Консорциум университетов «SDN в научно-образовательной среде. Консорциум ядерных вузов Великобритании: инновационный подход к образованию и обучению Российско-Приднестровский Консорциум вузов

Консорциум ядерно-технического образования включает в себя 12 британских университетов и других высших учебных заведений. Он был создан в 2005 году для организации образовательных и обучающих программ для выпуска дипломированных (степень магистра) и сертифицированных специалистов, а также курсов повышения квалификации. Студенты могут выбирать из 22 различных модулей, покрывающих весь спектр образования и обучения в атомной отрасли, которые ведут авторитетные специалисты. Как признают все участники консорциума, только совместно они могут обеспечить настолько широкий спектр модулей и курсов обучения. Все модули краткосрочные, что обеспечивает минимальный отрыв специалистов от производства.

Выпуск специалистов-ядерщиков университетами­ Вели­ко­британии имеет почти такую же долгую историю, как и сама атомная отрасль в стране. Первая университетская программа с присвоением выпускникам степени магистра естественных наук по специальности «Физика и техника ядерных реакторов» была организована в Бирмингемском университете в 1956 году. Одними из старейших также являются программы по специальностям «Радиационно-экологическая защита» в Университете графства Суррей, «Техника безопасности в атомной отрасли» в Ланкастерском университете, «Радиометрия» в Ливерпульском университете и «Техника и обеспечение безопасности ядерных реакторов» в Военно-морском училище в Госпорте.

В начале 2000-х годов учебные программы для подготовки специалистов-ядерщиков переживали очень сложные времена. Отчет, подготовленный Комиссией по безопасности труда и охране здоровья в 2002 году, содержал вывод, что

«если бы образование в ядерной отрасли было пациентом, оно находилось бы в реанимации»,

«необходимости принятия срочных мер, без которых ядерное образование постепенно исчезнет».

Курсы по ядерной тематике по-прежнему преподавались в составе различных образовательных программ, по-прежнему функционировали небольшие исследовательские группы. Однако существовала очевидная потребность в развитии ядерного образования, поскольку были необходимы квалифицированные кадры для обслуживания и эксплуатации АЭС, а также для вывода из эксплуатации старых установок. В 2005 году в Великобритании было двенадцать работающих АЭС – семь с реакторами AGR, четыре с реакторами Magnox и одна с PWR; семь станций находились на стадии вывода из эксплуатации. В таких обстоятельствах и был создан Консорциум ядерно-технического образования.

Консорциум

Атомная отрасль влияет на деятельность Консорциума ядерно-технического образования посредством Наблюдательного совета, состоящего из представителей 15 промышленных компаний. Непосредственное управление осуществляет Руководящий комитет, в состав которого входит по одному представителю от каждого вуза-участника консорциума. В консорциуме двенадцать участников:

  • Манчестерский университет;
  • Имперский колледж Лондона;
  • Ливерпульский университет;
  • Университет Лидса;
  • Бирмингемский университет;
  • Шеффилдский университет;
  • Лондонский городской университет;
  • Ланкастерский университет;
  • Университет горной и островной Шотландии (город Турсо, недалеко от площадки Даунри);
  • Исследовательский институт в Вестлейксе (рядом с атомным комплексом Селлафилд);
  • Колледж управления и техники Академии вооруженных сил (обучение специалистов для атомного военно-морского флота);
  • Университет центрального Ланкашира (присоединился в 2009 году).

Все партнеры, входящие в состав консорциума, имеют свою специализацию и предоставляют взаимодополняющие возможности для подготовки кадров для атомной отрасли, что делает консорциум уникальным образовательным центром.

В настоящее время консорциумом проводятся 22 образовательных модуля (см. таблицу 1).

