Олимпиада по опк муниципальный тур. Задания Олимпиады по ОПК – проверь себя

22/02/2017

В выходные в Петербургской епархии состоялся городской финал олимпиады по православию для 4–11 классов. Участвовали более 4 тысяч школьников, это на тысячу больше, чем в прошлом году. Олимпиада прошла под девизом: «Русь Святая, храни веру Православную!». Дети выполняли задания, посвященные Святой Земле, и решали кроссворды о гонениях на РПЦ.


Р ПЦ строит детскую вертикаль

Олимпиада по основам православной культуры (ОПК - есть такой предмет в школьной программе) в Петербурге проходит с 2012 года, а в России - с 2009-го. Договоренность о ее пилотном проведении в 2008 году заключили между собой патриарх Алексий II и тогдашний глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Предполагалось, что Минобрнауки пустит в школы РПЦ, а та полностью возьмет на себя заботу о проведении таких олимпиад.

Победителей первой всероссийской олимпиады по православию в 2009-м награждал уже новый патриарх Всея Руси - Кирилл. Он же поручил проводить ее ежегодно Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. Именно его сотрудники каждый год придумывают новые задания, составляют тесты и кроссворды на знание школьниками православной культуры. Основная цель олимпиады - создать вертикаль православно ориентированного образования в средних школах. Так объясняется на официальном сайте олимпиады:

«В российской системе образования постепенно формируются предпосылки для построения вертикали православно-ориентированного образования. Проведение олимпиады способствует обеспечению преемственности процессов обучения православной культуре учащихся государственных и муниципальных школ и деятельности системы высшего теологического образования России».

В первой православной олимпиаде в 2009 году приняли участие 13 тысяч школьников из 30 регионов. В 2011 году - более 80 тысяч школьников из 67 регионов. В 2016-м - более 600 тысяч детей из 82 регионов страны.

Про Святую Землю и гонения

Как рассказала «Городу 812» Светлана Тимченко, куратор олимпиад Отдела религиозного образования и катехизации Петербургской епархии, в этом году школьная олимпиада была посвящена двум темам. Первая называлась «Русь уходящая: русская культура перед лицом гонений». Вторая - «Русское присутствие на Святой Земле». По словам Тимченко, вопросы и задания первой темы, касавшиеся периода гонений на РПЦ, начиная с февральской революции 1917-го, оказались наиболее сложными для детей. Со второй темой, посвященной работе Русской духовной миссии в Иерусалиме, школьники справились лучше.

В Петербурге олимпиада по ОПК проходила в три тура: школьный, районный и городской. В финал вышли 20 человек. По словам Светланы Тимченко, все они - учащиеся светских школ, в основном ученики 5-7 классов.

Ни у кого из финалистов нет в школьной программе предмета «Основы православной культуры», так как его преподают только в четвертом классе средней школы. Детей готовили к олимпиаде педагоги-энтузиасты, которые взяли на себя такую добровольную обязанность. Где-то это учителя по православной культуре в 4-х классах, где-то - педагоги по истории, литературе, - говорит Светлана Тимченко.

11 февраля в петербургском Епархиальном управлении финалисты решали задания заключительного этапа олимпиады. Бланки с результатами отправили в Москву. Имена победителей станут известны примерно через неделю.

Наградой для победителей станут дипломы. Но старшеклассники получат еще дополнительные баллы к ЕГЭ по специальности «теология». Это значит, что победа в православной олимпиаде даст им преимущество при поступлении в вузы, где имеется такая специальность. В России 29 таких вузов.

В прошлом году от Отдела религиозного образования Петербургской епархии мы дарили победителям памятные книги и проводили экскурсию по Лавре. В этом году, скорее всего, в храме после молебна поздравим и вручим дипломы. По возможности, организуем культурную программу, - сказали в епархии.

Всего в 2016/2017 учебном году в православной олимпиаде в Петербурге участвовали более четырех тысяч школьников, что на тысячу больше, чем в прошлом году. Охват мероприятия также стал шире: в этом году в знании религии соревновались в десяти районах города (в прошлом - всего в четырех). По мнению организаторов, рост популярности чемпионата по православию связан с активной работой методистов районных благочиний (территориальных отделений епархии) по пропаганде основ православия в школах.

2017/2018: Подвиг последних Романовых, Царский Крым.

2018/2019: Умозрение в камне: каменное церковное зодчество Древней Руси, Славянский мир в эпоху свв. Кирилла и Мефодия.

2019/2020: Эпоха святого Александра Невского, Соловки: прошлое и настоящее.

