Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста. Конспект занятия по логоритмике в старшей логопедической группе с ффн «путешествие в зимнюю сказку» - конспекты занятий - каталог статей - логопе

Цель - преодоление фонетико - фонематического недоразвития речи детей путем коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

1. Закреплять знания детей о признаках зимы.

2. Развивать связную монологическую и диалогическую речь.

3. Совершенствовать общую и мелкую моторику.

5. Воспитывать любовь к природе и заботу о ней.

Словарь: зима, сугробы, снежный, морозный, вьюга, иней, гололед, берлога.

Оборудование: костюмы Зимы, медведя, снежинки из бумаги, елка, макет берлоги, фонограммы звуков вьюги, рева медведя, хруста снега, проектор, презентация «Картины зимы».

Предварительная работа : изучение тем «Зима», «Животные зимой», тематические беседы, рассматривание сюжетных и предметных картинок, разучивание логоритмических упражнений.

Ход занятия:

I. Организационный момент: входит педагог в костюме Зимы.

Зима: Здравствуйте дети! Какое сейчас время года? А почему вы так решили? (дети перечисляют признаки зимы). А хотите попасть в зимнюю сказку? (ответы детей). Ну, тогда я приглашаю вас!!!

II. Основная часть.

Зима: Ребята, а пойдем на лыжах?

Упражнение - разминка «В лес на лыжах мы пойдем»

Зима: Вот мы с вами и попали в зимнюю сказку! Чтобы нам дальше продолжить свое путешествие, давайте вспомним, какие явления природы зимой бывают? (дети отвечают)

Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса «Вьюга»:

Морозная, седая, с ледяной клюкой

Вьюга ковыляет бабушкой Ягой

Вьюга воет «З-з-з-з-з-з-з» (все звуки с усилением то тихого до громкого)

Лес от вьюги застонал «М-м-м-м-м-м»

Стонут тяжело дубы «М-м-м-м-м-м»

Сосны и ели шумят «Ш-ш-ш-ш-ш-ш»

Вьюга стихает «С-с-с-с-с-с» (то громкого до тихого)

Зима: Ох, и застудила нас вьюга!!! А тут еще и мороз заморозил!!!. Надо нам, ребята, отогреться.

Упражнение «Вот на улице мороз»

Зима с детьми тихонько подходят к берлоге. Слышно тихое рычание медведя.

Зима: Ой, смотрите, что это здесь? И кто там рычит? (ответы детей) Не надо нам будить зимой медведя. Давайте ему тихонько колыбельную споем.

Упражнение «Медвежата в чаще жили…»

Зима: (подходит к елке) Смотрите какая красивая елочка в нашем сказочном лесу! А под ней нас ждет сюрприз (дети находят под елкой снежки)

Подвижная игра «Снежки» (Зима предлагает покидать снежки, погреть руки теплым дыханием «ш-ш-ш-ш-ш»)

Зима: (с показом на экране снегопада). Ребята, посмотрите, что это с неба на нас падает? (ответы детей)

Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку»

Зима: Немного потеплело, можно слепить снеговика!

Упражнение «Лепим снеговика»

Зима: А сейчас, внимание, раз, два, три, четыре, пять - будем как снеговики плясать.

Дети под музыку изображают снеговиков, а в конце имитируют таяние.

III. Зима: До свиданья, зимний лес!

Было много здесь чудес!

Возвращаемся домой,

Еще встретимся с тобой!

Зима спрашивает детей о том, что им понравилось и запомнилось в зимнем сказочном лесу.

Марина Шарлаева
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ФФН, в подготовительной группе детского сада «Звуки [с]-[с’]»

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ФФН , в подготовительной группе детского сада .

Тема : Звуки С и Сь

Цели :

1. Закрепление правильного произношения и различение звуков .

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Упражнение в произнесении слов сложного звуко- слогового состава .

4. Звуко- слоговой анализ слова мост .

5. Словообразование и согласование с существительными

относительных прилагательных.

6. Развитие слухового внимания

7. Развитие мышления, внимания, активизация умственной

деятельности.

Оборудование :

1. Картинки с изображениями космического корабля, космонавтов, животных, продуктов питания.

2. Куклас элементами костюма «марсианки» .