Таблица 1. Обучающие модули консорциума и ведущие их вузы

Модуль

N01 Физика ядерного реактора, критичность и конструирование

Бирмингемский университет

N02 Ядерно-топливный цикл

Академия вооруженных сил

N03 Радиационная защита и радиоэкология

Манчестерский университет

N04 Снятие с эксплуатации / Обращение с РАО / Реабилитация

N05 Водно-химический режим и безопасность ядерного реактора

Имперский колледж Лондона

N06 Материалы и ресурс ядерного реактора

Манчестерский университет

N07 Разработка обоснований ядерной безопасности

Академия вооруженных сил

N08 Применение мелкодисперсных частицы и коллоидных веществ в ядерной промышленности

Университет Лидса

N09 Регулирование, законодательство, лицензирование

Манчестерский университет

N10 Переработка, хранение и захоронение РАО

Шеффилдский университет

N11 Биологическая защита

Ливерпульский университет

N12 Термогидравлика ядерного реактора

Академия вооруженных сил

N13 Ядерная безопасность

Академия вооруженных сил

N14 Управление риском

Лондонский городской университет

N21 Геологическое захоронение РАО

Вестлейкс

N22 Управление работами по снятию с эксплуатации и обращению с РАО

Вестлейкс

N23 Оценка воздействия на окружающую среду

Ливерпульский университет/Вестлейкс

N24 Защита окружающей среды при выполнении работ по снятию с эксплуатации

Ланкастерский университет/Вестлейкс

N29 Технологии и робототехника при снятии с эксплуатации

Ланкастерский университет

N30 Конструирование систем, важных для безопасности

Ланкастерский университет

N31 Управление работами по снятию с эксплуатации

Бирмингемский университет

N32 Физика экспериментальных реакторов

Манчестерский университет (занятия проводятся в г. Вена)

Возможности для обучения и повышения квалификации

Традиционные образовательные программы для получения степени магистра естественных наук в Великобритании длятся на протяжении одного года, с написанием и защитой дипломной работы в летние месяцы. Это позволяет студентам начать обучение по магистерской программе сразу же после получения степени бакалавра и закончить его в то же время, что и новые выпускники-бакалавры, чтобы иметь возможность поступить на курсы для выпускников, организуемые промышленными предприятиями, или в аспирантуру.

Однако, поскольку образование в атомной отрасли должно быть тесно связано с производственными потребностями, перед запуском любой новой образовательной программы необходимо заручиться поддержкой предприятий отрасли. В результате консультаций с предприятиями был сделан вывод, что традиционная модель слабо подходит для нужд отрасли, так как организациям невыгодно отсутствие работника в течение целого академического года. Соответственно, был принят новый подход, основанный на модульном обучении. В этом случае обучение включает период самостоятельной подготовки, после чего в течение одной недели преподается непосредственно сам модуль, а затем выполняются самостоятельные задания. То есть для прохождения модуля студенту необходимо присутствовать в университете всего одну неделю. Такой формат позволяет поочередно проходить различные модули. Поскольку присвоенная однажды по результатам прохождения модуля квалификация сохраняется, специалист может постепенно повышать свой уровень в течение нескольких лет. Полная структура образовательной программы показана на рисунке.


После прохождения одного модуля, студенту необходимо пройти еще три для получения сертификата, после еще четырех модулей выдается диплом, а после написания и успешной защиты дипломной работы присваивается степень магистра естественных наук. Соответственно, для получения такой степени студенты могут поступать как на дневное обучение в течение одного года, так и на модульное обучение в течение трех лет. Студенты посещают один модуль в соответствующем вузе, а затем выбирают восемь модулей для получения степени магистра, причем время прохождения различных модулей может быть распределено так, как удобно студенту.

С целью помочь студентам в выборе модулей, были определены две основных специализации – «Ядерная техника» и «Вывод из эксплуатации». Каждая из них включает в себя четыре обязательных и четыре выборочных модуля. Обязательными по специализации «Ядерная техника» являются модули:

  • №01 «Физика ядерного реактора, критичность и конструирование»,
  • №02 «Ядерный топливный цикл»,
  • №03 «Радиационная защита и радиоэкология» и
  • №13 «Ядерная безопасность».

По специализации «Вывод из эксплуатации»:

  • №04 «Вывод из эксплуатации / Обращение с РАО / Реабилитация»,
  • №10 «Переработка, хранение и захоронение РАО»,
  • №29 «Технологии и робототехника при выводе из эксплуатации» и
  • №31 «Управление работами по выводу из эксплуатации».