Кого изображают с крестом в руках?
Задания олимпиады по ОПК в 2016/2017гг. (выборочные)

Для 4-5 классов

Святые, которые изображаются на иконах с крестом в руках:

А. Апостолы
Б. Мученики
В. Праведные
Г. Пророки

Правильный ответ - Б. Мученики

Одними из первых после революции 1917 года от рук большевиков пострадали царственные страстотерпцы - император Николай Александрович с семьей. Прославление Царской Семьи в лике святых в Русской Православной Церкви состоялось в:

А. 1918 году
Б. 1931 году
В. 1981 году
Г. 2000 году.

Правильный ответ - Г. 2000 году

Для 6-7 классов

Великий святой Русской Церкви. В тяжелейший период ее истории он занимал один из самых ответственных постов в Церкви. В 2015 году отмечалось 150-летие со дня его рождения и 90-летие кончины.

А. Святитель Алексий, митрополит Московский
Б. Святитель Тихон, Патриарх Московский
В. Священномученик Гермоген, Патриарх Московский
Г. Священномученик Петр, митрополит Крутицкий

Правильный ответ - Б. Святитель Тихон

Страна, в которой будущий Патриарх Тихон начал епископское служение в сане епископа Люблинского. Несмотря на национальные и религиозные распри в этой стране, владыка Тихон сумел расположить сердца многих людей к миру.

А. Китай
Б. Польша
В. Финляндия
Г. Япония

Правильный ответ - Б. Польша

Для 10-11 классов

Организованная большевиками кампания, названная Патриархом Тихоном в послании от 28 февраля 1922 года «актом святотатства»:

А. Насильственное изъятие церковных ценностей, в том числе богослужебных сосудов
Б. Обыски в помещениях Патриарха и заключение его под домашний арест
В. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви
Г. Закрытие всех печатных изданий Церкви

Правильный ответ - А. Изъятие ценностей

Одной из антирелигиозных задач большевистской власти было уничтожение празднования Воскресения Христова. С этой целью в 1918 году было принято постановление…

А. о пятидневной неделе со скользящим выходным днем
Б. о свободе всех культов
В. об изъятии церковно-приходских школ из ведения Церкви
Г. об изъятии церковных ценностей

Правильный ответ - А. о пятидневной неделе


24 апреля 2018 года в ПСТГУ прошла торжественная церемония закрытия Х Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» (ОПК). В 2017-2018 учебном году в олимпиаде, включающей три тура, приняли участие около 300 тысяч школьников из более чем 10 тысяч школ 80-ти российских регионов, а также дети из Беларуси, Литвы, Казахстана и посольских школ Италии, Гвинеи, Бангладеш, Люксембурга.


Накануне, 23 апреля, в Главном здании Свято-Тихоновского университета прошел суперфинал олимпиады, на который приехали победители и призеры региональных туров олимпиады - 190 учащихся 4-11 классов из 33 российских субъектов РФ. Школьники выполняли комплекс заданий. В этом году он состоял из эссе на тему «Радость человеку - благотворительность его» (Притч. 19, 22), образовательного квеста «Знатоки православной культуры» и проектно-исследовательской работы, содержавшей задания на внимательность: ребята отвечали на вопросы из истории Епархиального дома и жизни новомучеников и исповедников Российский.

Для 90 педагогов, сопровождавших учеников, организовали практический семинар по основам подготовки базовых заданий общероссийской олимпиады школьников ОПК. Мероприятие провела кандидат педагогических наук, председатель центральной методической комиссии олимпиады, заместитель декана педагогического факультета ПСТГУ по научной работе Антонина Агеева.

По ее словам, в ходе семинара рассматривались типы базовых заданий, методика составления, особенности подготовки детей к работе с ними. После обсуждения учителям были вручены сертификаты и методические сборники, содержащие задания прошлых лет.


На официальной церемонии закрытия Х Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры», состоявшейся в Соборной палате, с приветственным словом выступил ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв. «Всё меняется вокруг, а Олимпиада наша по милости Божьей действует. В этой внутренней устойчивости есть свидетельство её доброкачественности, жизнеспособности и востребованности. Это говорит о том, что она отвечает важным, глубоким духовным запросам нашей страны, нашего общества, наших школ, наших детей», - отметил протоиерей Владимир.

По итогам юбилейной олимпиады школьников «Основы православной культуры» абсолютным победителем стал Валентин Мекрюков. Ученик 9 класса СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов из города Сосновый Бор Ленинградской области набрал 149 баллов из 150 возможных.

Валентин участвует в олимпиаде уже в четвертый раз. В прошлом году был вторым, теперь победил. «Нужно очень много читать, решать задачи, которые интересны тебе самому. Причем книги могут быть совершенно разными. Это расширяет кругозор, эрудицию и очень сильно помогает», - поделился рецептом успеха Валентин Мекрюков.

Самому младшему участнику олимпиады - Николаю Романову из гимназии № 1 города Брянска, удалось заработать 134 балла. Он первенствовал среди 4 классов. Николай ходит в воскресную школу и считает, что это и помогло ему победить.


