уже на следующий день стихи читались Августе лично в ресторане.

Это стихотворение лирическое. В нем говорится о прекрасном чувстве и о том, какие перемены оно может внести в жизнь хулигана. Образом лирического героя является сам автор, стихотворение посвящено любимой женщине.

Основная тема стихотворения - любовь и ее безграничное влияние на личность. В произведении автор переплетает разные времена: настоящее, прошедшее и будущее, позволяя таким образом окунуться в свой внутренний мир и ощущения. Он решает полностью открыться светлому чувству, отречься от алкоголя, бывшей разгульной жизни, женщин ради одной любимой.

Текст очень образен, лиричен, выразителен. Достигается это чувство благодаря использованию автором большого количества художественных средств выразительности. Здесь есть все: и «глаз злато-карий омут», и «поступь нежная, легкий стан», и волосы «цветом в осень». Стихотворение очень богато эпитетами.

Стихотворение написано анапестом, перекрестной рифмой. Композиция стихотворения - кольцевая, что передает гармоничность размышлений автора. Произведение создает целостный образ: в начале стихотворения говорится о том, что позабыты родные места ради любимой женщины, а в конце - о готовности автора к жизни на чужой земле. При этом последние строки первой и четвертой строфы повторяются:

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Автор стремится ярко передать свои эмоции, потому не раз встречается олицетворение «заметался пожар». Эта аналогия придает стихотворению жизни и динамики. Прекрасные метафоры («волос цветом в осень») и эпитеты («легкий стан») добавляют легкость, плавность, мелодичность в произведение. А сравнение («как запущенный сад») придают картине образность и ясность.

Поэтическая фонетика ярко передает общий звуковой «рисунок» стихотворения. Автор использует эпифору, повторяя строки в строфах.

Я думаю, ключевым мотивом не только данного стихотворения, но и цикла в целом, является желание автора начать новую жизнь. С помощью своего лирического героя он обещает читателю и своей возлюбленной начать все сначала. Автор не теряет веры, что данное решение - не конец его жизни, а лишь новый этап, более яркий и счастливый.

Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Заметался пожар голубой» включено в цикл «Любовь хулигана» (1923). В нем автор размышляет об ошибках в разгульной жизни, о любви, кратковременности чувств, об уделе поэта и быстротечности бытия.

Произведение, как и весь цикл, посвящено русской артистве Августине Леонидовне Миклашевской (1891 – 1977). Одно время Есенин был влюблён в эту женщину, но она не отвечала ему взаимностью так, как ему бы хотелось. Она вообще довольно прохладно отнеслась к нему и его стихам, посвящённым ей.

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» написано тогда, когда чувства поэта только начали себя проявлять. Не случайно оно начинается именно со слова «заметался» - оно определяет эмоциональную тональность всего этого поэтического произведения благодаря своему значению. В его значении присутствуют внезапность, порывистость, мгновенность - именно так новое чувство проникло в сердце лирического героя.

Жанр и размер

«Заметался пожар голубой…» - элегия, написанная трёхстопным анапестом, и относящаяся к любовной лирике. Этому жанру присущи размышления о различных жизненных перипетиях, философствование, эмоциональность, психологизм. В строках стихотворения заметна эмоционально-психологическая напряжённость. Несмотря на отсутствие восклицаний, которые подчеркнули бы всплеск чувств, в этом стихотворении заметны как бы «внутренние» восклицания, которые созданы при помощи других приёмов - например, повторов и анафор. Психологически эти приёмы воспринимаются как акцентирование на определённой мысли, упор на неё без применения экспрессивных знаков препинания. Так показан внутренний крик, а не внешние поверхностные страсти, которые можно было бы выразить при помощи восклицания.

Композиция

В этом стихотворении очень важны скрытые смыслы, стоящие за каждым словом, ведь именно они создают общую атмосферу поэтического произведения, составляя контекстуальную основу композиции и художественного содержания.

Вид

Композиция стихотворения «Заметался пожар голубой…» - кольцевая: две последние строки первой и последней строф совпадают. Это символ жизненного круга, по которому движется судьба лирического героя. Кроме того, она задаёт эмоциональный тон стихотворения: помогает расставить акценты на отдельных рассуждениях, которые важны для создания особой атмосферы работы. Автор акцентирует внимание на фразах:

В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.