Формы обучения

Консорциум работает в тесном сотрудничестве с предприятиями отрасли над совершенствованием методик и формата преподавания. Модули ориентированы на то, чтобы давать максимальный объем информации в сжатое время, свети к минимуму отсутствие специалиста на рабочем месте. Однако возможны и другие, более гибкие подходы к обучению, подходящие тем молодым кадрам, которым удобнее учиться в вечернее время и по выходным. Новым подходом также является организация полностью заочного обучения, позволяющего студенту закончить модуль, не приезжая в университет. Традиционная структура общения студента и лектора сейчас может быть максимально близко воспроизведена при помощи интернет-технологий. Лекции записаны и доступны для дистанционного просмотра, как и презентации в формате Powerpoint с комментариями к ним, а on-line форумы дают возможность студентам общаться как с лектором, так и друг с другом. Доступны также «вопросники» для самопроверки знаний, которые могут использоваться и как обучающий материал, так как студент может выбирать различные варианты ответов до получения правильного с пояснениями. Студент затем может пройти «вопросник» заново и проконтролировать улучшение знаний.

Даже экзамены можно сдавать дистанционно – с рабочего места, из одного из университетов или посольства Великобритании, хотя все экзамены сдаются одновременно по Гринвичу, независимо от страны нахождения экзаменующихся. Все эти технологии обеспечивают полноценное участие студентов из других стран в образовательной деятельности консорциума, как на курсах повышения квалификации, так и в магистерских программах. Каждый модуль может иметь как формат краткого курса, так и формат заочного семестра, предоставляя студентам выбор. И тот, и другой форматы дают одинаковый уровень подготовки, и по их результатам сдаются одинаковые экзамены.

Заключение

Консорциум существует уже пятый год и продолжает развиваться, как в плане увеличения числа студентов, модулей, университетов-участников и форматов обучения. Начиная с 2005 года атомная промышленность снова переживает подъем, планируются новые АЭС по всему миру, а страны, ранее не имевшие атомных установок, рассматривают возможности для сооружения своих первых реакторов. Консорциум в настоящее время готов обучать специалистов не только из Великобритании, но и активно участвует в подготовке кадров для зарубежных стран, нуждающихся в квалифицированных работниках для обеспечения безопасной и надежной работы новых современных реакторов, а также для снятия существующих станций с эксплуатации.


МОСКВА, 7 августа. /ТАСС/. Консорциум вузов-экспортеров высшего образования появится в России. Об этом в понедельник сообщили в пресс-службе Минобрнауки.

В мае текущего года началась реализация приоритетного проекта "Экспорт образования", курируемый Минобрнауки. Реализация приоритетного проекта должна повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период обучения на территории России. Кроме того - повысить узнаваемость и статус бренда российского образования на международном образовательном рынке и в результате в разы увеличить объемы выручки от экспорта образовательных услуг.

"Группа экспертов приступила к проведению маркетинговых исследований в части экспорта российского образования, проведен отбор образовательных организаций высшего образования для создания Консорциума вузов-экспортеров. Его создание планируется в середине августа", - сообщили в международном департаменте Минобрнауки.

Там добавили, что уже сейчас подготовлен сводный план приоритетного проекта, разработана дорожная карта по совершенствованию нормативной правовой базы в части экспорта российского образования. В середине августа планируется ее утверждение.

"Экспорт образования"

Приоритетный проект "Экспорт образования" реализуется с мая 2017 года по ноябрь 2025 года. В его рамках предстоит усовершенствовать нормативную базу, регулирующую прием и обучение иностранцев, признание документов о зарубежном образовании, а также вопросы налогообложения образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества.

Чтобы повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев, предстоит разработать и внедрить целевую модель деятельности вуза по экспорту образования, в том числе создать международные службы для поддержки иностранных студентов. Эта модель будет сначала внедрена в 20 вузах, а с 2021 года во всех вузах страны.