На олимпиаде каждое задание проверяется по ключам и дает определенное количество баллов, пояснила председатель центральной методической комиссии олимпиады Антонина Агеева.

«Ребенок может выполнить задание, но при этом ответить не на все вопросы, а значит, ему зачисляется только часть баллов. Те дети, которые знают тему лучше или читают задание внимательнее, соответственно отвечают на большее количество вопросов. Кроме того, ребята выполняют разные виды работ: отвечают на вопросы, пишут эссе, участвуют в интеллектуальных играх и проектах. В итоге все эти баллы суммируются, и таким образом формируется личный рейтинг участника», - говорит она.

По мнению заместителя руководителя Отдела образования Пермской епархии Елены Марининой, такую олимпиадную форму легче воспринимают учителя светских школ. «Это для них близко и знакомо, поэтому они откликаются на эту форму. И получается, что тот, кто включился в это движение, из него уже никуда не выходит. Они из года в год участвуют и привлекают друг друга», - подчеркнула она.

«Для нас олимпиада очень важна, потому что Пермский край - особенный регион. У нас всегда было сложно с преподаванием основ православной культуры в силу разных причин, в том числе и исторических, - отметила Елена Маринина. - Сейчас у нас 14% школьников в светских школах выбирают предмет «Основы православной культуры». Прошло всего два года, как мы работаем на этом поприще».

В этом учебном году более 4 тысяч школьников стали победителями и призерами олимпиады. Помимо призов и грамот они получат существенные льготы при поступлении в российские вузы по профильному предмету или направлению высшего образования («История» или «Теология»).

Как рассказала руководитель оргкомитета олимпиады, доктор педагогических наук, декан педагогического факультета ПСТГУ Татьяна Владимировна Склярова, вот уже более 25 лет педагогический факультет разрабатывает образовательные программы, основанные на лучших стандартах мировой академической науки и нравственных религиозных ценностях, придавая особое внимание формированию системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для преподавания курса «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

По словам Татьяны Скляровой, педагогическим коллективом в рамках работы над олимпиадой была создана уникальная методическая база, включающая более четырех тысяч тестовых заданий, издано 17 учебно-методических пособий, было проведено порядка 100 проектных работ и 200 очных мероприятий. «В 2017-18 учебном году, благодаря поддержке Фонда президентских грантов, реализована разработка Концепции и Программы предмета «Православная культура» на уровне общего образования с 5 по 9 класс», - добавила она.

За 10 лет олимпиада стала самым масштабным просветительским проектом Русской Православной Церкви. Она охватила 82 российских региона, страны ближнего и дальнего зарубежья, в проекте приняли участие 2 711 397 школьников с 4 по 11 класс. С Олимпиадой сотрудничает каждая пятая школа России, 700 управлений образования страны, 60 региональных организаторов от имени Департаментов и Министерств образования, более 12 000 педагогов-волонтёров проводят на местах отборочные туры. Олимпиада входит в список предметных олимпиад школьников по профилю «Теология» и «История», имеет второй уровень по оценке Российского совета олимпиад школьников.

В 2017-2018 учебном году Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет проводит Юбилейную Х общероссийскую олимпиаду «Основы православной культуры: «Русь святая, храни веру Православную!».

18 февраля 2018 года на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат» состоится заключительный (региональный) этап олимпиады «Основы православной культуры» в 2017-2018 учебном году (далее - Олимпиада) среди обучающихся 5-11-х классов.

В Олимпиаде примут участие 14 обучающихся общеобразовательных организаций (МБОУ СОШ № 1, 3, 5, 6, 8, Гимназия № 1).

Желаем удачи участникам Олимпиады!

Полная информация о проведении олимпиады размещена на сайте:: www .pravolimp .ru .

Дорогие участники наших олимпиад!

Поздравляем Вас с началом нового учебного года! Пусть он принесет нам всем новый багаж интересных и полезных знаний, которые мы сможем направить на дела любви и милосердия во благо нашей Родины, и во славу Бога! Мы очень хотим, чтобы конкурсы, проводимые Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом способствовали всеобщему просвещению, взаимопониманию, дружбе, честности, ибо Свет Христов просвещает всех!

Школьный тур нашей юбилейной Х общероссийской олимпиады «Основы православной культуры: «Русь святая, храни веру Православную!» проходит в очной форме на местах. Ответственный от школы учитель подает заявку на нашем сайте, скачивает задания в Личном кабинете и после проведения школьного тура размещает результаты на сайте.