Они повторяются в конце и в начале стихотворения четыре раза. Таким образом, Есенин подчёркивает смысл, что для его лирического героя нехарактерно такое поведение - петь про любовь и не скандалить, ведь это он делал всю свою жизнь и молодость, и если он действительно отказывается от этого, он действительно начинает меняться.

Значение

  • Это круги порочной жизни, которые прошёл лирический герой до того, как внезапно встретил любимую женщину. Это своеобразные круги земного, порочного ада, из которого до поры до времени не было никакого выхода, пока не настала пора катарсиса ради возвышенного, небесного чувства.
  • Это безвыходность ситуации - «замкнутый круг», ведь, несмотря на то, что герой изменился и готов пересмотреть всю свою жизненную позицию, даже забыть о родине - возлюбленная не собирается разделять его чувств, поэтому остаётся одно: ненавязчиво убеждать её в том, что он готов жертвовать для неё многим. Но, тем не менее, всей сути это не меняет.
  • Особенности

    Ещё в композиционном построении имеет значение буква «з» - следует отметить, что она встречается в каждой строфе и придаёт особую певучесть стихотворению: с этой буквы оно начинается, и также она присутствует в строках, на которых сделан акцент.

    С точки зрения психолингвистического восприятия, «з» может означать, к примеру, звонкость и ясность светлого чувства, впервые испытанного лирическим героем: оно подобно внезапному колокольному звону. А колокольный звон в некоторых стихотворениях Есенина (к примеру, в стихотворении «Колокол дремавший…» (1914)) - символ радости, света, чистоты. Вот также и здесь внезапно слышится радостный поднебесный звон в поэтической душе, и с помощью этой звукописи автор передаёт настроение стихотворения - читатель тоже слышит этот символический звон.

    Немаловажны для композиции стихотворения и различные стилистические нюансы, к которым прибегает поэт. Некоторые слова соответствуют одному стилю, а некоторые из него выпадают. Это, например, просторечия: «родимые», «зелие». Так поэт подчёркивает своё простое происхождение, которое связывает его с родиной, но в связи с кардинальными изменениями в жизни, он готов про неё забыть, то есть - отказаться от того, что ему дорого. «Зелие» - слово из старорусского, дореволюционного наречия, которым называли алкоголь, имея в виду «зелье дьявола». При помощи ассоциативной связи автор подчеркнул былую причастность лирического героя к миру грехов и пороков.

    Образ лирической героини

    Образ женщины, встреченной лирическим героем, сравнивается с осенью - это ещё один философский, элегический элемент данного стихотворения, который символизирует конец прошлых дней - подобно тому, как приход осени означает конец лета. Кроме того, в философском понимании «осень жизни» - означает период зрелости, взросления души, осознания всех предыдущих грехов, пороков и ошибок, что и происходит в данном случае с лирическим героем. На фоне «голубого пожара» - то есть внезапных и буйных чувств поэта, появляется осень со всеми её золотисто-карими оттенками увядания, и расставляет всё на свои места. Что-то навсегда утрачивает смысл, а что-то - приобретает его с тех пор, как женщина-осень приходит к нему. Грустная пора наступает в саду его души, который перестаёт быть запущенным. И после ее прихода он уже никогда не станет прежним, и всё то, что заставляло его радоваться, утратит для него былую прелесть, потому что он теперь будет осознавать бессмысленность и ненужность всего этого.

