Духовный центр старообрядческой церкви Рогожское. Путь к свободе

31 мая 2017 года духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви, Рогожскую слободу, посетил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин . Цель этого визита — ознакомление со старообрядческим духовным центром РПСЦ, осмотр его храмов и территории. В ходе встречи глава государства побывал на выставке «», которая рассказывает о вкладе старообрядчества в сохранение культурного наследия. На выставке представлены уникальные памятники XVI-XX веков , хранящиеся в митрополии старообрядческой церкви и .

Примерно в полдень на Рогожское прибыли 70 журналистов центральных СМИ. Они осмотрели выставку «Сила духа и верность традиции », которая открылась в закрытом режиме для представителей прессы в . Затем представители прессы проследовали в Дом причта, где одновременно проходят открытые накануне Недели святых жен-мироносиц выставки Дмитрия Гусева «Земля Заповедная », Алёны Бокаревой «Тихая моя Родина » и Евгения Дацко «Русская Аляска ».

В 14:20 под звон колоколов на Рогожское прибыл В.В. Путин.

В ходе встречи Владимир Владимирович поинтересовался у митрополита Корнилия, действительно ли атаман М.И. Платов был старообрядцем. Напомним, памятник, посвященный герою Отечественной войны 1812 года атаману Всевеликого войска Донского генералу от кафалерии графу Матвею Ивановичу Платову , был открыт в Юго-Восточном административном округе 7 декабря 2013 года. Также В.В. Путин заинтересовался древними иконами Покровского собора и походными литургическими принадлежностями.

Владимир Путин стал первым главой российского государства, который посетил Рогожский старообрядческий центр.

Для старообрядцев это историческое событие: впервые в истории глава государства посещает храм старообрядцев. В течение 350 лет старообрядцы сохраняли исконные православные устои, которые к нам пришли из Византии, через гонения и тернии пронесли их до настоящего времени. Поэтому старообрядцы — это живые носители исконной христианской культуры. И конечно, всем старообрядцам, старообрядческой церкви приятно, что к нам повернулись лицом, глава государства нас удостоил своим вниманием. Нельзя забывать, что издревле православные христиане были патриотами своей страны и носителями духовно-нравственных ценностей семьи и государства, — рассказал руководитель пресс-службы Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ Роман Аторин .

Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков , комментируя визит В.В. Путина к митрополиту Корнилию, заявил:

Это далеко не первая встреча, и с Корнилием они общались на разных церемониях и мероприятиях, то есть это множественное общение. Даже на моей памяти это далеко не первая встреча.

В Покровском кафедральном соборе РПСЦ Рогожский хор спел многолетие Президенту России.

Старообрядческий митрополит (Титов) на протяжении нескольких лет постепенно строит свои взаимоотношения с государственной властью. На разном уровне, небольшими шагами митрополит утверждает свой авторитет в обществе, а соответственно и авторитет всего старообрядчества. Это особенно важно, потому что до митрополита Корнилия в РПсЦ был некоторый период, когда отношения с властями и обществом не были для старообрядцев приоритетными. Однако служение митрополита Корнилия совпало с готовностью старообрядцев строить новые отношения с государством, по-новому заявить о себе в обществе. Кроме этого, митрополит Корнилий оказался единственным представителем старообрядцев, который смог общаться с властями.

Так, 22 февраля 2013 года впервые за 350 лет глава Российского государства предстоятелю старообрядческой Церкви. В Екатерининском зале Кремля Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин наградил Митрополита Московского и всея Руси Корнилия государственной наградой — орденом Дружбы . Эта высокая государственная награда вручается за особые заслуги в укреплении мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами; плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей; активную деятельность по сохранению, приумножению и популяризации культурного и исторического наследия России.

Напомним также, что 26 февраля 2013 года в первые в истории России глава . Президент В.В. Путин принял митрополита Корнилия в своей резиденции. На этой встрече митрополит Корнилий пригласил Президента посетить Духовный центр старообрядцев в Рогожской слободе в Москве. На что Путин ответил согласием и предложил согласовать формат этого визита. Такое внимание к старообрядцам впервые было выражено на столь высоком уровне.

16 марта 2017 года предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов) с главой государства. В ходе встречи обсуждались вопросы бытия и развития современного и Русской Православной старообрядческой Церкви в частности.

Президент подтвердил свою поддержку проекта юбилейных мероприятий, посвященных 400-летию со дня рождения протопопа , почитаемого у старообрядцев как священномученика, а в светской культуре признаваемого в качестве одного из первых русских писателей. В конце беседы митрополит Корнилий пригласил президента Российской Федерации В.В. Путина посетить духовной центр РПСЦ, что на Рогожском. Все эти события в целом свидетельствуют об изменении внутренней политики государства к старообрядцам.