В рамках реализации проекта предстоит развивать новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, онлайн-образование для иностранцев, образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностранцев, а также создать единый интернет- навигатор по российской системе образования. Кроме того, предстоит усилить продвижение бренда российского образования за рубежом через каналы российских загранпредставительств и ведущих СМИ, а также организовать консолидированное представление российских вузов на международных выставках.

В результате реализации проекта количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, должно вырасти с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций - с 1 млн 100 тыс. человек до 3 млн 500 тыс. человек. Количество иностранных школьников, прошедших обучение по программам дополнительного образования, должно вырасти в 2025 году по сравнению с 2016 годом вдвое.

Объемы средств, полученных от экспорта российского образования, должны вырасти более чем в пять раз, до более чем 373 млрд рублей в 2025 году.

В настоящее время наиболее приоритетные направления подготовки, которые выбирают иностранцы в российских вузах, - экономика и управление, клиническая медицина, образование и педагогические науки. Интерес к российскому высшему образованию традиционно высок в странах СНГ, в частности, сейчас в России обучается свыше 67 тыс. студентов из Казахстана. 13,5 тыс. студентов российских вузов приехали из Китая, 6,6 тыс. из Индии, 3,3 тыс. из Вьетнама.

Консорциум (от лат. consortium - соучастие, сообщество) - коммерческое предприятие, оказывающее коммуникационные и административные услуги по предоставлению учебных курсов, разработанных входящими в консорциум традиционными учебными заведениями, для дистанционного обучения на базе разнообразных образовательных технологий. Эта институциональная модель чрезвычайно актуальна для многих стран, поскольку позволяет объединить образовательные ресурсы множества традиционных университетов.

История дистанционного образования наглядно свидетельствует о его адекватности новым потребностям общества, связанным с образованием, и релевантности в разных странах мира. Методы организации дистанционного обучения менялись каждый раз с появлением новых технологий.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что новая форма образования потребовала новой организации учебного процесса и структур, которые должны создаваться на принципах открытости, непрерывности, гибкости, модульности, достаточной универсальности, всеобщности и индивидуализации образовательного процесса.

Заключение:

Современное виртуальное обучение по многим параметрам приближается к индивидуальному. Это и виртуальное присутствие в классе на вебинаре, и мультимедийный и интерактивный контент курсов. Отдельно стоит сказать о выполнении практических заданий на виртуальных машинах, когда обучаемому доступны виртуальные сети любой сложности. Если ещё добавить к этому, что электронное дистанционное образование зачастую выбирают люди целеустремленные и склонные к высокой самоорганизации, то эффект получается очень высоким. Со временем виртуальные курсы вполне могут занять нишу между заочной и очной форм обучения: такое образование вполне реально получить в домашних условиях, посещая стены учебного заведения только лишь в период сессии. Зато свежие лекции и практические задания можно получать хоть ежедневно – был бы доступ в Интернет. Виртуальные университеты- вещь достаточно удобная и полезная. Несомненно, это шаг в образование будущего. Но все-таки не стоит забывать традиционное образование, которое даст вам больше навыков, особенно при получении основного образования. Получать образование в таких университетах пока рекомендуется как дополнительное или если у вас нет возможности учиться традиционно по каким-то веским причинам. А вот в качестве дополнительного образования или повышения профессиональной квалификации дистанционное обучение лидирует, потому что «ученик» уже имеет профессиональные навыки в области изучаемого предмета и имеет возможность продолжать образование без отрыва от работы.

Сегодня в России спрос на виртуальные университеты как и ожидалось, в основном сосредоточен в отдаленных регионах. Ведь именно там не хватает высших и средне профессиональных образовательных учреждений, соответствующих уровню высокоразвитых городов.

Список литературы:

    Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997.

    Ахаян А. А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Корифей, 2001. - 170 с.

    Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 167 с.

    Зайченко Т. П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: монография. - СПб.: Астерион, 2004. - 188 с.

    Иванченко Д. А. Системный анализ дистанционного обучения: монография. ― М.: Союз, 2005. ― 192 с.

    Малитиков Е. М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е. М. Малитиков, М. П. Карпенко, В. П. Колмогоров // Право и образование. - 2000. - № 1(2). - С.42-54.

    Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. - 2002. - № 36. - С. 26-30.

    Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. - 2001. - № 2. - С.30-35.


Игровая роль «Ядерный» университет консорциума вузов» (вуз) отвечает за обеспечение человеческим ресурсом развитие атомной отрасли и реализацию целей ГК «Росатом», а также за реализацию отдельных научно-исследовательских проектов в срок.

К задачам управляющего ролью «Ядерный университет» консорциума вузов относятся:

  • Подготовка научных и высококвалифицированных кадров для атомной отрасли, а также повышение квалификации и переподготовка действующего персонала.
  • Организация образовательной деятельности вуза (бакалавриат, магистратура, аспирантура и др.), обеспечение процесса подготовки современными образовательными технологиями, учебно-методическим комплексом, профессорско-преподавательским составом и прочими ресурсами.
  • Развитие научно-исследовательского потенциала вуза для включения в инновационный процесс развития атомной отрасли за счет реализации прикладных и фундаментальных задач в проектах, создания лабораторий, взаимодействия с международными научными центрами и прочее.
  • Управление абитуриентской компанией, вовлечение студентов в реализацию научно-исследовательских проектов, обеспечение высокого уровня освоения и закрепления знаний студентами.
  • Управление инфраструктурным комплексом вуза (фонд площадей, оборудование, IT-инфраструктура и прочее).
  • Управление финансовым аспектом деятельности вуза (планирование доходов и расходов, анализ бюджета и прочее.).

Ключевые направления деятельности

Подготовка кадров для отрасли

Основной задачей роли ««Ядерный» университет консорциума вузов» является подготовка научных и высококвалифицированных кадров для обеспечения кадровым потенциалом атомной отрасли, что позволит реализовать инновационную программу развития ГК «Росатом». На основании прогнозов динамики рынка труда по различным специальностям как текущих, так и будущих запросов атомной отрасли формируется запрос на подготовку научных и высококвалифицированных кадров. Подготовка кадров для атомной отрасли осуществляется по следующим типам образовательных программ: бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторантура, а также программы ДПО.

Образовательный процесс

Организация образовательной деятельности - многофакторный процесс, затрагивающий такие аспекты, как инфраструктура, кадры, образовательные технологии, учебно-методический комплекс, материально-техническая база и прочее. Основным приоритетом в организации образовательной деятельности является обеспечение высокого уровня качества подготовки и выпуск необходимого количества специалистов в соответствие с запросами рынка труда.

Научно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность в вузе представлена в виде прикладной и фундаментальной науки. Основным процессом НИОКР в вузе является реализация прикладных и фундаментальных проектов НИОКР за счет включения в процесс реализации инновационной программы развития атомной отрасли. Развитие в вузе научной деятельности под собой подразумевает реализацию проектов НИОКР, совершенствование действующих научных направлений, работа с результатами интеллектуальной деятельности, обеспечение научной деятельности лабораторной базой и прочее.

Инфраструктура

Инфраструктурный комплекс вуза включает в себя управление фондом площадей, инженерными сетями, лабораторным оборудованием, материально-технической базой и прочее. Инфраструктура вуза является обеспечивающей по отношению к научной и образовательной деятельности, и основной задачей в рамках модели компьютерного симулятора будет обеспечение в полном объеме и качестве всех запросов и требований деятельности вуза для его нормального функционирования.

Финансы

Управление финансами представлено в виде таких блоков как: план финансово-хозяйственной деятельности в части собственных средств, план финансово-хозяйственной деятельности в части программ, план финансово-хозяйственной деятельности в части субсидий, займы и вложения.

Доступный инструментарий роли

Для достижения целей и задач роли руководство «Ядерного» университета консорциума вузов имеет следующий набор решений (инструментов):

  • Строительство новых объектов (бизнес-инкубатор, парк, парковка);
  • Покупка, ремонт, аренда оборудования.
  • Актуализация библиотечно-информационного фонда.
  • и пр.