    Темы

  1. Несмотря на название цикла – «Любовь хулигана», любовь в нём - не основная тема. Более звонко и убедительно звучит мотив бренности человеческого существования. Вместе с жизнью проходит всё: и несчастья, и невзгоды, стихают страсти и ничего не остаётся счастья - таков общий смысл данного этапа творчества Есенина.
  2. Еще одна тема стихотворения - любовь к определённой женщине. Женский образ имеет некоторые черты в стихотворении - «глаз златокарий омут», «поступь нежная, лёгкий стан», «волосы цветом в осень». Лирический герой отличает ее от всех других, на которых он ранее был «падкий». Она перевернула всю жизнь влюбленного хулигана, поэтому он ради неё собирается отказаться от пьянства, стихов и разгула. Дама сердца заставляет его забыть даже о родине - в его душу врывается что-то неизведанное и не испытываемое им ранее, и он готов полностью подчиниться этому чувству.
  3. Ещё одна тема этого стихотворения - тема отречения от прошлого во имя нового идеала души.
  4. Автор называет сердце возлюбленной «упорным», из чего понятно, что она к нему чувств не питает и не желает быть с ним. Однако нельзя не отметить, что и к этому он относится с уважением, так как не характеризует его более резким, колким словом - «упрямство». Он лишь безропотно, не настойчиво просит её заглянуть в его душу и рассмотреть там его чувство. Эта робость объясняется тем, что он меняет взгляд на свою жизнь, в которой он, скорее всего, принуждал других женщин быть рядом с ним. Но теперь настал особенный случай, когда он больше не желает покорять их, а желает сам покориться.
  5. Герой в этом стихотворении не только испытывает внезапно охватившее его новое чувство, но и с не меньшей эмоциональной напряжённостью анализирует свою прежнюю жизнь, только в несколько ином тоне. Он сквозь призму пренебрежения и даже некоторого презрения смотрит на себя прежнего, осознавая всю нелепость прошлого. Ключевое слово в стихотворении, которым выражено его отношение к себе - «запущенный». В нем выражен экзистенциализм его прежнего существования - в нём просто не было смысла, поэтому он «запустил» свой сад, то есть свою душу. До того, как начал метаться «пожар голубой» в его сердце и подсознании, не было ничего такого, из-за чего можно было бы начать ценить жизнь.

Смысл

Смысл этого стихотворения - в необыкновенной любви к женщине, поэтому и вспыхивает «пожар голубой» в сердце лирического героя. Этот цвет символизирует необычное чувство, которое ранее лирическому герою не доводилось испытывать. Из контекста становится ясно, что в его жизни вспыхивали только заурядные «огненно-красные» вспышки – земных страстей и земной, плотской любви, а теперь ворвался в его душу пламень небесной любви, ведь голубой - это цвет ясного неба.

В стихотворении лирический герой сравнивает себя с запущенным садом - это в данном случае символ порочной души, намёк на Эдем после изгнания оттуда первых людей. Их души были чисты и непорочны, а после совершения греха и изгнания из райского сада они наполнились пристрастиями и различными духовными нечистотами. У есенинского героя все наоборот: его душа, которую в стихотворении символизирует сад, сначала была грешна. А потом, благодаря женщине, которая стала для него идеалом, его сущность стала возрождаться и очищаться. То есть эта любовь равносильна возвращению в рай из грешной, разгульной, хулиганской жизни на земле.

Тематическая линия изменения собственной жизни чередуется с любовной линией: это понятно из особого расположения строф. Если, допустим, условно обозначить строфы стихотворения об изменении благодаря внезапному чувству буквой А, а строфы о любви буквой В, то получаем такое распределение: АА (1,2) - ВВ (3,4) - АА (5,6). Из чего видно, что всё же важность преображения преобладает над важностью чувства, об этом же свидетельствует соответствие двух последних строк первой и последней строф. Ведь не о возлюбленной говорит поэт, а о собственном преображении, таким образом, подчёркивая, что раз он изменился - значит, и в самом деле в его жизнь ворвалось что-то великое и необыкновенное. Это - доказательство подлинности чувств путём самопознания.

Средства выразительности

Певучесть и особый символический «звон» стихотворению также придают ассонансы. Например, в первой строфе, где ударение в семи случаях падает на «а». Частота ударения на «а» помогает расставить звуковые акценты и обратить внимание на значимые элементы.

Другой, не менее часто встречающийся тип ассонанса в стихотворении - ударение на «е», которое, например, также встречается в двух последних строках первой и последней строф стихотворения: в слове «первый», то есть именно на нём сделан смысловой акцент. С помощью этого числительного подчёркнута новизна чувств лирического героя, его новое отношение к жизни.

Также немаловажны ударения на «о» - они встречаются в таких словах, как: «голубой», «любовь», «омут», «прошлое», «другому», «упорным», «покорным», «забросил», «осень». Для примера возьмём слово из второй строки третьей строфы - «омут», которое употреблено при помощи инверсии - следовательно, на нём сделан акцент, усиленный ударением. Внешне «омут» обозначает здесь глубину взгляда, но также у него есть скрытый смысл. Омут - наиболее глубокое место в водоёме. Следовательно, он символизирует глубину чувств героя, именно поэтому поэт акцентирует внимание на этом слове. Кроме того, буква «о» означает, как и кольцевая композиция, круги жизни лирического героя.