3. Глобус.

4. Цветные символы звуков .

Речевой материал : звукоподражания , слоги, слова, стихотворения.

План занятия :

1. Организацонный момент.

2. Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно .

4. Произношение звуков Си С* в словах и словосочетаниях.

5. Произношение звуков С и с* в предложениях.

6. Произношение звуков Си С* в стихотворении.

7. Итог занятия .

1. Организационный момент.

Л : Матвей, отгадай мою загадку :

«Светит, сверкает,

Всех согревает».Что это?

Р. Солнце.

Л : Как ласково называем его?

Р : Солнышко.

Л : Представь, что солнышко согревает твои руки, лицо, тебе приятно.

(расслабление) .

Подул холодный ветер, тебе стало холодно.

(напряжение) .

Опять засверкало солнышко.

(расслабление) .

2. Сообщение темы занятия .

Уточнение артикуляции и произношение звуков С и С* изолированно .

Л. Какой звук ты услышал в слове солнышко?

Л : Какой первый звук в слове сияет ?

Л : Какой из них мягкий согласный?

Произнеси твердый звук .

Оба эти звука-какие ?

Р : согласные.

Л : Сегодня мы с тобой отправимся в космическое путешествие, и повторим звуки Си С* .

3. Развитие фонематического восприятия.

Л : Матвей, слушай внимательно, я называю планеты, а ты выбирай на какую полетим :Венера, Марс, Юпитер, Сатурн.

Р : На Марс.

Л : Кого мы можем там встретить?

Р : Марсиан.

Л : Как называют мужчину?

Р : Марсианин.

Л : А женщину?

Р : Марсианка.

Л : А кто мы?

Р : Земляне.

Л : Почему нас так называют?

Р : Мы живем на планете Земля.

Л : Кем мы будем в полете?

Р : Космонавтами, астронавтами.

4. Произношение слов сложного звуко- слогового состава .

Л : Матвей, откуда стартуют космические корабли?

Р : С космодрома.

Л :(логопед показывает глобус ) .

Это глобус. Вот наша страна. А вот Плесецк. Российский космодром находится в Плесецке. На чем бы нам туда побыстрее добраться?

Р : На самолете.

Л : Приготовься, заведем моторы, полетели.

(круговые вращения руками, руки в сторона, сведение и разведение пальцев

Л : А вот и космодром. (выставляются картинки с изображением ракеты, космодрома) .

Можно ли лететь в космос в нашей одежде? Что мы наденем?

Р : Скафандры.

Л : Матвей, ты в чем?

Р : В скафандре.

Л : Что такое скафандр?

Р : Космический костюм.

Л : Внимание! Приготовься к полету. 10,9,8.7,6,5,4,3,2,1. Пуск! Закрой глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые голова, руки, ноги. Открой глаза. Мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости. Как ты понимаешь это слово?

Р : Нет веса. Нет притяжения. Там все летает.

Л : Покажи разные позы человека в состоянии невесомости.

Р :(ребенок показывает различные движения) .

Л : А сейчас посмотри в иллюминатор.

5. Произношение звуков С и С* в словосочетаниях.

Л : Возьми фотоаппарат, мы будем фотографировать Землю. Нам говорят, что нужно фотографировать. Лес, сосна. Что будем снимать?

Р : Сосновый лес, сосновые леса.

Л : Абрикосы, сад.

Р : Абрикосовый сад, Абрикосовые сады.

Л : Апельсин, сад.

Р : Апельсиновый сад, апельсиновые сады.

Л : Кокосы, роща.

Р : Кокосовые рощи.

Л : Слива, сад.

Р : Сливовые сады.

6. Звуковой анализ слова мост .

Л : Из центра управления получен сигнал : проверить одно место на реке Днепр. Расшифруй это ---м, о, с, т.

Р : Мост.

Л : Стукни столько раз, сколько звуков в слове .

(Обозначение звуков сигналами , уточнение последовательности и количества звуков ).

7. Произношение звуков С и С* в предложениях.

Л : А сейчас мы выходим на связь с Землей. Передай радиограмму из следующих слов :

Пролетать, Северный полюс, над

Р : Пролетаем над Северным полюсом.