История Рогожской слободы
После церковного раскола времен патриарха Никона в столице Российского государства осталось немало храмов, в которых продолжалась служба по старым уставам и старым книгам. Настоятели храмов и целых монастырей выказывали неповиновение указам патриарха-реформатора. Даже после большого Московского собора 1666-1667 годов, предавшего Старую Веру анафеме, в столице оставались храмы, в которых прикровенно служили по чинам дораскольной Церкви. В начале 80-х годов XVII века такие богослужения стали более открытыми, а во время так называемой Хованщины к старым чинам вернулись многие московские приходы, успевшие перейти на новый обряд. В 1685 году под председательством патриарха Иоакима состоялся Собор, разработавший свод наказаний за исповедание Старой Веры. Подписанный царевной Софьей, этот закон получил наименование «Двенадцать статей царевны Софьи». По большинству этих статей полагалась смертная казнь.
По свидетельству иностранцев, только перед Пасхой 1685 г. в Москве по приказу патриарха Иоакима было сожжено в срубах около девяноста христиан, исповедавших Старую Веру. Уже при Петре I российское законодательство расширилось законами, поражающими гражданские права староверов. Так, петровский «Духовный регламент» гласил: «По всей России никого от раскольщиков не возводить на власти, не токмо духовныя, но и на гражданския, даже до последняго начала и управления, чтоб не вооружать нам на нас же лютых неприятелей, и Государству и Государю непрестанно зло мыслящих».
Ввиду таких грозных притеснений многие староверы уже никак не могли оставаться в Москве. Священники и миряне бежали в глухие места государства Российского или за его границы.
Такая ситуация сохранялась вплоть до царствования императрицы Екатерины II, когда в 60-е годы гонения на старообрядчество начинают ослабевать. Уже к концу 60-х годов в Москву возвращаются старообрядцы. Среди них было немало купцов, которые могли свободно вести торговую деятельность. Однако о строительстве собственно старообрядческого храма не могло идти и речи. Богослужения совершались тайно в домовых моленных.
В 1771 году в Москве разразилась страшная эпидемия моровой язвы — чумы. Распоряжением правительства было запрещено хоронить в Москве. За пределами города в это время возникает 6 кладбищ. Одно из них — Рогожское. Повелением императрицы Екатерины II на тогдашней окраине Москвы в 1771 г. старообрядцам была выделена земля за Рогожской заставой для организации кладбища. Старообрядцы, в свою очередь, приняли значительное участие в ликвидации эпидемии болезни: помогали болящим, хоронили умерших, проводили санитарные мероприятия.
Это позволило добиться от фаворита императрицы князя Григория Григорьевича Орлова позволения «сделать часовни, где б они могли отпевать умерших…» На Рогожском кладбище в 1771 году была выстроена небольших размеров деревянная часовня во имя св. Николы. Таким образом, на территории Рогожского кладбища стало возможным строительство старообрядческих молитвенных зданий. Через пять лет (в 1775 г.) на месте деревянной часовни выстроена более обширная каменная часовня.
В 1792 году по проекту знаменитого архитектора М.Ф. Казакова начата постройка огромной «холодной» часовни Покрова Пресвятыя Богородицы. Покровский кафедральный собор являлся в то время самым большим в Москве, превосходя по площади Успенский собор в Кремле. Этот храм был «летним». Рядом с ним в 1804-1895 гг. архитектором Жуковым был выстроен «зимний» храм Рожества Христова, в котором было предусмотрено калориферное отопление.
В начале XIX века на Рогожском кладбище начинается строительство домов призрения, где проживали инвалиды и престарелые люди. Поскольку главной функцией Рогожской общины была благотворительность, на ее земле были выстроены приюты для душевнобольных женщин, сиротский дом. В 1830-х годах общее количество призреваемых превышало 1000 человек. Кроме богоугодных заведений строятся жилые дома, палаты для церковного причта, для певчих, особые кельи для инокинь, которых в 1845 г. на Рогожском кладбище было 164 человека. В отдельном доме размещалось церковное училище. Также на территории Рогожской слободы располагалось 5 женских монастырей в которых подвизались более сотни инокинь и послушниц. Таинство Евхаристии совершалось главным образом в домовых церквях этих монастырей, поскольку большие Рогожские часовни не имели освященных алтарей, да и публичное служение Литургии не приветствовалось властями.
При Николае I отношение к старообрядцам резко меняется. В 1827 году выходит высочайший указ, воспрещающий принимать в старообрядческие общины попов и дьяков. К этому времени на Рогожском кладбище остались только пять священников и два дьяка.
Все старообрядчество понимало острую необходимость иметь своего епископа. Замысел утвердить епископство за границей обсуждался на знаменитом Рогожском соборе 1832 года.
Основание за рубежом Белокриницкого епископства вызвало гнев Николая I. Правительство Николая I присудило к пожизненному заключению в казематах Суздальского монастыря А.К. Кочуева и попечителя Рогожского кладбища Федора Рахванова, инициаторов поисков архиерея. После учреждения в 1846 г. Белокриницкой иерархии преемник митр. Амвросия, митр. Кирил, поставил в 1853 г. во Владимир архиеп. Антония, который впоследствии стал первым архиепископом Московским и всея России и с 1862 г. имел резиденцию на Рогожском кладбище.
К этому моменту на Рогожском кладбище сложился особый тип поселения — духовно-административный старообрядческий центр, имеющий всероссийское значение. С архитектурной точки зрения храмовый ансамбль представлял собой четко спланированную ось из трех храмов, ведущую ко входу на территорию некрополя. Вдоль главной оси был расположен бульвар, разделяющий зону жилых построек от церковных зданий. С востока Рогожский поселок окаймляли проточные родниковые пруды, которые использовались для крещения и водосвятия. Окончательные очертания ансамбль приобрел к 1860-80 гг.
В 1854 году кладбищенский священник Петр Русанов перешел в единоверие, за ним последовало несколько прихожан. Этим воспользовалось правительство: Никольскую часовню насильно у кладбища отобрали, и митрополит Филарет освятил ее в единоверческую церковь. Из частных домов 12 лучших были отданы под квартиры единоверческого клира.
По настоянию митр. Филарета казенный смотритель кладбища и вовсе запретил совершать в часовнях богослужение. Это запрещение было вскоре отменено, однако, ссылаясь на донос иеромонаха-миссионера Парфения, что на Рогожском кладбище происходят «оказательства раскола», митр. Филарет добился того, что 7 июля 1856 г. правительство запечатало алтари летнего и зимнего храмов Рогожского кладбища. Никакие хлопоты старообрядцев, доказывавших лживость доноса, не помогали. Более того, и после официального удостоверения ложности доноса особой комиссией в 1880 г. алтари по распоряжению обер-прокурора Синода К. Победоносцева оставались запечатанными. Они были распечатаны лишь после императорского указа от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости».
В честь этого события, пришедшегося на празднование Пасхи, старообрядческое духовенство и прихожане со всей России ежегодно совершают крестный ход в Неделю святых жен-мироносиц (второе воскресение после Пасхи). В память распечатания алтарей в 1912-1913 гг. была воздвигнута и одна из красивейших московских колоколен с храмом во имя Воскресения Христова.

Врата в Рогожскую слободу

Первая архиерейская служба, которую совершил вернувшийся из ссылки архиепископ Московский Иоанн (Картушин), прошла лишь через полгода после распечатания алтарей — 22 окт. 1905 г. Первый разрешенный колокольный звон на Рогожском был слышен 27 июля 1905 г. В это время вокруг храмов началось активное строительство. Ф.Е. Морозова в память о своем сыне Сергее Ивановиче построила трехэтажное здание для больницы, которое использовалось и как дом причта Рогожских храмов. В нем же, на верхнем этаже, помещались келья и покои предстоятеля Церкви архиепископа Иоанна. Было построено и еще несколько каменных жилых зданий, а к 1911 г. — здание для Московского старообрядческого института.