Оттенок эмоционального напряжения стихотворению придают такие слова, как, например, «заметался», «забросил», «скандалить». Кроме того, взволнованность, потрясение лирического героя усиливаются диссонансными рифмами - «сад – плясать»; «омут – другому»; «забросил – осень». Они создают гипометрический эффект, который намеренно нарушает общую мелодичность, таким образом, передавая хаотичность «пожара».

  • эпитеты, например: «родимые дали», «пожар голубой», «златокарий омут»;
  • анафоры, например: «В первый раз я запел про любовь/В первый раз отрекаюсь скандалить»;
  • инверсии, например: «пожар голубой», «сердцем упорным»;
  • сравнение: «Был я весь как запущенный сад»;
  • повторы, например: «Был я весь как запущенный сад,/Был на женщин и зелие падкий».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Сергей Александрович Есенин - личность весьма неординарная, но потому и исторически интересная. Именно он ввел в русскую поэзию полную свободу творчества. Это он создавал просто немыслимые по его временам хулиганские стихи, а от его гуляний в ночных кабаках «на ушах» стояла вся Москва. Так чем же так запомнился поэт, почему память о нем продолжает жить сквозь десятилетия, как Сергей Есенин пришел к своей мировой популярности, и о чем он говорит нам своими стихами на сегодняшний день?

Очевидно, что на творческий путь любого поэта влияет не только его окружение и внутренний мир, но и особенности биографии, то окружение, которое было рядом с ним, с самых юных лет и те события, которые талантливому человеку пришлось пережить за годы до и во время своего творческого пути. Для того чтобы разобраться в душевной организации поэта, важно обратить внимание на его жизнь.

"Заметался пожар голубой..."

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.

Был я весь как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Данное стихотворение является настоящим отражением души и любви поэта – именно оно раскрывает всю его хулиганскую сущность, которая готова полностью раствориться в настоящей, искренней любви. Поэт признается, что всю свою жизнь он провел в праздниках и гуляниях – но теперь, влюбившись по-настоящему, все это стало ему неинтересно, он просто хочет видеть глаза любимой, чувствовать ее присутствие и знать, что никогда не останется один.

Есенин, который славился своим хулиганским поведением, обещает своей возлюбленной больше не скандалить, не гулять по кабакам и не устраивать драк – это и есть настоящая любовь великого поэта – самая чистая, нежная и искренняя. Стихотворение показывает, что поэт готов отдать за настоящую любовь абсолютно все – он отказывается от всей своей привычной жизни, от алкоголя и ночных гуляний и даже от написания стихов, ставя их на одну ступень с собственной обезбашенностью.

Наверное, так сильно и искренне любить может только действительно талантливый и чувственный человек. Отдать все ради своей любимой, даже если у тебя совершенно ничего нет. Наверное, именно поэтому Сергей Александрович остается популярным и на сегодняшний день – на его стихи пишутся песни, его творчество и судьба изучаются не только в школах, но и в высших учебных заведениях, а его жизнь всегда окутана загадками и тайнами, потому его имя не уйдет с уст почитателей еще много веков.

Не каждый поэт Серебряного Века прошел такой сложный путь от простого деревенского парня к гуляке и хулигану, и от гуляки, разбойника и бабника к обычному влюбленному романтику. Не каждому дана возможность не только полюбить по-настоящему, но и воспеть эту искренность, нежность и самоотдачу в произведении.

Сергей Есенин. Жизнь.


Задолго до получения своей мировой известности и бурных романов с самыми шикарными женщинами России и Зарубежья, простой парень Сергей Александрович Есенин жил в самом обычном русском селе Константиново. Именно здесь он родился третьего октября 1895 года, и именно здесь прошли его ранние годы. Воспитанием мальчика занимались бабушка и дедушка.

Бабушка приучала юного Сергея к стихам – она знала много песен, басен и рассказов и радовала своего внука занятными историями. Дед обучал грамоте. Мама поэта в поисках лучшей жизни для своих детей была вынуждена работать в крупном городе – в селах на то время не было абсолютно никаких перспектив. Вскоре отсутствие перспектив заметил и подрастающий Сергей – именно это стало первым шагом в большом и великом творческом пути поэта.