Л : Видеть, караван, суда

Р : Видим караван судов.

Л : над, пролетать, пустыня

Р : Пролетаем над пустыней.

8. Произнесение звуков С и С* в стихах .

Пилот в космической ракете

На землю глянул с высоты.

Еще никто, никто на свете

Такой не видел красоты.

«Ах. Какая красота!

Не страшна нам высота!

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами.

(эмоциональное чтение стихотворения хором) .

9. Развитие связной речи. Развитие функции языкового анализа и синтеза.

Л : Вот мы и прилетели на Марс. (показ куклы) .

«Я марсианка Сусасея. Кто вы такие?»

Р : Мы земляне. Наша планета – Земля.

Л : «Интересно, какая она? Что есть на Земле?»

Как нам познакомить марсианку с Землей?

Давай пригласим ее в космический корабль. Покажем ей посуду.

Р : Это стакан, из него пьют сок.

Это солонка, в нее насыпают соль.

Это сковорода, в ней жарят мясо.

Это кастрюля, в ней варят.

Это сахарница, в нее насыпают сахар. (сухарница, соусник, масленка,

Салатница, супница, судок, миска, салфетница, самовар, термос, поднос).

Л : Покажи ей продукты питания.

Р : Сосиски, мясо, колбаса,

Сметана, масло, сметана, сыр,

Салат, чеснок, капуста,

Апельсин, слива, персик,

Л : Матвей, расскажи Сусасеи о природе Земли. Какие звери живут на Земле?

Р : (рассматривание картинок) .

Дикие- слон, лось, носорог, рысь, лиса.

Домашние- свинья, гусь, собака

Птицы- сова, клест, скворец

Л : Нашей гостье очень понравился твой рассказ.

Оставим ей что –то на память. Давай подарим ей лису.

(Выкладывание из цветных кружочков схему слова лиса) .

Л : Нам пора прощаться. Мы возвращаемся домой.

10. Итог занятия .

Л : Какие звуки мы повторяли сегодня?

Р : Звук С и С* .

Чтение скороговорок :

У Сани нос в сметане.

В сундуке на судно

Несут посуду.

Л : Матвей, ты очень хорошо занимался. Дома нарисуй предметы в названии которых есть звуки С и С* , а потом мне покажешь.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Автоматизация звука [Ш] в словах» «Автоматизация звука Ш в словах». Цель: Ребенок научится произносить звук Ш в середине слова. Задачи: закрепить произношение звука Ш в.

«Грибы». Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР. Тема: «Грибы». Задачи: -формирование слоговой структуры.

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Р]» Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе

Тема. Звук Ч

Цель: закрепление правильного произношения звука Ч. Анализ и синтез односложных слов типа "кот" (повторение) и двусложных слов типа "ручка". Составление предложений с разделительным союзом "или". Чтение слогов и односложных слов,

Оборудование: предметные картинки на Ч, карточки-схемы слов, тетради, ручки.

1. Организационный этап.

Садятся на свои места дети, которых логопед назовет ласковыми именами: Сенечка, Леночка, Санечка, Томочка, Людочка, затем садятся все остальные.

Детям раздаются картинки, на которых изображены различные предметы (чайник, ключ, мяч, кирпич и т. д). Они четко проговаривают слова, выделяют звук, который встречается во всех этих словах, определяют его позицию.

2. Воспроизведение слоговых рядов:

а) ач - уч - ач - ыч яч - еч - ич - юч уч - оч - ач -ыч юч - яч -ич - еч ыч -оч -уч - ач яч -юч -ич -еч

б) - Произнесите столько раз слог АЧ, сколько услышите хлопков.

3. а) - Прослушайте слова и назовите те из них, которые обозначают:

родственные отношения (дочь, дочка, внучка);

профессии (врач, учитель, почтальон);

растения (ячмень, гречиха, черника);

птиц (рябчик, грач);

б) - какие новые слова образовал звук У? у дача дочка

в) детям раздаются картинки. Задание: измените слова так, чтобы слышался звук Ч:

река - (речка) рука - (ручка) лиса - (лисичка) паук - (паучок)

г) запишите отгадки в клетках схемы:

Течет, течет, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Речка)

Упадет - подскочит,

Ударишь - не плачет.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в реке.