Дарование старообрядцам свободы вероисповедания пробудило громадный творческий потенциал, дремавший под вековым спудом. Достижения русской экономики в рекордном 1913 г. были напрямую связаны с раскрепощением сил самого активного предпринимательского слоя русского общества — старообрядчества. Одновременно старообрядцы проявляют себя и в культурном строительстве: возникает Московский МХАТ, построенный Саввой Морозовым, опера Зимина, С.П. Рябушинский издает самый изысканный журнал дореволюционной России «Золотое Руно», многочисленные старообрядческие церковные хоры с огромным успехом выступают в консерваторских и концертных залах обеих столиц. На Рогожском кладбище открывается высшее учебное заведение — Старообрядческий институт, в котором

преподают известные российские ученые.
В канун революции 1917 года духовно-административный центр старообрядцев включал следующие постройки — памятники архитектуры:
Покровский кафедральный собор 1772 г. (архитектор Казаков)

Рождественский собор, 1804 г. (архитектор Жуков)


Фото 1991 года (автор aj1972)

Храм Успения Пресвятой Богородицы и колокольня, 1913 г. (архитектор Горностаев)

Уже после публикации этой статьи произошло очень важное событие. Успенский храм-колокольня 1 февраля 2015 г. был переосвящен после больших реставрационных работ во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено историческое имя. Теперь это единственный в старообрядчестве храм, освященный во имя этого события. Первоначально, 18 августа 1913 года, этот храм был освящен именно во имя Воскресения Христова. С этим посвящением он и был закрыт в 1934 г.
По окончании освящения митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил на вновь освященном престоле храма архиерейскую литургию.


Барельеф птицы неясыть - символ Христа, упоминаемый еще в Псалтыри на храме Воскресения Христова

Никольская церковь, построена в 1775 г. как старообрядческая. С 1856 г. принадлежит Московскому Патриархату

Часовня, середина XIX в. Сейчас это старообрядческая Митрополия


Беседка в саду митрополии

В Рогожской слободе действовало порядка десятка богаделен — домов под попечительством старообрядцев-промышленников Рябушинских, Морозовых, Кузнецовых и других.


Богадельня Белова

В распоряжении Общины сохраняются богатейшие собрания древних икон, рукописных и печатных книг, представлявших собой уникальные исторические ценности
Население Рогожской слободы составляло более 10 тысяч человек.
Во владении общины находился большой некрополь, основанный также в 1771 году во время эпидемии чумы.
Октябрьская революция положила конец «золотому веку» старообрядчества. В 1928 г. с колокольни сбросили колокола, в 1929 г. закрыли и наполовину разрушили храм Рожества Христова. Поскольку зимой приходилось служить в летнем Покровском храме, пострадали иконы и храмовая роспись. Были засыпаны пруды, снесены исторические здания, даже мрамор семейных склепов Рогожского некрополя был вывезен для строительства метро.
Только в 1993 г. в связи с обращением старообрядческой Митрополии о возвращении принадлежащей ей территории и зданий вопрос был положительно рассмотрен комиссией под руководством мэра Москвы Ю.М. Лужкова и главы Администрации Президента РФ С.А. Филатова. После постановлением Правительства Москвы №102 от 07.02.95 г. земля и здания духовного центра начали возвращаться Церкви.
В 1996 г. был разработан проект реконструкции историко-архитектурного ансамбля, уникального историко-художественного наследия Рогожского кладбища.
В 2005 году мэром г. Москвы Ю.М. Лужковым было подписано постановление №1213 о восстановлении архитектурного ансамбля Рогожской слободы.
Восстановленные пруды, сень и надкладезная часовня


Дом причта


Захоронение старообрядческого духовенства находится за старинной оградой на высоком месте и представляет собой ряды белых деревянных восьмиконечных крестов, которые стоят стеной и видны издалека (их около 40), и несколько черных саркофагов.

Здесь похоронены старообрядческие священнослужители — митрополиты, архиепископы, епископы, священники, монахи. Под саркофагами покоятся старообрядческие архиепископы:
Антоний (ум. в 1881г.), Савватий (1825-1898); Аркадий (1809-1899) и Конон (1797-1884). Двое последних известны тем, что были арестованы в 1850-х годах и заключены в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где просидели в тюрьме до конца своих дней. Под пятым саркофагом покоятся руководившие церковью в советские годы епископы Анастасий (1896-1986), Геронтий (1872-1951), архиепископы Иринарх (1881-1952) и Иосиф (1886-1970).

Каждый проходящий по главной дорожке видит усыпальницу представителей крупнейшего рода предпринимателей-старообрядцев Морозовых (участок 1). Она огорожена чугунной узорчатой оградой, под сенью, которая прежде была с цветными стеклами, потом ржавела без стекол, пока ее в конце 20-го века не покрыли кровлей. Она не была разрушена в годы уничтожения надгробий, как говорят, благодаря заслугам Саввы Тимофеевича Морозова, помогавшего большевикам.

Здесь похоронены пять поколений славной купеческой фамилии, начиная от основателя династии Саввы Васильевича (1770-1860) и до современных ее представителей. Последнее захоронение датировано 2003 годом. Конечно, самый известный среди Морозовых — это Савва Тимофеевич, внук основателя династии, прославившийся как покровитель искусств и щедрый кредитор русской революции. До сих пор остается загадкой его неожиданная смерть в Канне — то ли он покончил с собой, то ли кто-то от него решительно избавился…

В углу за оградой можно увидеть родовой белокаменный крест, на котором выгравировано: «При сем кресте полагается род Богородского купца Саввы Васильевича Морозова». Рядом — фигурный саркофаг самого Саввы Васильевича (1770-1860) и его супруги Ульяны Афанасьевны (1778-1861).

Здесь же погребены его сыновья Тимофей Саввич Морозов (1823-1889), мануфактур-советник, 1-ой гильдии купец, владелец Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве. Над его могилой и могилой его супруги Марии Федоровны, известной благотворительницы, белокаменная резная часовня, увенчанная шатром, выполненная по проекту Ф. О. Шехтеля (главка и крест утрачены). И Иван Саввич, Покровский 1-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин (1812-1864), который покоится рядом со своим сыном Сергеем Ивановичем Морозовым (1861 -1904), потомственным почетным гражданином. На могиле Саввы Тимофеевича стоит памятник работы скульптора Н.А. Андреева — беломраморный крест с рельефным распятием и оригинальным мраморным же саркофагом над могилой, выполненным в виде декоративной резной оградки. На памятнике короткая надпись: «Здесь погребено тело Саввы Тимофеевича Морозова. 1861-1905».

Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ) - наименование, установленное решением Освященного Собора 1988 года для старообрядческой Церкви на территории СССР (ныне в России и странах СНГ). Прежнее название, употреблявшееся с XVIII века, - Древлеправославная Церковь Христова . Русская Православная старообрядческая Церковь находится в полном церковно-каноническом единстве со старообрядческой Церковью в Румынии и с подчиняющимися ей общинами в других странах. В литературе встречаются наименования РПсЦ: Белокриницкое согласие , Белокриницкая иерархия - по названию монастыря в Белой Кринице (Северная Буковина), бывшей в составе Австрийской империи. Вследствие последнего обстоятельства, в русской дореволюционной литературе течение именовалось также австрийской иерархией .