3 сентября 2013 года на встрече с профессорско-преподавательским и студенческим коллективом ПГУ заместитель Председателя Правительства РФ, специальный представитель Президента РФ по Приднестровью Д.О. Рогозиным была поставлена задача о необходимости закрепления институтов и факультетов нашего университета за профильными российскими вузами. По предложению Д.О. Рогозина была начата работа по созданию Консорциума российских вузов-партнеров и ПГУ им. Т.Г. Шевченко – форма сетевого взаимодействия вузов под патронатом Воронежского государственного университета.

Целью создания Консорциума является:

  • расширение и упрочение российского образовательного, научного и культурного пространства в юго-западном регионе стран СНГ, поддержки российских соотечественников, проживающих в Приднестровской Молдавской Республике, повышения качества подготовки кадров с высшим профессиональным образованием для экономики Приднестровья, содействия интернационализации университетов, входящих в Консорциум, развития интеграционных процессов в образовании.
  • координация работ по созданию единой коллективной системы генерации новых знаний, распространения и использования их в интересах образовательных учреждений;
  • повышение эффективности и качества образовательного процесса на основе преемственности государственных образовательных стандартов и программ обучения в образовательных учреждениях путем использования методического, научного, кадрового и информационного потенциала учреждений высшего профессионального образования и науки - членов Консорциума;
  • обеспечение адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда;
  • вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, аспирантов, студентов;
  • повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы;
  • создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизации научных исследований и инновационной деятельности;
  • повышение роли образовательных учреждений в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии соответствующих регионов.

Основными задачами Консорциума, направленными на достижение поставленных целей являются:

  • подготовка бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов по естественнонаучным, гуманитарным и социально-экономическим направлениям;
  • развитие академической мобильности, бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов Участников Консорциума;
  • реализация Участниками совместных магистерских программ;
  • проведение совместных научных исследований, обеспечение совместного руководства диссертационными исследованиями;
  • содействие реализации проектов и инициатив Участников, реализации их совместного участия в конкурсах, грантах и программах.

За прошедший период в рамках двухстороннего сотрудничества и сетевого взаимодействия с вузами-партнерами, рекомендуемыми к включению в состав Консорциума была проведена большая работа: обучение около 60 аспирантов и 3-х докторантов, из которых 30 защитили кандидатские и 2 сотрудника – докторские диссертации, организовано более 20 стажировок; проведено чтение циклов лекций на выездной основе на ряде факультетов университета – юридическом, педагогики и психологии, экономическом, институте языка и литературы, и др.; проведено 11 вебинаров и 37 совместных конференций; 24 сотрудника университета прошли курсы повышения квалификации; состоялся обмен 13 делегациями и 26 рабочих поездок по обмену опытом; проводятся исследования в рамках договоров о сотрудничестве (10 научных проектов и работ и 9 совместных научных трудов). В рамках совместных образовательных программ в российских вузах-партнерах 75 студентов ПГУ им. Т.Г. Шевченко получили второе высшее образование, а 106 студентов продолжают свое обучение в Финансовом университете при Правительстве РФ, РГГУ, БГТУ, ВГУ, РЭУ им. Г.В. Плеханова и др. вузах.

Российско-Приднестровский Консорциум вузов:

  • БГТУ – Брянский государственный технический университет
  • ВГУ (вуз-координатор) – Воронежский государственный университет
  • Госинститут русского языка им. А.С. Пушкина – Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
  • ОГУ им. И.С. Тургенева – Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
  • МГЛУ – Московский государственный лингвистический университет
  • МГТУ им. Н.Э. Баумана – Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
  • МГЮУ им. О.Е. Кутафина- Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина
  • МПГУ – Московский государственный педагогический университет
  • Первый МГМУ им. И.М. Сеченова - Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
  • РГГУ – Российский государственный гуманитарный университет
  • РЭУ им. Г.В. Плеханова – Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
  • ЮФУ – Южный федеральный университет
  • НИУ БелГУ – Научно-исследовательский институт «Белгородский государственный университет»
  • РГАУ - МСХА им. К.А.Тимирязева – Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева
  • РУДН – Российский университет дружбы народов
  • ФУ при Правительстве РФ – Финансовый университет при Правительстве РФ
Похожие публикации