В 1912 году Сергей Александрович Есенин бросил все, распрощался с родной деревней и отправился на поиски удачи в столицу своей горячо любимой Родины. Именно здесь он легко и успешно устроился на должность корректора в типографию и получил уникальную на то время возможность читать все, что попадалось под руку – всё это повлияло на развитие простого сельского парня, который так стремился к образованию. Сергей Александрович стал частью московского литературного кружка, неоднократно принимал участие в мероприятиях, которые проводились этой организацией и успешно зарекомендовал себя, но эта идиллия, стремление к учебе и рутинная работа наскучили поэту уже к 1914 году. В этот период своей жизни Сергей решил отказаться от серой и обыденной жизни и полностью посвятить свое время и душу написанию собственных стихотворений.

После такой резкой и радикальной перемены в жизни Есенина наступает совершенно новый период – стремительно растущая популярность в поэтических кругах, знакомство с интересными и уже известными творческими людьми. Все это дарило поэту вдохновение, и уже в 1915 году Есенин переезжает в Петроград, в самую гущу литературных событий, где становится частью движения новокрестьянских поэтов.

Крупные поэтические мероприятия, признание "своим" в поэтическом кругу – все это если не вскружило голову поэту, то зарядило его новыми силами. Призыв в армию для поэта не стал критической точкой – за него "похлопотали" и время в армии поэт проводит с удовольствием. Ему даже удалось познакомиться с самой императрицей и читать ей свои произведения. Уже на этом этапе своей жизни поэт демонстрировал свой буйный характер и гордый нрав – в выражениях он особо не сдерживался даже при самых высокопоставленных чинах, и часто развлекал сослуживцев стихотворениями с "крепким словцом".

Сергей Есенин. Женщины.


Сергей Александрович Есенин никогда не сомневался в собственной чарующей привлекательности. А десятки женщин, постоянно находящихся вокруг поэта, всеми своими действиями только подкрепляли его самооценку. В тяжелом для страны 1917 году Есенин нашел для себя прекрасный способ отвлечься от волнующих проблем – в этот период он встретил свою первую жену, Зинаиду Райх, с которой у поэта появилось на свет двое детей.

Расставание с Зинаидой произошло довольно стремительно, и в это же время Сергей Александрович решает перебраться обратно в свою любимую Москву – теперь вся культурная и литературная жизнь крутится именно в этом городе, а вся элита старается свое врем проводить именно в столице. Погоня за всеобщим признанием в литературных московских кругах для Сергея не проходит бесследно – уже вскоре после расставания с Райх поэт встречает новую любовь – Надежду Вольпин, от которой также у поэта рождается ребенок.

Кратковременные романы хоть и увлекали поэта на какое-то время, но не приносили нужного вдохновения – все чаще Сергей Александрович был замечен в состоянии алкогольного опьянения, но в то время его поведение пока не доходило до критической точки. Тем не менее звание хулигана поэт заслужил уже тогда.

Важным для поэта стал 1922 год – в это время он встречает знаменитую на весь мир танцовщицу Айседору Дункан и влюбляется в нее до беспамятства. Не удивительно, что чувства поэта оказались взаимными – заморская знаменитость прекрасно знала о славе скандального русского поэта. Влюбленные не могли полностью понимать друг друга – языковой барьер давал о себе знать, тем не менее пара поженилась и отправилась в крупное турне по миру. Инициатором поездки, конечно, была Дункан. Поездка сильно повлияла на Сергея Александровича – именно там начали твердо складываться его взгляды на жизнь, именно там его бунтарский характер достиг предела – буянил он даже под крылом покровителей самых высоких должностей. К сожалению, и этот роман поэта не продлился долго – сразу после окончания тура пара распалась и разъехалась по разным странам.

Последние годы Сергея Александровича складывались очень непросто. Многочисленные репрессии, расстрелы близких друзей, допросы, побеги, драки и алкоголь – все это привело сначала к тому, что поэт был вынужден прятаться в лечебнице, а после его жизнь внезапно прекратилась в гостинице Англетер, и обстоятельства подтверждают, что поэт не был самоубийцей:

Отношения с влиятельными покровителями были почти полностью испорчены, а власть всеми силами давила на поэта;

Травмы, найденные на теле поэта, говорят о сильном избиении;

В гостинице буквально перед смертью у поэта были посетители.