Краткая история Русской Православной старообрядческой Церкви

Как известно, одним из следствий богослужебной реформы, предпринятой патриархом Никоном (1605–1681 гг.) и царём Алексеем Михайловичем (1629–1676 гг.), был раскол в Русской церкви. Государственные и церковные власти, руководствуясь рядом внешних и внутриполитических соображений, предприняли унификацию русских богослужебных текстов с греческими, что не было принято значительной частью Русской церкви. Принятые в России формы совершения таинств, священнодействий, молитв были изменены, отменены либо даже подвергнуты анафеме соборным судом Церкви. Вследствие государственного преследования старообрядцы остались без епископата (единственный открытый противник реформ Никона из архиереев, епископ , в апреле 1656 года погиб в ссылке). В таких чрезвычайных условиях некоторые старообрядцы (которых потом стали называть безпоповцами ) отказались принимать в общение никонианское священство, как еретическое, оставшись без священства полностью. В дальнейшем безпоповство разделилось на множество согласий и толков, подчас значительно отличающихся друг от друга своим учением.

Другая же часть старообрядцев - поповцы, исходя из канонической практики, существовавшей в Церкви со времени борьбы с арианством, настаивала на возможности и даже необходимости принятия в общение в сущем сане новообрядческих священнослужителей при условии их отречения от реформ Никона. В результате этого среди поповцев уже с конца XVII - начала XVIII века преобладала практика приёма священства от новообрядцев через . На протяжении XVIII века старообрядцами было предпринято несколько попыток приёма в общение какого-нибудь архиерея, но все они успехом не увенчались.

В царствование императора Николая I (1796–1855 гг.) положение старообрядчества изменилось в худшую сторону: правительством были приняты меры по искоренению беглого старообрядческого священства. В ответ на гонения в старообрядческой среде родилась идея учреждения старообрядческой епископской кафедры за пределами России. В 1846 году находившийся в Белокриницком монастыре (в середине XIX века село Белая Криница относилось к Австрийской империи (впоследствии Австро-Венгрия), затем - к Румынии, с июня 1940 - в составе Украинской ССР, при этом митрополичья кафедра была перенесена в город Брэила в Румынии) бывший Босно-Сараевский митрополит, по происхождению грек, (Паппа-Георгополи) (1791–1863 гг.; 12 сентября 1840 года был отозван в Константинополь Патриархом Анфимом IV (ум.1878 г.) ввиду опасений, вызванных жалобой митрополита на притеснения населения от местных турецких чиновников (ранее, в том же году, он поддержал восстание боснийцев против оттоманского правителя в Сараево) после переговоров со старообрядцами (иноками Павлом и Алимпием) согласился присоединиться к старообрядчеству по второму чину (чрез помазание миром) и совершил ряд хиротоний для старообрядцев. Таким образом, в Белой Кринице было положено начало старообрядческой иерархии, и ряд новопоставленных архиереев и иереев появился в пределах Российской империи. Некоторые обвиняют Амвросия в единоличном рукоположении епископов, что противоречит букве закона 1-го апостольского правила, но примером совершения и одобрения такого действия в экстремальных обстоятельствах послужили многие святые, в числе которых святитель Стефан Сурожский (ок. 700 - после 787 гг.), (ок. 347–407 гг.) и Афанасий Великий (ок. 295–373 гг.).

В 1853 году была основана Владимирская архиепископия ; через десять лет (в 1863 году) она была преобразована в Московскую и всея Руси . Центр Белокриницкого согласия располагался в Москве на Рогожском старообрядческом кладбище . Правительством были предприняты меры к искоренению новой иерархии: священников и епископов заключали в тюрьмы (так, епископ Конон (Смирнов; 1798–1884 гг.) провел в Суздальской монастырской тюрьме 22 года, алтари старообрядческих храмов запечатывали (алтари храмов Рогожской слободы в Москве простояли запечатанными в течение почти полувека: 1856–1905 гг.), старообрядцам запретили записываться в купеческое сословие и другое. Гонения начали ослабевать только в царствование Александра III , но и при нем сохранялся запрет на служение старообрядческого священства. В условиях усиления гонений после учреждения иерархии в среде старообрядцев-поповцев возникли новые разделения. Часть поповцев, поверив правительственной, а также беспоповской пропаганде о якобы обливательном крещении митрополита Амвросия, присоединении Амвросия к старообрядчеству из-за денег (симония) и т. д., не признала Белокриницкой иерархии, продолжая окормляться бегствующим священством из Российской Синодальной Церкви. Этой группе, называвшейся в первой половине XIX века «беглопоповцами », удалось обрести свою иерархию только в 1923 году; современное название этого согласия - (РДЦ).

24 февраля 1862 года в ответ на многочисленные нападки со стороны беспоповцев и обвинения в еретичности было издано «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии », подготовленное Владимирским (впоследствии Московским) архиепископом Антонием и начётчиком Иларионом Кабановым (псевдоним Ксенос; 1819–1882 гг.). В «Окружном послании », в частности, утверждалось, что новообрядцы, хотя и погрешают в вере, но веруют во Христа, что новообрядное написание «Иисус» не означает «иного бога», отличного от Исуса Христа, что четвероконечный образ Креста Христова также достоин поклонения, как и осьмиконечный, что христопреданное священство, таинства и бескровная Жертва будут существовать в Православной Церкви до скончания времён, что молитва за царя необходима, что время последнего Антихриста и конца света ещё не настало, что в Синодальной и Греческой Церквах священство истинное, следовательно, оно истинное и в РПсЦ, принявшей священство от Амвросия. Большинство верующих Белокриницкого согласия приняло «Окружное послание» (таких христиан стали называть «окружниками »), однако нашлись и отвергнувшие его («неокружники », или «противоокружники »). Положение осложнялось тем, что к неокружникам примкнули некоторые архиереи. Со стороны окружников в течение конца XIX - начала XX веков регулярно предпринимались попытки уврачевать неокружнический раскол, в связи с чем в целях церковной икономии «Окружное послание» неоднократно объявлялось «яко не бывшим» (при этом подчёркивалось, что послание вполне православно и не содержит ересей). Примирение значительной части неокружников с Московской архиепископией состоялось в 1906 году. За годы Советской власти та часть неокружнической иерархии, которая оставалась в расколе с Московской архиепископией, была репрессирована, другая часть перешла в РПсЦ, а иная - в единоверие, лишь единичные старики продолжают пребывать в беспоповском состоянии.

