Занятие составлению рассказа старшей группе. Занятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по сюжетным картинкам. Муниципальное дошкольное образовательное

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Шарьинский филиал ГОУВПО

Костромской государственный университет им. Некрасова


Контрольная работа

по курсу: Методика развития речи детей дошкольного возраста

на тему: Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов


Выполнила:

студентка 3 курса

специальность: «Педагогика и методика дошкольного образования»

Тончавина Евгения Валерьевна



Введение

1.Сущность, признаки и структура описательных рассказов

2.Особенности описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста. Формирование у детей знаний о структурных частях текста

Методика обучения детей описанию игрушек и натуральных предметов

Заключение

Библиографический список


Введение


Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь ведет к усложнению речевых форм, в которых оно протекает.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была полна и понятна для слушателя, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но я хочу остановиться на обучении детей составлению описательных рассказов, поскольку составление описательных рассказов при опоре на восприятие - ценный вид речевой деятельности. Занятия такого типа способствуют повышению эффективности подготовки детей к школьному обучению.


1. Сущность, признаки и структура описательных рассказов


В детском саду придается особое значение формированию навыков рассказывания. Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).

Рассказ - это самостоятельное составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

Рассказы по форме бывают сюжетные и описательные.

Описание - это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным.

Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины), затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета или действия с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового или другого процесса опирается на его последовательность (т.е. последовательность выполняемых действий).

Существуют разновидности описательных рассказов: сравнительный и объяснительный рассказы.

В детском саду дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении их однозначных признаков (например, сначала по величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме). Полезны и объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом называемых действий. Объяснить что-то другому лицу - значит подвести его в определенной последовательности к пониманию главных связей и отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается. Например, ребенок может рассказать и объяснить товарищу, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в какую-либо игру.


2. Особенности описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста. Формирование у детей знаний о структурных частях текста

описательный рассказ речевой дошкольный

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова, одна из авторов программы "Детство", разработчик раздела "Развитие речи детей", пишет, что исследования последних лет (М.В. Крулехт, Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

В старшей группе речь детей должна быть более разнообразной, четкой, последовательной, чем в средней. Однако, практика показывает, что часто рассказы детей старшей группы не всегда интересны по содержанию, могут быть не последовательно и не логично изложены, однообразны. Часто они состоят из простых назывных предложений. Наблюдается повторность, однообразие в подборе характеристик описываемых предметов и объектов, преобладание личных местоимений, вместо называния предметов. Дети не всегда правильно используют имеющийся у них словарный запас. Особенно это относится к употреблению союзов, предлогов, неправильного сочетания слов в предложении, неправильного порядка слов в предложении. Например, описывая ель, ребенок говорит: «Сначала у ней ствол толстый и коричневый, а потом все тоньше и зеленый » - вместо «Внизу ствол у ели толстый и коричневый, выше он становится тоньше, а на самом верху - тонкий и зеленый».

Дети неоправданно широко употребляют определения: «большой» и «маленький», нередко дают лишь приблизительную характеристику цвета, формы, мало используют слова типа «разноцветный», «одноцветный», «пестрый». («Кошечка белая, немножко коричневая. Хвостик у нее белый. Еще желтое есть»).

Указанные особенности речи детей не являются признаком функционального несовершенства. Развитый аппарат речи, имеющийся чувственный и речевой опыт дают возможность совершенствовать все стороны речи. Качество связной речи детей зависит от системы обучения их родному языку и в первую очередь от создания разнообразной и широкой речевой практики. Организация широкой речевой практики является необходимым условием для успешного решения задачи самостоятельного творческого использования слов. В связи с этим для развития связной речи ребенку необходимо предлагать материал, требующий анализа, обобщения, систематизации. Тогда от односложных высказываний ситуативного характера он перейдет к сложным формам контекстного речевого общения.