д) - правильно произнесите чистоговорку:

Чу-чу-чу - чу-чу-чу -я сейчас зажгу свечу,

Ча-ча-ча - ча-ча-ча -Торит яркая свеча.

Чи-чи-чи - чи-чи-чи -Сели мы вокруг свечи,

Че-че-че - че-че-че -Почитаем при свече!

Ча-ча-ча - ча-ча-ча -Догорела вся свеча.

4. Игра -"Веселая викторина".

На циферблате нарисованы картинки: бочка, удочка, чулочки, кот, мак, лампочка, веточка, ручка.

Логопед предлагает рассмотреть картинки и назвать слова, состоящие из трех слогов. Оставшиеся слова (кот, мак, бочка, ручка) используют для звуко-слого-вого анализа. Далее детям раздаются карточки со слогами. Они читают их, добавляют буквы, чтобы получились слова (ма-к, ко-т, ра-ма и т. д).

5. Игра "Расскажи, что ты хочешь делать?"

На столе у детей лежат конверты с предметными картинками (книга, качели, чемодан, карандаш, печенье). Дети должны самостоятельно придумать действия, которые можно выполнить с этими предметами (в названии действий обязательно должен быть звук Ч) и рассказать, что они хотят делать. Например: "я хочу читать книгу; качаться на качелях; чинить чемодан; точить черный карандаш; печь печенье".

Затем организуется диалог, когда дети, обращаясь друг к другу, задают вопросы типа: "Ты хочешь читать книгу или качаться на качелях?", "Ты хочешь чинить чемодан или точить черный карандаш?"

6. Итог занятия.

Дети рассказывают, чем они занимались на занятии, какие виды работ им больше всего понравились, затем четко произносят звук, который изучали на занятии. В заключение каждый ребенок выбирает себе предмет, который он называет с уменьшительным значением. Обязательным является наличие в слове звука Ч: (платочек, кувшинчик, тетрадочка, шкафчик, шкату-лочка).

Дифференцированная оценка работы детей.

Егоршина И.Н., учитель-логопед.

Цель: Закрепление произношения и различение звуков [л ] –

1) Четкое произнесение звуков [Л] – [Л’].

2) Совершенствования умения давать характеристику согласным звукам.

3) Развитие фонематического восприятия.

4) Активизация мыслительной деятельности (внимание, долговременной памяти).

5) Употребление предложений с однородными членами.

6) Воспитание навыков коллективной работы.

Оборудование: 1)магнитная доска; 2)указка 3) зеркало 4) демонстрационный материал: предметные картинки, картонные куклы

5) Раздаточный материал: карточки поделённые на 3 части, фишки (зелёного и синего цвета)

Речевой материал: [Л] – [Л’]. звуки; слова, предложения.

План занятия.

. Организационный момент. . Изучение нового материала

а) Знакомство со звуками [Л] – [Л’].

б) Характеристика звуков

в) Определение места звука

. . Физкультминутка. Закрепление изученного материала

а) Определение места звука [Л’] в слове

. Итог занятия.

Ход занятия.

1) Организационный момент.

Л: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть! Надеюсь сегодня на занятии, вы будите себя хорошо вести, будите стараться. Сядьте ровненько, спинки выпрямите.

Л: Дети сегодня к нам в гости пришли девочка Лола и мальчик Лёша. И принесли с собой вот такой волшебный мешочек. В котором находятся не большие стишки для вас. Но, пока они искали ваш садик, некоторые слова из стишков потерялись. Давайте поможем Лоле и Лёше вернуть слова на своё место.

Л: Вы хотите помочь девочкам?

Л: Ну тогда начнём!

Л: Тихо-тихо снег идёт,

Белый снег мохнатый

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе…

Д: Лопатой

Л: На скамейке у ворот

Лена горько слёзы …

Л: Подготовлен самолёт

Он отправился в …

Л: Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую …

Л: У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из …

Л: Молодчина эта Лина

Лепит всё из пластилина.