Несмотря на ограничительный по отношению к старообрядцам характер российского законодательства, Белокриницкое согласие, с 1882 года возглавлявшееся в России архиепископом Московским (Левшиным; 1824–1898 гг.), постепенно укрепляло свои позиции.

В конце XIX века происходило упорядочение внутренней церковной жизни старообрядцев Белокриницкой иерархии на основе принципа соборности, в чём немалая заслуга принадлежала епископу (Швецову; 1840–1908 гг.). До 1898 года все важнейшие внутрицерковные вопросы решал Духовный совет при Московском архиепископе, куда входили немногочисленные доверенные лица предстоятеля.

В марте 1898 года в Нижнем Новгороде состоялся собор с участием 7 епископов и 2 представителей от неприбывших архиереев, который уволил Саватия с Московской кафедры. Большинством голосов местоблюстительство архиепископского престола было поручено Уральскому епископу Арсению.

В октябре того же года в Москве состоялся новый собор, который избрал на Московскую кафедру Донского епископа (Картушина; 1837–1915 гг.). Собор упразднил Духовный совет и обязал архиепископа Иоанна созывать областные соборы епископов для рассмотрения жалоб на епископов и вообще для благоустройства дел церковных не менее одного раза в год. Собор также постановил, что епископы Белокриницкой иерархии в России, в том числе архиепископ Московский, должны быть подчинены этим соборам. В 1898–1912 годы было проведено 18 соборов, в их работе наряду со священнослужителями принимали участие миряне. Помимо соборов в жизни белокриницкого согласия в конце XIX - начале ХХ века большое значение имели ежегодные всероссийские съезды старообрядцев. Соборы являлись «верховными органами церковно-иерархического управления», а съезды - «органом церковно-гражданского единения старообрядцев», занимавшимися преимущественно вопросами хозяйственно-экономическими и общественно-политическими.

Большое значение для старообрядческой церкви имел манифест «Об укреплении начал веротерпимости», опубликованный 17 апреля 1905 года, предоставлявший старообрядцам права. В 12-м пункте манифеста предписывалось «распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез комитет министров до Высочайшего рассмотрения, так и по определениям судебных мест». По телеграмме императора, данной 16 апреля, представители московских властей сняли печати с алтарей старообрядческих храмов Рогожского кладбища. 21 февраля 1906 года делегация старообрядцев всех согласий в количестве 120 человек была принята Николаем II в Царском Селе. В 1905-1917 годы, по оценке (1874–1960 гг.), было построено более тысячи новых старообрядческих храмов, к работе над которыми активно привлекались видные архитекторы того времени - Ф.О. Шехтель (1859–1926 гг.), И.Е. Бондаренко (1870–1947 гг.), Н.Г. Мартьянов (1873 (по другим данным 1872) -1943 гг.) и другие. В эти годы открылись около 10 старообрядческих монастырей.

На 2-м Всероссийском съезде старообрядцев (1901 год) была создана училищная комиссия, перед которой стояла задача открытия общеобразовательной школы в каждом старообрядческом приходе. Этот процесс после 1905 года шёл довольно быстро. В августе 1905 года собор принял постановление об организации школ для изучения Закона Божия и церковного пения в приходах, о создании духовного училища в Нижнем Новгороде и об обучении юношей «чтению и пению и подготовлении их к служению св. Церкви» в Черемшанском Успенском мужском монастыре близ Хвалынска Саратовской губернии. 25 августа 1911 года постановлением Освященного Собора старообрядческих епископов был учреждён при Московской архиепископии Совет, который бы, под управлением архиепископа Иоанна (Картушина), занимался рассмотрением церковно - общественных дел и вопросов и разъяснением таковых. В 1912 году на Рогожском кладбище был учреждён Старообрядческий богословско-учительский университет с шестилетним сроком обучения. Наряду со священниками это учебное заведение должно было готовить законоучителей, церковно-общественных деятелей и учителей общеобразовательных старообрядческих школ.

Сразу после Октябрьской революции 1917 года в ходе массовой ликвидации домовых церквей закрылись домовые старообрядческие храмы (преимущественно в купеческих домах). В 1918 году были упразднены почти все старообрядческие монастыри, Богословско-учительский институт в Москве и все старообрядческие периодические издания. Во время гражданской войны случались расправы красноармейцев и чекистов со старообрядческими священнослужителями. В 1923 году архиепископ (Картушин; ок. 1859-1934 гг.) и епископ (Лакомкин; 1872–1951 гг.) выпустили «Архипастырское послание» с призывом к пастве быть лояльными новой власти.

В середине 1920-х годов белокриницкому согласию по разрешению ОГПУ удалось провести несколько соборов (в 1925, 1926, 1927 гг.), на которых рассматривались вопросы устроения церковной жизни в новых социальных условиях. Возобновилось издание (в частных издательствах) «Старообрядческих церковных календарей». Епископ Геронтий организовал в Петрограде братство св. священномученика Аввакума с пастырско-богословскими курсами при нём. К концу 1920-х годов старообрядческая Церковь Белокриницкой иерархии включала в себя 24 епархии, которыми управляли 18 епископов, несколько монастырей, существовавших после 1918 года под видом «трудовых артелей», и сотни священнослужителей.

Политика правительства по отношению к старообрядцам резко изменилась в конце 1920-х годов, когда в ходе проводившейся в СССР коллективизации сельского хозяйства была развёрнута кампания по «ликвидации кулачества как класса». Старообрядческое крестьянское хозяйство в большинстве было зажиточным, и это дало основание Н.К. Крупской (1869-1939 года гг.) сказать, что «борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством», внутри которого наиболее крупным и организованным было белокриницкое согласие. В результате массовых репрессий против старообрядцев в 1930-х годах были закрыты все монастыри; многие области, прежде считавшиеся старообрядческими, лишились всех действующих храмов, было арестовано подавляющее большинство священнослужителей. При закрытии храмов и монастырей производилась тотальная конфискация икон, утвари, колоколов, облачений, книг, было уничтожено немало библиотек и архивов. Часть старообрядцев эмигрировала, преимущественно в Румынию и Китай. В ходе репрессий епископат был практически полностью уничтожен. Большинство архиереев было расстреляно, некоторые томились в тюрьмах, и лишь двое (нижегородский епископ (Усов; 1870-1942 гг.) и иркутский епископ Иосиф (Антипин; 1854-1927 гг.)) сумели выехать за границу. К 1938 году на свободе остался один архиерей - епископ Калужско-Смоленский Сава (Ананьев; 1870-е - 1945 гг.). Белокриницкая иерархия на территории СССР оказалась под угрозой полного исчезновения. Стараясь избежать этого и ожидая каждый день ареста и казни, в 1939 году епископ Сава единолично рукоположил епископа Паисия (Петрова) своим преемником на Калужско-Смоленскую епархию. Ареста не последовало, и в 1941 году епископ Сава по ходатайству рогожских старообрядцев возвёл вернувшегося из заключения епископа Самарского (Парфенов; 1881-1952 гг.) в достоинство архиепископа. В 1942 году из заключения вернулся епископ Геронтий (Лакомкин), ставший помощником архиепископа.