В 2017–2018 учебном году задания олимпиады Школьного тура будут распределены для следующих категорий учащихся: 1) для учащихся 4-х классов, 2) для учащихся 5-х классов, 3) для учащихся 6-х классов, 4) для учащихся 7-х классов, 5) для учащихся 8-х классов, 6) для учащихся 9-х классов, 7) для учащихся 10–11-х классов.

Учащиеся 4-х классов по модулю «Основы православной культуры» смогут принять участие в Муниципальном туре наравне с учащимися 5-11 классов в соответствии с Графиком проведения олимпиады.

Учащимся 4-5-х классов по модулю «Светская этика» предлагается провести два тура: школьный (осенний) с сентября 2017 г. по январь 2018 г., и муниципальный (весенний) тур – в марте 2018 г.

Школьный тур олимпиад носит ознакомительно-просветительский характер, поэтому ученикам, независимо от модуля, изучаемого ими в рамках ОРКСЭ, будет полезно выполнить данную работу.

Темы олимпиад 2017-2018 учебного года:

ОСНОВНАЯ ТЕМА:

«Научи меня, Боже, любить всем умом Тебя, всем помышленьем...: духовная поэзия К.Р. и графа А.К. Толстого»

Духовная поэзия Великого Князя Константина Константиновича Романова (К.Р.) и графа Алексея Константиновича Толстого не только является жемчужиной отечественной литературы, но и ярким примером мировосприятия в традиции Священного Предания Церкви. Каждый из них был не только талантливым поэтом, но и уникальной личностью, жизненный путь которой и сегодня является образцом служения любимому делу и Отечеству.

  • 2017 год – 200-летие со дня рождения графа А.К. Толстого;
  • 2018 год – 160-летие со дня рождения Великого Князя Константина Константиновича Романова.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:

«Царский Крым» (Крым при Романовых)

Крым был любимым местом пребывания последней Царской семьи. Именно там они хотели провести остаток дней после свержения монархии. Богатая и, как водится, непростая история полуострова была украшена этой глубокой привязанностью царского дома. Тема позволяет нам совершить заочное путешествие в Царский Крым и постараться понять, что именно вызвало царские симпатии и что сам Крым получил в наследие от любивших его царей.

  • в 2018 году 150-летие со дня рождения св. имп. Николая II

Красной нитью в заданиях всех туров олимпиады пройдет также тема XXVI международных образовательных Рождественских чтений «Нравственность и будущее человечества».

Еще раз пройдем школьный этап по шагам.

Представитель школы (учитель, завуч, директор, но не ученик) подает заявку.

Возможные трудности при подаче заявки: Вы не смогли найти Вашу школу в нашей базе школ.

Заявка подана. Получаем в Личном кабинете:

Задания в формате word и pdf;

Бланки дипломов 3-х степеней без печатей (печать и подпись ставит школа, так как тур школьный);

Несколько слов о личном кабинете:

Личный кабинет - это надпись в самой верхней строчке сайта справа желтыми буквами «Личный кабинет». Чтобы войти в него, надо нажать на эту надпись.

В Личном кабинете есть закладки по названиям всех конкурсов (ОПК, ОВИО, Аксиос, ОРКСЭ…). Необходимо выбрать закладку ОПК.

У каждого тура есть запись «раскрыть/скрыть подробности». Соответственно, нажав на нее, вы увидите указанные выше материалы к этому туру. Если нажмете на ссылку «раскрыть/скрыть подробности» еще один раз, они скроются (это сделано для удобства работы с различными турами в личном кабинете).

Что делать с заданиями в Личном кабинете?

Скачать, распечатать по числу участников и провести тур олимпиады. Распечатать задания в формате word можно необходимым для учащихся шрифтом. Затем по ключам проверить работы и загрузить на сайт результаты. Загрузка результатов - в Личном кабинете. Загружать результаты удобнее с помощью Excel файла; подробнее о том, как это сделать, можно прочитать в п. 4 в статье: Инструкции и ответы на часто задаваемые вопросы

Зачем закачивать списки участников на сайт:

Чтобы школьники могли получить сертификат участника общероссийской олимпиады;

Чтобы учителя, проводившие туры в своих классах, и администрация школы могли получить благодарственные письма;

Чтобы школьники, показавшие хорошие результаты, могли принять участие в последующих турах олимпиады.

Как проводить тур в классе, кому предлагать задания и сколько времени давать на выполнение заданий школьного тура?

Мы считаем, что лучше всего проводить олимпиаду среди учащихся ВСЕЙ школы, независимо от того, изучали они этот предмет или нет. Ребята, даже если не знают ответов, по итогам олимпиады узнают что-то новое о культуре и истории нашей страны.

Оптимальное время для проведения школьного тура - 45 минут. Проведение олимпиады займет один урок, который может быть как добавочным в расписании, так и заменять урок или классный час.

Как определять дипломантов школьного тура?