Какой бы ни была правда о загадочной смерти поэта, при жизни он показал и доказал всем "как умеет любить хулиган" - и эти строки живут в сердцах миллионов и сегодня.

Стихотворение

«Заметался пожар голубой…»

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали...

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Анализ стихотворения

«Заметался пожар голубой…»

В июле 1924 г. в Ленинграде Есенин выпустил новый сборник стихов под общим названием "Москва кабацкая", включающий четыре раздела: стихи как вступление к "Москве кабацкой", собственно "Москва кабацкая", "Любовь хулигана" и стихотворение как заключение.

В цикл "Любовь хулигана" вошло 7 стихотворений, написанных во второй половине 1923 года: "Заметался пожар голубой", "Ты такая ж простая, как все", "Пускай ты выпита другим", " Дорогая, сядем рядом", "Мне грустно на тебя смотреть", "Ты прохладой меня не мучай", "Вечер черные брови насопил". Все они были посвящены актрисе камерного театра Августе Миклашевской, с которой Есенин познакомился после возвращения из-за границы.

Мотив "уходящего хулиганства", отречения от скандалов, сожаление о том, что был он весь, "как запущенный сад", прозвучали в первом стихотворении цикла "Заметался пожар голубой".

Здесь лирический герой недвусмысленно заявляет: "Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки". Смысл своего существования он видит в том, чтобы смотреть на любимую, "видеть глаз злато-карий омут", касаться тонкой ее руки и волос ее "цветом в осень". Для героя становится важным доказать любимой, "как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным". Ради любви он не только отрекается от прошлого, он готов забыть "родимые дали" и отказаться от поэтического призвания. Герой чувствует возможность обновления под воздействием любви, и в стихотворении это выражено сослагательным наклонением "мне бы только смотреть на тебя", " я б навеки забыл кабаки", " я б навеки пошел за тобой".

Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение (заметался пожар). Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Метафору (и волос твоих цветом в осень) и эпитеты (голубой пожар, легкий стан) придают стихотворению плавность и поэтичность. Сравнение (как запущенный сад). Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер.

Прощаясь с молодостью и любовью, поэт сохраняет веру в жизнь и счастье. От надрывных вопросов и безысходных суждений он приходит к убеждению, что это не конец жизни, но завершение определенного жизненного этапа - "былой жизни".

Исследовательская работа

Опираясь на книгу автора А.Журавлева «Диалог с компьютером» мы провели исследовательский эксперимент звукового соответствия стихотворения Сергея Есенина «Заметался пожар голубой…». Многочисленные экспериментальные данные, приводимые автором в книге, убеждают нас, что звуки речи не только содержательны, но и еще окрашены в восприятии каждого из нас в различные цвета. Носители языка, а в нашем случае поэт Есенин, окрашивают гласные вполне определенно. Основываясь на таблицы, приводимые Журавлевым в своей книге «Диалог с компьютером», мы провели следующие действия:

1) Подсчитали общее количество всех гласных букв (214);

1) Подсчитали количество гласной е (38), и (35), о (44), а(я) (60), у(ю) (20), ы (17);

1) Просчитали частоту использования определенной гласной в данном стихотворении.

38 : 102

На основании данных вывели отношение к норме. Таким образом гласная е превышает норму в 1,7р., а она несет зеленый цвет;

1) Сделав просчеты звукоцветового соответствия стихотворения «Заметался пожар голубой…», мы составили таблицу «Звуковые соответствия в лирическом произведении Сергея Есенина».

Звуковые соответствия стихотворения

«Заметался пожар голубой…»

Темные оттенки (буквы) и, у(ю), ы : 2,2+0,8+3,3=6,3

Светлые оттенки (буквы) е, о, а(я) : 1,7+1,5+2,4=5,6

Гласные, передающие светлые оттенки, создают определенный фон стихотворению: тепло (желтый), жизнь (зеленый, красный). На наш взгляд фон стихотворения созвучен с темой любви лирического героя к женщине. Но все же в стихотворении преобладают темные оттенки: синий, который передается гласной и , темно-синий, темно-зеленый, который передается гласной у(ю) и преобладание черного, коричневого оттенка, передаваемого гласной ы . Если идет преобладание того или иного цвета выше нормы, то данный цвет создает настроение стихотворения, поэтому на наш взгляд настроение грусти, печали, мольбы передаются именно этими цветами.