В послевоенный период положение древлеправославной Церкви было крайне тяжёлым. Большинство закрытых в 1930-е годы храмов так и не были возвращены Церкви. Архиепископия Московская и всея Руси ютилась в подсобке единоверческого храма святителя Николы на Рогожском кладбище. Не было получено разрешения на открытие монастырей и учебных заведений. Единственным признаком религиозной «оттепели» стало разрешение издания церковного календаря на 1945 год. После войны удалось пополнить епископат. В 1945 году был рукоположен епископ (Моржаков; 1886-1970 гг.), в 1946 году - епископ Вениамин (Агольцов; ум. 1962 г.), а через два года - епископ (Слесарев; 1879-1960 гг.). В 1960-х - середине 1980-х годов церковная жизнь согласия характеризовалась застойными тенденциями: новые приходы практически не открывались, отдельные провинциальные храмы были закрыты из-за отсутствия не только священнослужителей, но и способных вести клиросную службу мирян. Распространилась практика окормления нескольких приходов одним священником. Священнослужители, пытавшиеся проявить какую-либо активность, нередко попадали под запрещение. В 1986 году, после кончины архиепископа (Латышева; 1916-1986 гг.) и местоблюстителя епископа (Кононова; 1896-1986 гг.), архиепископом Московским и всея Руси был избран незадолго до того рукоположённый епископ Клинцовско-Новозыбковский (Гусев; 1929-2003 гг.).

Новый предстоятель начал активно посещать провинциальные приходы, включая те, где архиерейского служения не было несколько десятков лет. На соборе 1988 года Московская Архиепископия была преобразована в Митрополию. На этом же Соборе было принято новое официальное название Церкви - «Русская Православная старообрядческая Церковь» вместо прежнего «Древлеправославная церковь Христова».

24 июля 1988 года в в Москве состоялось торжественное возведение архиепископа Алимпия в сан Митрополита Московского и всея Руси. В 1991 году Русская Православная старообрядческая Церковь возобновила официальное теоретическое и духовно-просветительское издание - журнал «Церковь». При митрополите Алимпии были возрождены Ярославско-Костромская, Сибирская, Дальневосточная, Казанско-Вятская епархии. Впервые после 1917 года была возобновлена связь со старообрядческой поместной Церковью Румынии. В 1995 году при художественно-реставрационном училище в Суздале было открыто старообрядческое отделение. В 1998 году состоялся первый выпуск. Среди девяти человек, получивших тогда свидетельства об окончании, все нашли себя в церковном служении. В 1999 году в силу финансовых и организационных проблем училище было закрыто. В 1996 году на Рогожском было создано Старообрядческое духовное училище, первый выпуск которого состоялся в 1998 году. Затем в деятельности училища снова был большой перерыв. 31 декабря 2003 года митрополит Алимпий скончался, и 12 февраля 2004 года митрополитом Московским и всея Руси стал епископ Казанский и Вятский (Четвергов; 1951-2005 гг.). С его именем связана активизация деятельности РПсЦ по многим направлениям, а также политика открытости внешнему миру. 1 сентября 2004 года возобновило свою работу Московское старообрядческое духовное училище. В октябре 2004 года территории бывших Калужско-Смоленской и Клинцовско-Новозыбковской епархий вошли во вновь образованную Санкт-Петербургскую и Тверскую епархию.

Митрополит Андриан пробыл на митрополичьей кафедре полтора года; сумел установить тесные связи с Московским правительством, благодаря чему в распоряжение Церкви были переданы два храма, была переименована улица Войтовича в Старообрядческую, предоставлено финансирование для восстановления духовно-административного центра в Рогожской слободе. Митрополит Андриан скоропостижно скончался 10 августа 2005 года в возрасте 54 лет от сердечного приступа. 19 октября 2005 года предстоятелем РПсЦ был избран епископ Казанский и Вятский (Титов; род. 1947 г.). Возведение на престол нового старообрядческого митрополита состоялось в Москве 23 октября в духовном центре староверов, расположенном в Рогожской слободе.

В мае 2013 года в РПсЦ была принята православная община из Уганды во главе со священником Иоакимом Киимбой. После кончины 10 января 2015 года протопресвитера Иоакима Киимбы новым настоятелем был назначен священник Иоаким Валусимби. 20 сентября 2015 года в Москве состоялась его иерейская хиротония, которую совершил митрополит Корнилий. По состоянию на сентябрь 2015 года у общины имелся один действующий храм в пригороде столицы Уганды Кампалы и ещё два строящихся (число прихожан составляло около 200 человек). 4 февраля 2015 года Советом Митрополии РПсЦ было принято решение о создании комиссии по вопросу о возможности признания Московским Патриархатом законности Белокриницкой иерархии. 31 марта того же года при участии митрополита Корнилия состоялась первая встреча комиссии с рабочей группой Московского Патриархата. Высший орган управления РПсЦ - Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви. Собирается ежегодно с широким участием священнослужителей всех уровней, монашествующих и мирян. Церковное священноначалие состоит из десяти архиереев во главе с митрополитом Московским и всея Руси. Традиционно старообрядческими регионами считаются Поволжье, Центральная Россия, Урал, Поморье и Сибирь, в меньшей степени Дальний Восток, Кавказ и Дон. Ещё 300 тысяч человек - в СНГ, 200 тысяч - в Румынии, 15 тысяч - во всем остальном мире. На 2005 год насчитывалось 260 зарегистрированных общин. Русской Православной старообрядческой Церкви в настоящее время принадлежит женский близ Углича. Издаются журнал «Церковь» и приложение к нему «Во время оно…». С 2015 года существует старообрядческое интернет-радио «Голос веры» (г. Сычевка Смоленской области, создатель - иерей Аркадий Кутузов) и проводятся старообрядческие онлайн-лекции.

Епархии РПсЦ

По состоянию на весну 2018 года.