Для тех участников (победителей и призеров школьного тура), которые захотят принять дальнейшее участие в муниципальном туре, школьный тур завершится 10 ноября! После этого нельзя будет загружать списки участников.

Что делать после завершения школьного тура?

В конце октября появится новость о муниципальных турах. Муниципальный тур стартует - 15 ноября и завершится 15 декабря!

В муниципальном туре могут участвовать победители и призеры школьного тура, и только те школы, которые провели школьный тур и загрузили результаты на сайт.

Победители и призеры олимпиады «Основы православной культуры» будут определяться по результатам Регионального тура.

Что касается Суперфинала в Москве, то этот вопрос пока обсуждается. Мы бы очень хотели его провести в год нашей юбилейной Х олимпиады.

Желаем Вам успехов и напоминаем про олимпийский принцип: «главное не побеждать, а участвовать!»

6 февраля 2016 г. в Москве состоялись сразу две школьные олимпиады, организованные ПСТГУ - Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры и Многопрофильная предметная олимпиада ПСТГУ «Аксиос». В 2016 году четыре олимпиады, организованные ПСТГУ, дают возможность 300 000 школьников из 57-ми регионов России принять участие в конкурсах почти по полутора десяткам гуманитарных и естественнонаучных предметов. Победители получат дипломы, государственные премии «В поддержку талантливой молодежи» и льготы при поступлении в профильные вузы. Но самое главное, добрая воля школьников-участников православных олимпиад станет залогом будущей жизни Церкви, убежден ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев.

В солнечный воскресный зимний день в московском Свято-Тихоновском университете очень живая атмосфера - Николо-Кузнецкий университетский храм и территория вокруг него полна школьниками всех возрастов. Они приехали из Москвы и со всех концов России для участия в очных турах православных интеллектуальных олимпиад. Одни общаются друг с другом, другие молятся и ставят свечки перед иконами. Они прошли регистрацию участников и все ждут общей молитвы и приветственного слова ректора Университета протоиерея Владимира Воробьева.

Четыре православные Олимпиады ПСТГУ в 2015-2016 учебном году – 300 000 участников

В 2016 году региональные туры Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры проходят в 57 регионах России. Заключительные региональные туры, получившие статус Открытых проходят в Москве и Екатеринбурге. Олимпиада по ОПК проводится 7-й год подряд. Многопрофильная предметная олимпиада ПСТГУ «Аксиос» проводится 11-й год. Обе олимпиады входят в просветительскую программу предметных олимпиад для учащихся всех форм общего среднего образования, которые с 2006 года ПСТГУ реализует по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, при содействии Министерства образования Российской федерации, Совета ректоров России и при финансовой поддержке Фонда просвещения «МЕТА».

Всего ПСТГУ организует четыре олимпиады. Кроме Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры (ОПК) http://opk.pravolimp.ru/ и «Аксиос» http://aksios.pravolimp.ru/ , есть также Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» (ОВИО) http://ovio.pravolimp.ru/ , и «Олимпиада по основам религиозной культуры и светской этики для учащихся 4-5 классов» (ОРКСЭ) http://ucheba.pravolimp.ru/ .

В каждой из олимпиад участвуют тысячи учащихся. Так, в олимпиаде «Аксиос» приняло участие относительно немного - 3000 школьников, но это индивидуальная олимпиада, она ориентирована не на школы, а на каждого ученика отдельно. Количество участников ОПК и ОВИО значительно больше. В 2015-2016 учебном году суммарное число участников всех четырех олимпиад ПСТГУ составило 300 000 школьников. К сожалению, из-за демографического кризиса в России, количество участников несколько уменьшилось, тогда как в 2014 г. число участников олимпиад приближалось к полумиллиону человек. Таким образом, на сегодня, четыре олимпиады, организуемые ПСТГУ, входят в число крупнейших по числу участников негосударственных олимпиадных проектов в России.

Для сравнения, самая крупная государственная всероссийская олимпиада школьников в 2014 учебном году на всех этапах собирает более семи миллионов детей, или больше половины школьников в России, как утверждает министр образования Ливанов. Всего на сайте РСОШ зарегистрировано 71-а олимпиада, проводимая в России.

Всероссийская олимпиада «Основы православной культуры» - ежегодная олимпиада по комплексу предметов, связанных с изучением истории и культуры Православия. Основной целью олимпиады является вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность в области истории и культуры Православия.

Многопрофильная предметная олимпиада ПСТГУ «Аксиос» предлагает школьникам возможность участвовать в конкурсах почти по 14 профилям, таким как основы христианства, история России, обществознание, музыкальное искусство, история искусств, изобразительное искусство, математика, педагогика, социология, экономика, русский язык, церковнославянский язык, литература, английский язык, педагогика и социология.