Л: Крошка-сын к отцу пришёл

И спросила кроха

Что такое…

Л: Лейся дождь, весёлый

Мы с тобою дружим

Хорошо нам бегать

Босиком по …

Л: Молодцы! Вы очень помогли Лоле и Лёше! И им очень понравилось у вас в гостях! Можно они останутся с вами до конца занятия?

. Изучение нового материала

Л: Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [л ] – [ л’]

Л: А давайте с вами вспомним, чем звук отличается от буквы?

Д: Тем, что букву мы пишем и читаем, а звук мы произносим.

Л.: Давайте возьмём зеркала и произнесём звук [ Л ].

(Дети берут в руки зеркала и произносят звук, наблюдая за движениями органов артикуляции).

Л.: А теперь звук - [ Л’ ].

Л.: Ребята, какие это звуки?

Д.: Согласные.

Л.: Какая преграда?

Д.: Зубы, язык.

Л.: Кто может сказать три слова о звуке [ Л ]?

Д.: Согласный, звонкий, твёрдый.

Л.: А кто может сказать три слова о звуке [ Л’ ]?

Д.: Согласный, звонкий, мягкий.

Л.: А чем звук [ Л ] отличается от звука [ Л’ ]?

Д.: Тем, что [ Л ] – твёрдый, а [ Л’ ] – мягкий.

Л.: Совершенно верно. Молодцы, ребята.

Л.: Сейчас мы с вами возьмём карточки, поделённые на три части. Я буду вам показывать картинки, а вы будете говорить: что на них изображено; находить звук [ Л ] и класть квадратик на нужное место. Но для начала, давайте вспомним: каким цветом обозначается согласный звук?

Д.: Синим.

. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Руки на бок мы поставим,

Влево, вправо повернулись,

Наклонились, потянулись.

Руки вверх, руки вбок.

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку!

Молодцы мои детишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой, вот так.

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно.

(Дети повторяют движения, которые показывает логопед.)

Л: А сейчас мы с вами продолжим находить место звука в слове.

Л: Теперь мы будем искать в словах звук [л’]

(Логопед показывает картинки, а дети называют, что на них изображено, и где находится звук [л’])

Л: Молодцы вы так хорошо работаете!

Л: Отложим карточки в сторону! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались!

Л: С какими звуками мы познакомились?

Д: Со звуками [л] - [л’]

Л: Что вы узнали сегодня нового?

Л: Молодцы! Вы все сегодня хорошо занимались!

Все очень старались! Лоле с Лёше тоже очень понравилось, как вы работаете! И мы с ними посоветовались и решили наградить вас всех медалями!

(Логопед одевает медали детям на шею)

Л: Всё наше занятие подходит к концу! Я очень рада была вас видеть! До свидания!

Тема: Звук С.

Цель: закрепление навыка различения на слух и правильного произношения звука С; упражнения в звуковом анализе и синтезе.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Дети стоят вокруг логопеда. Логопед показывает картинки и просит назвать одну лишнюю:

Помидоры, лук, слива клен, ива, сова

Яблоко, груша, капуста волк, медведь, миска

Платье, рубаха, стакан голуби, ворона, лиса

Дети объясняют, почему данная картинка – лишняя.

Логопед сажает детей на места, отобранные картинки стоят на фланелеграфе. Дети определяют, какой звук повторяется во всех этих словах(с) и дают ему характеристику.

2. Игра «Самолет».

Логопед с детьми отправляется в «полет на самолете». Надо придумать, какие вещи брать с собой. В их названии должен присутствовать звук С. При входе в «самолет» стоит «стюардесса» и проверяет, правильно ли выбраны вещи- картинки. Ребенок, входя в «самолет», говорит: «Я взял с собой в самолет: сок, сумку, сапоги и т.д.» . Дети садятся на места. Оказывается, что самолет не простой, а волшебный. Чтобы он взлетел, надо произнести волшебные слова:

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Дети хором произносят стихотворение, а затем выбирают слова со звуком С.

3. Игра «Найди нужное слово».

Логопед показывает и называет картинки: лес, лиса, собака, усы, коса, санки.

Грибы растут в огороде (лесу).

Заяц убегает от мышки (лисы).

Дом стережет кошка (собака).

Траву косят сапогом (косой).

У дяди Саши длинные косы (усы).

4. Физкультминутка. Игра «Сова».