  • Донская и Кавказская епархия - архиепископ (Еремеев)
  • Иркутско-Забайкальская епархия - епископ (Артемихин)
  • Казанская и Вятская епархия - епископ (Дубинов)
  • Казахстанская епархия - епископ Сава (Чаловский)
  • Киевская и всея Украины епархия - епископ (Ковалёв)
  • Кишинёвская и всея Молдавии епархия- епископ (Михеев)
  • Московская митрополия - митрополит (Титов)
  • Нижегородская и Владимирская епархия - вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Новосибирская и всея Сибири епархия - епископ (Килин)
  • Самарская и Саратовская епархия - вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Санкт-Петербургская и Тверская епархия - вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Томская епархия - епископ Григорий (Коробейников)
  • Уральская епархия - вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Хабаровская и всего Дальнего Востока епархия - вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
  • Ярославская и Костромская епархия - епископ Викентий (Новожилов)

Как живет центр российского старообрядчества в XXI веке, кто восстанавливает древнейшие храмы и может ли попасть на территорию Рогожской слободы любой желающий - в репортаже телеканала «МИР 24» .

Слова «староверие» и «старообрядчество» для современного человека звучат таинственно и архаично. Кто-то в лучшем случае помнит о расколе Русской церкви в 1650-х годах, реформе патриарха Никона и унификации богослужебных книг из курса школьной истории. Но стоит подойти к дому 35 на улице Рогожский поселок, как впечатление того, что все эти события - дела давно минувших дней - начисто пропадает.

Уже более 300 лет в Таганском районе Москвы, на левом берегу Яузы обособленно живет религиозная община русских старообрядцев. С 1771 года и до наших дней Рогожская слобода сохранила патриархальный жизненный уклад, который во все времена отличал и отличает ее от остальной Москвы. Это двухэтажные жилые дома на каменных фундаментах, запертые ворота, которые открываются не для всех, древнейшие церкви и монастыри, которые тщательно реставрируют сами старообрядцы, а также необычный облик обитателей, редко покидающих пределы своего поселка.

Кто такие старообрядцы?

Cтарообрядческий раскол возник в Русской православной церкви в XVII веке. В 1650-60-х годах царь Алексей Михайлович и патриарх Никон начали церковную реформу, которая провозглашала унификацию богослужебного чина в Русской церкви с Церковью константинопольской (греческой).

Реформы встретили сильную оппозицию от сторонников старых обрядов, которые называли решение царя «нововерой» или «никонианским православием», а себя именовали «истинноверами» и «древлеправославными». Они продолжали совершать крестное знамение двумя перстами, не принимали греческого писания слова «Иисус» (пишут его как «Исус» ), молитвы на коленях и без скрещенных на груди рук, сохраняли монодеическое пение во время служб, совершали крестный ход по Солнцу, считали крещением только строго троекратное погружение в воду и поощряли ношение древнерусской молитвенной одежды: косовороток, сарафанов и рубах.

Наиболее известным сторонником старой веры был церковный и общественный деятель XVII века протопоп Аввакум Петров - за полемику с царем он был сослан в город Пустозерск на Печоре, заточен в тюрьму и казнен, как и многие другие идеологи течения. Но и совершение этих обрядов со временем вызвало разногласия внутри староверов - постепенно образовались три «крыла»: поповцы (к ним относится современная Русская Православная Старообрядческая Церковь), беспоповцы (течение, в котором нет священнослужителей) и единоверцы (сохраняют двоеперстие и службы по старопечатным книгам, но признают юрисдикцию Московского Патриархата).

С этого момента приверженцы старообрядчества в Российской империи назывались «раскольниками» и преследовались церковными и советскими властями. До переписи 1897 года в стране насчитывалось более 1 млн 682 тысяч старообрядцев, многие из которых расселились на русском севере, в Поволжье и Забайкалье. Законодательные ограничения в отношении староверов были сняты только к 1905 году Высочайшим Указом Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». В 1971 году Русская Православная Церковь на Поместном соборе сняла все ограничения середины XVII века, и в наши дни РПЦ и РПСЦ существуют без конфликтов.

«Деревня» староверов

Рогожская старообрядческая слобода расцвела на этом месте в Москве еще при императрице Екатерине Второй. Территория поселка - участок площадью около 9 га, где сохранились уникальные произведения русского зодчества. Большую часть московского старообрядчества во все времена составляли купцы и фабриканты, которые не жалели денег на украшение домов и храмов, тратили крупные суммы на покупку старинных икон и книг.

На территории Рогожской слободы сегодня расположены несколько храмов, духовный центр РПСЦ, детская и взрослая воскресные школы, Рогожская казачья станица, церковная трапезная, библиотека общины, рогожское ателье народного костюма и даже кинотеатр в Духовном училище.

Храм-колокольня во имя Успения Богородицы (Успенский)

Храм был сооружен в 1908 – 1913 годах по проекту архитектора Федора Горностаева, имеющего старообрядческие корни. Внутри расписан в новгородском стиле XVI века. По установившейся московской традиции, колокольня была возведена на один метр ниже кремлевской колокольни Ивана Великого - ее высота 80 метров.

В колокольне были предусмотрены помещения для ризницы, архива и книгохранилища, которые размещались здесь с 1912 до 1924 года, до их конфискации большевиками. Тогда отсюда были перевезены в Библиотеку имени Ленина, а колокола отправлены на переплавку. Заново храм освятили только к 1949 году, а с 1988 года возобновили колокольный звон.

Рогожское старообрядческое кладбище и некрополь, где до революции хоронили только староверов

В декабре 1770 года в Москве началась эпидемия моровой язвы (чумы), занесенная в город солдатами, возвращавшимися с русско-турецкой войны. По распоряжению от марта 1771 года, все кладбища в черте Москвы были закрыты в целях предотвращения эпидемии, а взамен старообрядцам выделили особу территорию у Рогожского богадельного дома. Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Орлов разрешил старообрядцам хоронить всех умерших от чумы в поле у Владимирского тракта (шоссе Энтузиастов ).

Рядом с кладбищем были устроены карантин, иноческие кельи, женские монастыри, лечебница имени С. Морозова, больницы и небольшая Никольская часовня для отпевания. Постепенно вокруг кладбища образовался старообрядческий поселок, который к концу XVIII века занимал площадь более 22 десятин (24,5 га) с населением более 1600 человек.

Октябрьская революция положила конец так называемому «золотому веку» московского старообрядчества. Множество могил и памятников уничтожили в 1930 годы: надгробия были распилены, пошли на облицовку набережных реки Москвы и станций столичного метро. Бытует мнение, что в 1940 годы именно на Рогожском кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий.

Церковь и внутреннее убранство

Деревянная часовня во имя святителя Николая - одно из самых древних сооружений Рогожской слободы. Оно было построено в 1771 году, а уже через пять лет храм повторили в камне представители московского купеческого старообрядческого общества.