По профилям олимпиады, включенным в Перечень Российского Совета олимпиад школьников (РСОШ), победителям присуждаются государственные премии «В поддержку талантливой молодежи». Победители и призеры олимпиады получат дипломы и могут претендовать на льготы при поступлении в вуз по профильному предмету или направлению высшего образования («Литература», «История» или «Теология»).

Участие в православных олимпиадах: «Эта добрая воля является залогом будущей жизни Церкви»

Наконец наступает полдень, и отец Владимир выходит в центр храма, становится перед иконой святого покровителя Университета святителя Тихона и, окруженный детьми, запевает молитву «Царю Небесный», потом «Отче наш» и тропарь Патриарху Тихону «В годину тяжкую Богом избранный». Пение молитв подхватывает хор и дети.

В тяжкую годину коммунистических гонений на христианскую веру и Православную Церковь было невозможно себе представить, что когда-нибудь храмы будут полны детьми и молодежью, которые будут писать какие-то православные олимпиады, говорит отец ректор в своем приветственном слове к юным участникам двух школьных олимпиад. «Невозможно было и мечтать о том, чтобы дети изучали христианство, учились в православных школах, чтобы они могли задавать вопросы о христианской вере и получать на них ответы. Это было непредставимо»! Поэтому отцу Владимиру так особенно радостно видеть детей и молодежь в этом храме.

Протоиерей Владимир Воробьев рассказал о гонениях на христиан, свидетелем которых был он сам, о темной эпохе советской власти, бывшей, вместе с тем, героической эпохой для Церкви, давшей много великих святых, таких же, какие были в первые века христианства. надежду, что участие в православных олимпиадах поможет в будущем сотням юных участников хранить твердую веру в Бога, исполнять заповеди Божии, учиться любви, верности, правде, знать и любить историю и культуру России.

«Мое поколение уходит. Еще немного - вы вырастете и станете на наше место. Я очень надеюсь, что сегодня среди вас, таких еще молодых, некоторые совсем еще небольшого роста - много будущих священников, много будущих матушек, будущих учителей, которые будут преподавать уже новому поколению детей закон Божий и учить их. Хочется, чтобы вы приняли эту эстафету, чтобы вы прикоснулись к духу наших святых подвижников, чтобы вы их полюбили и захотели идти тем путем, который они проложили ценой своей жизни. Это путь победный, путь добрый», - убежден отец Владимир Воробьев.

«А сегодня живете вы. И вы уже можете знать, кому вы обязаны своей церковной жизнью? Вы обязаны этим святым, этим вашим дедам, прадедам, которые отдали свою жизнь за веру в тюрьмах, лагерях, были расстреляны, были замучены, претерпевали пытки, голод, лишения, изгнания, умирали в тайге или казахстанских пустынях. Они стали семенем веры, которую вы сегодня получили, которая сегодня сеется в ваши сердца чудесным образом. Сегодня вы все являетесь плодом их подвига», - такие вдохновенные слова новому поколению сказал протоиерей Владимир Воробьев.

Очень важно, что молодежь сама добровольно приходит в Церковь, и участвует в олимпиадах, которые дают возможность посмотреть на мир с христианской точки зрения. «Это особенно важно – вместе поучаствовать, вместе порадоваться, поговорить, пообщаться, подумать, узнать что-то новое. Эта добрая воля является залогом будущей жизни Церкви», - так объясняет цели проведения православных олимпиад для школьников протоиерей Владимир Воробьев.

«Посмотреть на обычные школьные предметы с точки зрения православия»

Ответственная за проведение олимпиады «Аксиос» Ирина Георгиевна Артамкина говорит о том, что отличие олимпиады Аксиос от множества других предметных олимпиад состоит в том, что она дает возможность «посмотреть на обычные школьные предметы с другого ракурса - с точки зрения православия».

По ее мнению, детям полезно участвовать в олимпиадах, потому что это «всегда дает стимул расширять и углублять свои знания». «Даже если участник не займет никакого места, но, придя домой, полезет в какую-то книгу, будет расспрашивать старших, чтобы узнать больше о предмете, то наша задача будет выполнена», - убеждена Ирина Георгиевна.

Значительный процент победителей и призеров олимпиад ПСТГУ, естественно поступают в Университет, хотя не все, конечно. «Я смотрела статистику, но меня интересовали результаты их дальнейшей учебы, и могу сказать, что, по результатам первой сессии они в основном находятся в первой четверти по успеваемости - это лучшие студенты», - утверждает Ирина Георгиевна. – «Я каждый год смотрю на выпускников - и часто вижу знакомые лица участников прошлых олимпиад, и некоторые из них получают красные дипломы», - говорит она.