Дети хором произносят стихотворение:

Сова, сова, сова. Совиные глаза,

Сидит сова на суку

Во все стороны глядит.

Да как слетит!

Один из детей назначается совой. После последних слов «сова» летит и ловит кого- то из детей. Пойманный ребенок становится «совой».



5. Игра «Придумай слово».

Выбирается ведущий. На столе лежат кубики со слогами: СА, СУ, СО, СЫ. Ведущий берет любой кубик и с этим слогом придумывает слово: (сад, суп, сок, сын).

6. Логопед просит ребят внимательно послушать рассказ:

«Наступила зима. Выпал снег. Саня и Соня идут гулять. У них совок и санки. Саня лепит снеговика. А Соня катается на санках».

У детей на столах лежат по две картинки:

Зима и снег. Лето.

Саня и Соня зимой. Саня и Соня летом.

Санки. Самолет.

Совок. Лопата.

Саня и снеговик. Саня и удочка.

Соня и санки. Соня и мяч.

После повторного чтения рассказа дети выбирают те картинки, которые подходят к тексту, а затем выставляют их в нужной последовательности. По желанию отдельные дети рассказывают текст с опорой на картинки.

7. Ведущий раздает детям конверты, в которых находятся 3 картинки и схема слова.

Дети должны выбрать ту картинку, которая подходит к схеме:

Стул, сом, носки.

Стакан, маска, нос.

Миска, фикус.

8. Итог занятия.

Дети называют звук, который учились правильно произносить (С).Затем называют слова со звуком С из рассказа. Выигрывает тот, кто правильно отобрал самое большое количество слов.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.

Тема: Звук З.

Цель: Знакомство со звуком З, формирование правильного произношения звука З.

Оборудование: предметные картинки, полоски и кружочки, пособие «Угадай слово».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слово со звуком С, СЬ.

2. Сообщение темы занятия.

Показываю картинки. Назови картинку. Какой звук есть во всех этих словах?

3. Артикуляция звука.

Давайте произнесем этот звук. Положили правую ладошку на горлышко. Произносим. В каком положении:

Губы- в улыбке;

Зубы- сближены;

Язык- за нижними зубами;

Какой звук З?

4. Введение понятия «характеристика звука».

Звук З- согласный, твердый. Это характеристика звука.

Если я попрошу дать характеристику звука, то вы должны мне сказать какой этот звук: гласный или согласный; если согласный- то какой- твердый или мягкий.

Дайте характеристику звуку З, С, СЬ.

5. Проговаривание слогов со звуком З.

ЗА- ЗА- ЗА ЗЫ- ЗУ- ЗЫ

ЗО- ЗО- ЗО ЗА- ЗУ- ЗО

ЗУ- ЗУ- ЗУ ЗЫ- ЗУ- ЗО

6. Выделение на слух слогов со звуком З.

Я буду называть слоги, а вы если услышите слог со звуком З- поднимите руку.

СА- ЗА- ЖА ЗУ- ЖУ- СУ

СО- ЗО- ЖО ЖУ- СЫ- ЗЫ

7. Проговаривание слов со звуком З.

Показываю картинку, дети по очереди называют предмет, определяют место звука в слове.

8. «Полоски и кружочки». Определение места звука в словах: коза, заяц, зал, зонтик, язык, мимоза, морозы.

9. Звуко- слоговой анализ слов.

10. Игра «Угадай слово».

По картинкам: произнести слова, выделить первый звук, какое из этих звуков получится слово?

1) волк, астра, заяц, аист, ваза.

2) Рояль, окна, замок, автомобиль, роза.

11. Итог урока.

Какой звук мы сегодня изучили?

Покажите артикуляцию звука.

Дайте характеристику звука.

Назовите слова со звуком З в начале, середине слова.

Данное занятие проводилось с подгруппой детей, имеющих фонетико- фонематическое недоразвитие речи.

Конспекты и анализ посещенных занятий.

Конспекты фронтальных логопедических занятий в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.(посещенные и проанализированные студентом).

Тема: Одежда. Ткани.