3. Методика обучения детей описанию игрушек и натуральных предметов


Методы и приемы, подбираемые воспитателем для обучения детей составлению описательных рассказов должны обеспечить сознательное и глубокое усвоение нарабатываемых детьми навыков. Главным направлением в методике работы по развитию речи и составлению описательных рассказов является постоянное и разнообразное сочетание в сознании ребенка слова и образа. Поэтому, прежде всего выделяются методы и приемы, которые связаны с расширением чувственного познания ребенка. На этой основе дети учатся самостоятельно описывать предмет или явление, у них развивается умение пользоваться более точными определениями предмета. Педагог должен стремиться, чтобы ребенок точно передавал результаты своих наблюдений.

В обучении рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение которых - получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ словом, жестом, фразой). На первоначальном этапе занятия употребляются приемы, с помощью которых детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности (что от них требуется) и пути достижения этого результата (как это делается).

Приемы обучения рассказыванию: образец рассказа, частичный образец рассказа, дублер рассказа, разбор образца рассказа, предоставление плана рассказа, коллективный разбор плана рассказа, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание рассказа, начатого воспитателем, подсказ вариантов, привлечение детей к исправлению ошибок рассказывающего ребенка, подсказ словом или предложением, оценка рассказа.

Рассмотрим подробнее вышеуказанные приемы.

Образец рассказа - это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.

В данном случае следует отличать познавательный рассказ воспитателя, предназначенный для слушания детьми, для расширения их кругозора, от рассказа-образца - дидактического приема, который предназначен для подражания.

Образец рассказа более других приемов облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность изложения, облегчает подбор словаря.

Применяется образец на первых ступенях обучения, а также в случаях постановки нового задания, чтобы помочь детям, не умеющим рассказывать.

Образец рассказа могут повторить 1-2 ребенка, рассказывающие плохо (это очень их простимулирует - ведь именно им доверили рассказать первыми!), при этом прямое подражание играет положительную роль, вызывая речевую активность. Однако не следует стремиться к дословному повторению образца, наоборот, следует поощрять элементы самостоятельности.

Как прямой обучающий прием образец рассказа используется чаще всего в начале занятия.

Разновидность этого приема - частичный образец. Он употребляется в процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение какого-либо задания, например, придумывание начала повествования об объекте или игрушке.

Весь рассказ целиком или его часть воспитатель может повторить по мере потребности и по ходу занятия (или привлечь к этому другого ребенка), можно включить его в оценку ответов детей (этот прием, применяемый в игровой форме в средней группе - например, от имени описываемого детьми медвежонка, который хвалит детей за правильное описание его характерных визуальных качеств, срабатывает и с детьми старшей группы - в чем я убедилась неоднократно на собственном опыте).

Как отмечалось выше, детям нужно показать не только результат предстоящей им речевой деятельности, но и средства его достижения. Поэтому, как правило, образец употребляется в совокупности с другими приемами, которые его поясняют, не допускают механического копирования и ведут к самостоятельной творческой работе мысли, что необходимо в процессе работы с детьми старшей группы. Так, можно предложить второй вариант рассказа - дублер образца, при сопоставлении которого с первым ярче выявятся общие закономерности построения повествования. Например, педагог последовательно описывает две разные игрушки и поясняет обязательные элементы этих описаний.

Педагоги старшей группы нашего детского сада используют такой прием, но несколько в ином ракурсе: дети самостоятельно последовательно описывают 2 различные игрушки (например, 2 игрушечных кошечек), что служит альтернативным образцом составления описательного рассказа для других детей; далее другие дети составляют рассказы о других игрушечных кошечках (детям на выбор предоставляются несколько игрушек) - а, поскольку кошечки имеют внешние отличия, рассказ не бывает однотипным, сухим, неэмоциональным, наоборот, дети творчески подходят к составлению рассказа).

Осознанному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания.

План рассказа - это 3-4 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения. Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, ведущим приемом обучения.

Поскольку дети старшей группы имеют (или должны уже получить в процессе обучения в течение учебного года) некий опыт в составлении описательных рассказов, можно план - в виде свободных поясняющих указаний предоставлять детям до образца рассказа (в этом случае дети более сознательно воспринимают правила построения высказывания), но употребление этого приема зависит от уровня подготовленности детей.