Из самой Москвы в ПСТГУ приходит относительно мало участников, так как московские школьники перегружены разными олимпиадами. Если москвичи участвуют, то это либо дети, увидевшие объявление в храмах и пришедшие в ПСТГУ сами, либо дети из православных школ. «К нам чаще приезжают дети из других регионов России – от Урала до Калининграда, от Архангельской области до Крыма и Ставропольского края», - рассказывает Ирина Георгиевна Артамкина.

Важно то, что во множестве школ распространяется информация о ПСТГУ. Это помогает школьникам, которые даже если не будут участвовать в олимпиаде, но будут знать о возможности получить образование в Православном вузе по различным специальностям: «не только религиоведение и богословие, как многие думают, но и история, и филология, и социология, и педагогика». «Проучившись в нашем университете можно стать музыкантом, художником и даже математиком. Нужно только иметь желание быть полезным Церкви и Отечеству», - объясняет Ирина Георгиевна Артамкина.

Школьники в духовной школе

После молитвы и ректорского слова, детей из храма разводят по всем аудиториям Богословского факультета студенты ПСТГУ. Помогать в организации олимпиад для них это послушание – не только учебная, но и духовная практика, характерная для всех духовных школ. Студенты сопровождают участников, раздают задания, собирают ответы, смотрят, как они пишут, следят чтобы не списывали и раздают пирожные и шоколадки, чтобы дети смогли подкрепить свои силы, ведь несколько часов напряженной интеллектуальной работы требуют много энергии.

Дети готовились к олимпиаде несколько месяцев, чтобы ответить на вопросы о христианской вере, истории Церкви и истории России, по литературе, экономике, социологии и другим предметам. Теперь они могут проверить свои знания в соревновании друг с другом.

Вместе с тем, они погружаются в атмосферу крупнейшего в России гуманитарного православного университета. В каждой аудитории в красном углу стоят иконы. Со стен аудиторий на них смотрят c портретов Патриарх Тихон и новомученики. Студенты ПСТГУ, помогающие в организации олимпиады, пока дети пишут, читают Синодальный перевод Библии на русском языке. Может быть они тоже готовятся к заданию по Новому Завету на следующей неделе, а может быть просто молятся. Возможно, кого-то из школьников привлечет атмосфера духовной школы, и они захотят поступить сюда, когда придет время выбирать вуз.

Молодые люди сегодня имеют широкий доступ в интернет и получают много информации. Как их заинтересовать учением Церкви, культурой и историей России? Может ли древнее учение о благочестии и вечные догматы христианства конкурировать за внимание молодого поколения с морем информации со всего мира? Пример православных олимпиад показывает, что может конкурировать и стать инструментом в познании церковных истин, в получении знаний по истории России и о строении всего мира, созданного Богом. Хотелось бы, чтобы сбылись надежды отца Владимира Воробьева и всех организаторов олимпиад ПСТГУ, что все эти ранние детские впечатления помогли бы этим школьникам в будущем сохранить христианскую веру и верность Богу и Церкви, кому-то стать студентом ПСТГУ, кому-то прихожанином храма около своего дома, а всем вместе стать верными чадами Православной Церкви и нашей Родины.

Фото, текст Александр Филиппов

ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Примерные темы на ближайшие пять лет (2016–2021)

Основная тема каждого учебного года связана с юбилейными датами того календарного года, которым учебный год кончается. Основная тема совпадает (полностью или частично) с темой ближайших Рождественских чтений и утверждается после официального оглашения темы чтений.
Кроме основной темы, задания каждого года связаны с темой локальной, имеющей географический признак. Географически ограниченная тема позволяет ближе познакомиться с историей, лицами, художественными и литературными памятниками избранного региона.
Темы для 2016/2017 года окончательно утверждены 6 мая 2016 г.
Темы для осени 2017 года и далее указаны приблизительно; впоследствии возможно внесение методистами Олимпиады корректив и дополнений.

2016/2017 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Русь уходящая»: русская культура перед лицом гонений
В 2017 году отмечается 100-летие Поместного Собора Русской Церкви, восстановившего Патриаршество. Собор проходил в 1917/1918 годах, что дает особое основание для посвящения учебного года 2017/2018, прежде всего, памяти этого исторического собора, его участников и современников. Часть участников Собора прославлена в лике новомучеников и исповедников. Это люди, воспитанные в Синодальный период; их жизнь, культурные и интеллектуальные ценности и мировоззрение заслуживают изучения.
Юбилеи, связанные с темой:
Крушение Российской Империи (февральский и октябрьский перевороты) – 2017
Восстановление Патриаршества в Русской Церкви – 2017

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Русское Присутствие на Святой Земле»
Тема приурочена к юбилеям 2017 года:
200-летие со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина; 1817–1894) – самого известного начальника духовной миссии в Иерусалиме, выдающегося пастыря, ученого-византиниста, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, при котором ее деятельность достигла наибольшего расцвета в дореволюционный период.
170-летие основания Русской миссии в Иерусалиме (1847 г.)