Анализ стихотворения Сергея Есенина Заметался пожар голубой по плану

План

1. История создания

2.Жанр

3.Тропы и образы

4.Композиция

5.Идея

6.Основная мысль

История создания

3 августа 1923 года после пятнадцати месяцев путешествий по Соединённым Штатам Америки со своей женой, танцовщицей Айседорой Дункан, Сергей Александрович вернулся в Советский Союз.

К тому времени они с Айседорой находились на грани развода - тот образ жизни, который вела его жена, и та культура, к которой она принадлежала, оказались чужды мироощущению а.

Кризис отношений приводил его в уныние; он чувствовал пустоту в душе и подспудно мечтал о чём-то, что могло бы снова изменить его жизнь в лучшую сторону. Согласно мемуарам Анатолия Мариенгофа, его друга, Сергей Александрович был опечален отсутствием у себя стихотворений о настоящей любви - он всегда писал лишь о том, чему был свидетелем, или что пережил, а влюбляться ему ещё не доводилось.

Айседора была его страстью, и он жаждал чего-то большего. По воле судьбы, в тот же день, 10 августа, когда Есенин говорил с Мариенгофом об этом, он встретил Августу Миклашевскую, актрису Камерного театра, и под впечатлением от свидания с ней вечером написал стихотворение «Заметался пожар голубой…», открывающее цикл «Любовь хулигана».

Жанр

Данное стихотворение принадлежит к жанру элегии, так как затронута тема любви и её влияния на жизнь человека.

Тропы и образы

Есенин был настоящим мастером анафоры. Здесь есть несколько её примеров, каждый из которых имеет своё значение. Так, в начале и конце стихотворения использована анафора «В первый раз», подчёркивающая новизну происходящего в жизни Есенина. Следующая анафора - «Был» - акцентирует внимание на том, что прежний образ жизни уходит в прошлое; ранее любивший веселье Есенин теперь говорит, что ему «разонравилось… терять жить без оглядки».

Он сравнивает себя с запущенным садом, обличительно называет алкоголь «зелием» и характеризует свои прежние увлечения как падкость на женщин. Далее следует описание Августы. Влюблённый Есенин в восхищении её образом: он одаривает её прекрасными эпитетами: «глаз злато-карий омут», «поступь нежная», «лёгкий стан», «сердцем упорным». Метафора, используемая им в описании взгляда Августы, говорит о том, что он невероятно очарован ей - он тонет в её глазах, как в омуте.

Далее по тексту встречается ещё одна метафора, связанная с Августой - «волос твоих цветом в осень». Любовь Есенина к осени известна, и теперь он сравнивает цвет волос женщины, взбудоражившей его душу, с цветом любимого времени года. Новая анафора - «Как умеет» - подчёркивает готовность Сергея Александровича измениться. Для него много значил его образ «хулигана» - в своих стихотворениях он не раз рисовал себя как весёлого гуляку с лёгкой походкой, шагающего по жизни с улыбкой. Тем более серьёзно звучат его слова о покорности и почти обещания: «Я б навеки забыл кабаки / И стихи бы писать забросил».

Композиция

Стихотворение закольцовано: в первой и последней строфах третья и четвёртая строчки звучат одинаково. Они выбраны не случайно: «В первый раз я запел про любовь, / В первый раз отрекаюсь скандалить» - Есенин говорит здесь о том, как ново для него испытываемое чувство. Это стихотворение очень напоминает по композиции исповедь: в самом начале Сергей Александрович признаётся в том, что испытывает любовь впервые, и кается в том, что старый образ жизни перестал приносить ему удовлетворение. Теперь, когда он встретил Августу, он готов любить только её и пойдёт за ней на край света.

Идея

Как и во всей лирике Сергея Александровича, в этом стихотворении создан образ человека с открытым сердцем, умеющего любить жизнь во всём её великолепии, будь то красота природы родной страны, весёлая прогулка по кабакам или женщина. Но именно здесь намечается духовный прогресс бывшего повесы - он понимает, что есть вещи, которыми можно пренебречь ради чего-то более возвышенного.

Основная мысль

Есенин в данном стихотворении говорит о преображающей силе любви: он, ранее понимавший только прелести разгульности и страсти, готов пожертвовать привычными радостями жизни ради любимой женщины. Он растёт над собой и учится «быть покорным».

Текст стихотворения

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил.

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали...

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Похожие публикации