В середине XIX века храм вновь перестроили и переосвятили в единоверческую церковь - тогда же он приобрел современный вид в «русском стиле»: пять крупных синих глав с гранеными белыми барабанами и высокими сводами. В советское время церковь не закрывали, и в ней до сих пор действует воскресная школа и библиотека.

Кафедральный собор Покрова Богородицы (Покровский)

Сооружен в 1790 году в классическом стиле по проекту архитектора Матвея Казакова как летний неотапливаемый храм. До строительства Храма Христа Спасителя этот собор в Рогожской слободе превосходил по размерам все другие московские церкви, в том числе и Успенский собор в Кремле. И поэтому по решению императрицы Екатерины II было решено «впуски для алтаря отломать», храм «понизить», а вместо пяти глав сделать «одну главу и крест».

В 1922 году , как и все старообрядческие храмы, подвергся конфискации церковных ценностей - с территории храма и Рогожского кладбища вывезли более тонны серебряных изделий и жемчуга. Сегодня это главный кафедральный храм старообрядческой общины в России: здесь до сих пор стены и своды расписаны в древнерусском стиле, собор украшают крупные подсвечники, лампы и паникадила, а внутри сохранилось собрание старинных русских икон XIII – XVII веков.

Парковая беседка-иордань

Христорождественский собор

Храм был построен в 1804 году по проекту архитектора Ильи Жукова как зимний отапливаемый храм. В нем обустроили два самостоятельных предела во имя святителя Николы и архангела Михаила, внутреннее убранство составляли росписи в и множество икон. Во время Отечественной войны 1812 года храм ограбили французы (на иконах до сих пор остались следы сабельных ударов).

В 1922 году он подвергся новому - на этот раз большевистскому - разграблению, и в здании церкви была организована рабочая столовая с пивной, а на месте паперти соорудили туалетные комнаты. В 1970-е годы помещение занял «Союзаттракцион», который разместил в храме базу игральных автоматов. Старообрядцам здание вернули лишь в 1990 году, и до сих пор в нем продолжается внутренняя реставрация.

Соборная площадь Рогожской слободы

Старообрядческая митрополия

Поклонный крест в память о казачьем атамане, герое Отечественной войны 1812 года Матвее Платове

Самое удивительное, что сегодня можно обнаружить, гуляя по Рогожской слободе, - это то, что старообрядчество живо и развивается по своим собственным законам. Здесь можно увидеть редкие иконы (Оглавный Спаситель XIV века), древние храмы, старинный некрополь и больницы, построенные на деньги купцов Мамонтовых, Рябушинских, Морозовых. Но главное - почувствовать атмосферу поселения, которое будто застыло во времени.

Надя Сережкина

Впервые за 350 лет глава российского государства посетил обитель старообрядцев - историко-архитектурный ансамбль, Рогожскую слободу, духовный центр.

С момента раскола церквей лишь к Николаю II ездила делегация староверов в Санкт-Петербург. И вот теперь в гостях у старообрядцев - Владимир Путин.

В марте президент встречался с главой Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Корнилием, которому исполняется 70 лет. Корнилий и пригласил его в слободу. Также обсуждалось празднование 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, реконструкция памятников архитектуры, вопросы переселения старообрядцев из-за рубежа. В России около миллиона старообрядцев.

Комментируя встречи главы государства со старообрядцами, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пояснил, что в этом нет ничего необычного. "Даже на моей памяти это далеко не первая встреча", - сказал он. С митрополитом Корнилием Владимир Путин общался и по случаю разных мероприятий, и церемоний. А такое публичное внимание наверное можно объяснить тем, что сначала митрополит приехал в Кремль, а затем состоялся и ответный визит главы государства.

"Может отсюда создается впечатление, что это какое-то новое явление. Вместе с тем нет", - сказал Песков. "У них достаточно регулярно общение проходит. Как и с представителями других наших российских конфессий", - заключил он.

Сегодня президент не только поговорит по душам со староверами за чашкой чая, но и осмотрит выставку "Сила духа и верность традиции", которая рассказывает о вкладе старообрядчества в сохранение культурного наследия, традиций благотворительности, уважительного отношения к труду. Здесь представлены уникальные памятники XVI-XX веков, хранящиеся в митрополии старообрядческой церкви и Покровском кафедральном соборе.

Центр старообрядчества начал формироваться в Рогожской слободе с 1771 года. Сейчас здесь осталось 50 строений, идет реставрация. В XIX веке слобода стала центром благотворительности: здесь разместились дома для инвалидов, престарелых и сирот, приюты для душевнобольных, церковное училище. К 1917 году в слободе жило свыше 10 тысяч человек. Но 1928-1929 годах она была фактически уничтожена. Землю и здания начали возвращать старообрядцам только в 1995 году. А 2005 году начали восстанавливать архитектурный ансамбль.

Выставка подробно освещает три важных темы для широкой общественности. "Чтобы было взаимопонимание и не было предубеждения в отношении старообрядцев, и развеялись тучи", - рассказали журналистам.

Первая тема - сохранение древних памятников и традиций. Там представлены рукописи и дораскольные иконы, а также памятники XVIII-XIX веков, созданные старообрядческими мастерами. Есть даже старинная пластинка: запись морозовского хора начала XX века.

Вторая тема - сохранение уважительного отношения к труду. Именно с этим убеждением жили купеческие династии Рябушинские, Морозовы, Рахмановы и другие выходцы из крестьянского сословия. Старообрядцы начали горнорудную и текстильную промышленность.

И наконец, третья тема - любовь к Родине и защита Отечества. Старообрядцы были в церковной оппозиции, но не в оппозиции государству. Они служили в казачьих войсках, императорском конвое, защищали свою страну в войнах.

На выставке есть редчайшие экспонаты: икона конца 16 века, Пелена Богоматери - она была вложена Иваном Грозным и его супругой Марией по случаю рождения царевича Димитрия. Есть и "живые" свидетели войны 1812 года: в Рождественском храме стоял отряд французских солдат, они рубили святыни шашками. При реставрации оставили фрагменты этого кощунства - "следы неистовства неприятеля". Впрочем, если французы пощадили сребро-позолоченный оклад икон, в советское время он был утрачен.

Покровский собор был построен в 1771 году. Внутреннее убранство сохранилось даже при СССР: только серебряные ризы покинули храм. Интересно, что здесь не принято зажигать электрический свет, поэтому историческое паникадило (огромную люстру) зажигают с высокой лестницы. Самая древняя икона здесь XIV века. Есть и работа Андрея Рублева. Пол в храме непривычный, деревянный. Раньше была металлическая плитка, но с 50-х годов ее заменили на доски.

Похожие публикации