2017/2018 учебный год

ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Подвиг последних Романовых»
Тема, прежде всего, связана с главным – трагическим – юбилеем 2018 года: убийством Царской семьи и великих князей, ставших символом православной России, с которой жестоко расправлялась новая власть. Эта страница жизни последних Романовых и связанных с ними людей характеризуется словами «страстотерпчество» и «мученичество». Но, кроме внимания к последнему совершенному ими христианскомуподвигу, тема подразумевает изучение «подвига повседневности» – внимание к тем годам жизни Царской семьи, которые предшествовали гонениям, изучение того духовного багажа и опыта социального служения, с которыми представители царского дома подошли к эпохе гонений.
Юбилей:
в 2018 году 150-летие со дня рождения св. имп. Николая II
2018 год – столетие гибели Царской семьи, кн. Елизаветы Федоровны и других великих князей

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Царский Крым»(Крым при Романовых)
Крым был любимым местом пребывания последней Царской семьи. Именно там они хотели провести остаток дней после свержения монархии. Богатая и, как водится, непростая история полуострова была украшена этой глубокой привязанностью царского дома. Тема позволяет нам совершить заочное путешествие в Царский Крым и постараться понять, что именно вызвало царские симпатии и что сам Крым получил в наследие от любивших его царей.

2018/2019 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Умозрение в камне»: каменное церковное зодчество Древней Руси
Тема обращает внимание на историю появления храмов и монастырей в период каменного строительства, их архитектуру, инициаторов и архитекторов, систему росписи, а также воспоминания о храмах, отражение образов и судьбы этих храмов в живописи и литературе.
Юбилеи:
В 2019 году – 540 лет со дня завершения строительства Успенского собора Московского Кремля (1479)
В 2019 году – 1030 лет с начала строительства первого известного каменного храма древней Руси – Десятинной Церкви (989 год)
В 2018 году – 1030 лет Крещения Руси.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Славянский мир в эпоху свв. Кирилла и Мефодия»
даты 2019 года:
1250 лет со дня кончины равноапостольного Кирилла, одного из братьев (869 г.)
800-летие получения Сербской Православной Церковью автокефалии (1219 год)
1100 лет провозглашения автокефалии Болгарской Церкви (919 год)
Тема позволяет вникнуть в миссию святых братьев, лучше понять их подвиг, рассмотреть плоды миссии в славянских странах – прежде всего, в Болгарии и Сербии, в которой их труды способствовали окончательному утверждению христианства. Тема позволяет увидеть культурные связи России с другими славянскими странами и значение миссии для распространения и утверждения христианской веры на русской земле.

2019/2020 учебный год

ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Эпоха святого Александра Невского»
Юбилей:
в 2020 году – 800-летие со дня рождения св. князя Александра Невского
Примерное содержание темы: воинский подвиг (самого князя и вообще), защита веры, святые и несвятые современники князя из князей, мирян и духовенства; княжеская семья; почитание и храмы, связанные с его именем.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА (два варианта):
I. «Соловки: прошлое и настоящее»
Юбилей:
в 2020 году – 300-летие преставления прп. Иова Анзерского.
Тема связана с новомучениками и вообще сонмом пострадавших за Христа на архипелаге: прп. Иову было от Божией Матери откровение, что Соловки станут Русской Голгофой. Но история монастыря интересна и до страшного ХХ века.

II. «Православие в Америке»
Американская православная Церковь – это дочерняя Церковь для Русской. Тема года включает в себя такие аспекты: история американской миссии, появление и распространение Православия в Америке, подвиг русских миссионеров и святителей, русские монастыри в Америке и т.д.
Юбилейные даты:
в 2020 году – 50-летие автокефалии Американской Православной Церкви (1970).
В 2019 году – 225 лет со дня появления первых русских миссионеров на Аляске (1794 год), прп. Герман Аляскинский.

2020/2021 учебный год

ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Русская школа в новое время(от Петра Великого до 1917)»
Юбилей:
в 2021 году исполнится 300 лет учреждения Славянской школы при Петре I при Александро-Невском монастыре.
Тема позволяет познакомиться с типами школ и путями получения образования в XVIII–XIX века, продолжительностью, ступенями и качеством образования, уровнем знаний выпускников, системой подготовки учителей. С темой связан общий вопрос об отношениихристиан к получению образования.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Православие в Японии»
Юбилей:
в 2021 году исполняется 160 лет со времени прибытия в Японию в 1869 г. русского миссионера архимандрита Николая (Касаткина).
И вторая дата 2021 года: 120 лет со дня выхода полного перевода Нового Завета на японский язык, подготовленного свт. Николаем (1901 г.).

Похожие публикации