Цели: уточнить названия одежды; закрепить понятия: верхняя, нижняя (белье), праздничная, повседневная, летняя, зимняя, демисезонная одежда; уметь называть детали одежды; познакомить детей с названиями материалов; уточнить, кто шьет одежду, где и какие инструменты необходимы; учить согласовывать числительные с существительными.

Оборудование: демонстрационный материал – детская одежда, виды ткани.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет вещи, которые надеты на вас.

Как можно назвать все это одним словом? (Одежда).

2. Рассказ логопеда.

А) Одежду придумали люди в давние - давние времена. Ее делали из шкур животных, убитых на охоте. Одежда помогала людям согреться. Постепенно они научились делать ткани, и одежда стала меняться. Особенно женщины уделяли одежде большое внимание, хотели, чтобы она их украшала. Они шили одежду для улицы, для дома, для праздников, для девочек и мальчиков.

А мы сейчас с вами назовем эту одежду.

Какую одежду надевают на улицу? Какая это одежда? (Верхняя).

(Выставляются картинки с изображениями трусов, майки, футболки, ночной сорочки, пижамы).

На что мы ее надеваем? (На тело).

Какая это одежда? (Нижняя). А по-другому можно сказать – белье.

Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (Праздничная, нарядная).

- Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная).

Летом и зимой мы носим одинаковую одежду?

Летом какую одежду мы носим? (Летнюю). А зимой? (Зимнюю).

А демисезонную одежду мы надеваем весной и осенью. Между сезонами, между летом и зимой.

3. Физминутка (см. картотеку).

4.Б) Рассматривание рубашки.

Что это? (Рубашка).

Обговаривание с детьми деталей одежды. У рубашки есть спинка и две полочки. Воротник может быть – круглым, отложным, стоечкой, широким, длинным, узким, вышитым, кружевным и т.д.

Рукав может быть – длинным, коротким, широким, узким, прямым, расклешенным.

Манжета – широкой, узкой, большой, маленькой, кружевной, вышитой.

Карман – большим, маленьким, глубоким, мелким, накладным, внутренним, ложным. Застежки могут быть разные: пуговицы с петельками, молнии, кнопки, клепки, крючки, шнуровка, липучка.

Планка – длинная, короткая, широкая, узкая, вышитая, кружевная и т.д.

В) Рассматривание платья. Уточнение дополнительных деталей: пояс, ремешок, подол, хлястик, складки и т.д.

Г) Знакомство с тканями: шелк, ситец, сатин, вельвет, капрон, фланель, шерсть, байка, бархат, трикотаж, драп, хлопок, кашемир, атлас и т.д.

Знаете ли вы, из чего делают одежду? Из ткани. Ткани бывают разные: шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные, искусственные. Их изготавливают из ниток на ткацких фабриках специальные машины. А люди, которые работают на этих машинах, называются ткачами. После этого ткани раскрашивают специальными красками. И уже потом из них шьют одежду.

5. Д.и. «Закончи предложение».

Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять… (желтых рубашек).

Это нарядное платье, а на вешалке висят пять… (нарядных платьев).

Это кожаный плащ, а в магазине продаются пять … (кожаных плащей ).

Это шерстяные носки, а мама купила пять пар … (шерстяных носков).

Это драповое пальто, а портниха сшила пять… (драповых пальто).

6. Итог занятия.

Анализ занятия.

Тема, цель и содержание занятия соответствуют программе коррекционно-речевого развития и перспективному плану работы учителя-логопеда. При организации занятия учитывается возраст детей, а также их индивидуальные особенности. Проведена подготовка детей к предстоящему занятию, мобилизовано их внимание при помощи занимательного сюжета. В достаточном количестве на занятии используется демонстрационный и раздаточный материал. Структура занятия не нарушена, все этапы находятся в логической последовательности. Наблюдается разнообразие использования приемов привлечения внимания детей, которое успешно сочетается с коррекционно-развивающей ценностью этих приемов для педагога. На занятии присутствуют как фронтальные, так и индивидуальные формы работы. Весь процесс обучения строится на основе личностно-ориентированной модели. Педагог умело устанавливает контакт с группой детей, тактичен и в то же время требователен во время занятия. Предъявляет требования к детям с учетом их речевых возможностей и особенностями личности каждого ребенка. Цели занятия достигнуты, дети усвоили материал, данный на занятии.

Тема: « Транспорт».

Цели: закрепить знания детей о транспорте; уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, легковой, специального назначения; уточнить детали транспорта; образовывать прилагательные от существительных, приставочные глаголы; составлять описательные рассказы; развивать словарь.

Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением транспорта; раздаточный материал – картинки с изображениями разных видов транспорта, карточки с изображением частей машины и материала, из которого они сделаны.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет свою картинку. (У детей картинки с изображениями разных видов транспорта).

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О транспорте).

2. Беседа о транспорте.

Логопед выставляет картинки наземного транспорта и уточняет его виды. (Грузовой, легковой, пассажирский).

Логопед загадывает загадку:

Едет он, усатый,

Полный и пузатый.

Люди в нем сидят,

Смотрят и стоят. (Троллейбус).

Из каких частей состоит троллейбус? (Кабина, салон, колеса, руль, фары, двери…).

Как называются люди, едущие в троллейбусе? (Пассажиры).

Значит, троллейбус – какой транспорт? (Пассажирский).

Пассажирский транспорт может быть наземный и подземный.

Назовите наземный пассажирский транспорт.

Назовите подземный пассажирский транспорт.

Сравнение пассажирского транспорта: электричка и такси.

Транспорт может быть не только пассажирским, но и грузовым. Как вы думаете, почему он называется грузовым транспортом? Логопед выставляет картинки (грузовик, фургон, цистерна). Сравнение этих видов транспорта.

(Выставляются картинки – пожарная машина, скорая, милиция). Логопед с детьми обговаривает назначение каждой машины и уточняет понятие «транспорт специального назначения».

Какой легковой транспорт вы знаете? (Жигули, Волга, Москвич, Запорожец…). Почему этот транспорт называется легковым? Уточняется назначение легкового транспорта.

3. Физминутка.

Мы в автобус дружно сели, Дети садятся,

И в окошко посмотрели. Смотрят по сторонам,

Наш шофер педаль нажал, «нажимают» на педаль,

И автобус побежал. Убегают.

4. Игр. упражнение «Подбери слова».

А) Автобус (какой?) – быстрый, полный, мчащийся, красивый.

Троллейбус – веселый, разноцветный, гудящий…

Трамвай - …

Грузовик - …

Мотоцикл - …

Поезд - …

Б) Автобус (что делает?) – едет, идет, мчится, стоит, обгоняет, ползет.

Троллейбус – перегоняет, летит, подъезжает…

Трамвай - …

Грузовик - …

Мотоцикл - …

Поезд - …

В) Образование прилагательных от существительных (игра проводится на раздаточном материале):

Колесо из резины - …, кабина из железа - …, руль из пластмассы - …, сиденье из кожи - …, кузов из дерева - …, фургон из брезента - …, рельсы из железа - …, окно из стекла - ….

Г) Употребление приставочных глаголов.

Логопед выставляет игрушки: гараж, машина, мост, стоянка. Дети дополняют предложение.

Машина из гаража (выезжает). Машина вокруг гаража (объезжает). Машина к мосту (подъезжает). Машина с моста (съезжает). Машина перекресток (переезжает). Машина от стоянки (отъезжает). Машина в гараж (въезжает).

Составление описательных рассказов по картинкам.

Что это?

Какой вид транспорта?

Из каких частей состоит? (Форма, веет, размер, детали).

Назначение данного транспорта.

5. Итог занятия.

Анализ занятия.

Тема, цель и содержание данного занятия строится с учетом возраста детей, а также перспективного плана работы и коррекционно-развивающей программы. В процессе занятия дети активны, заинтересованы. При подготовке занятия логопед учла такие важные моменты, как санитарно-гигиенические условия, эстетичность оформления материала занятия, его количество и качество. Прослеживаются все основные этапы занятия, их четкая последовательность. Логопед постоянно использует разнообразные приемы привлечения внимания детей, активизации их познавательной деятельности, умело сочетает индивидуальные и фронтальные формы работы с дошкольниками. Педагог в процессе занятия контролирует речь детей, направляет их высказывания в правильное русло, добивается ответа полным предложением. Дети усвоили материал. Цель занятия достигнута.

Похожие публикации