С планом воспитатель знакомит детей после сообщения общей темы рассказов, а также их характера. Для того чтобы разнообразить детские рассказы, педагогу надо заранее подготовить дополнительные пункты плана. Смена вопросов в процессе одного занятия активизирует детей, их внимание, кроме того, это средство индивидуализации заданий.

В старшей группе следует указывать детям на неполноту или непоследовательность рассказа (если это имеет место), привлекать их к дополнению ответов друг друга.

При этом педагог не только сам отмечает отступление от плана, но и привлекает детей к контролю за рассказами детей (О чем нужно сейчас рассказать? Что лучше рассказать сначала, чтобы всем было понятно?). В старшей и подготовительной группах полезно использовать прием воспроизведения плана детьми (привлекать детей к этому действию следует исходя из их индивидуальных возможностей). Педагог, не употребляя слово «план», предлагает всем про себя повторить, о чем и как они сейчас будут рассказывать, и вызывает одного-двух детей для ответа вслух). План следует сообщать четко, отделяя смысловыми паузами один пункт от другого, подчеркивая ударениями опорные слова в фразах. Таким образом, план - это распространенный и важный прием, с помощью которого ребенок учится описывать предметы, объекты, делать это не сумбурно.

Коллективное составление рассказа - это своеобразный прием, используемы в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Преимущество этого приема в том, что в работе активно участвуют все дети. В процессе совместной деятельности дети получают наглядное представление о том, что значит придумывать рассказ, постепенно формируется их воображение. Но у этого приема есть и недостаток: дети упражняются в придумывании фраз, подборе слов - а речевая активность ограничена, т.к. они мало упражняются в монологической речи.

На некоторых занятиях применяется прием составления рассказа по частям, он облегчает задачу рассказчиков, так как уменьшается объем заданий. Благодаря ему занятие становится более разнообразным, интересным, а содержание рассказов становится глубже и полнее; кроме того удается спросить большее количество детей.

Вопросы в обучении рассказыванию играют второстепенную роль. Их задают обычно после того, как рассказ составлен, для уточнения его или дополнения. В процессе же рассказывания лучше использовать подсказ слова или предложения, исправление ошибки, что менее нарушит связность рассказа, чем вопрос.

Оценка также является обучающим приемом. Она применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, избегали того, что он осудил.

Таковы общие приемы обучения составления рассказов.

Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические процессы, как мышление, воображение. Психологами доказано, что при назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно. Ребенок, называя определенные свойства предмета, ярче их выделяет, т.е. упражняет свои ощущения и восприятия.

Поскольку дети учатся описывать предметы и объекты, которые они знают, видели, педагоги должны использовать эти рассказы в воспитательных целях. Необходимо, чтобы ребенок отражал реальные стороны предмета и правильно определял его назначение; в то же время нужно учить детей обращению с предметами (предлагать показать, как нужно держать ложку, как завязывать кукле шарф и т.д.).

Описание игрушек.

Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. Некоторые особенности имеют эти занятия в средней группе на 1 этапе обучения. Желательно предъявить детям игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы ребенок имел возможность уловить «состояние» героя (кукла радуется, утенок смешно, медвежонок грустный) или демонстрировать их в движении. Иногда бывает целесообразно внести игрушки в групповую комнату минут за 5 до занятия, предложить детям рассмотреть их, потрогать, а в момент рассказа на занятии уже на давать в руки, так как на первых порах это может помешать ребенку сосредоточиться на построении высказывания. Можно обыграть появление знакомой игрушки, а затем этот персонаж обращается к детям с вопросами и просьбами что-то рассказать дополнительно (Расскажи о моей кофточке, о моем хвостике).Ведущие приемы обучения - образец описания, который дает воспитатель, план рассказа, подсказ, дополнения детей.

В старших группах такие занятия проводят реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки требует определения пространственного положения ее частей, а также их материала и формы (игрушечные часы, телефон, плита, автобус). На одном и том же занятии задания следует дифференцировать: дети с более высоким уровнем развития могут описывать не одну игрушку, а статичную композицию из 2-3 предметов, указывая их расположение на столе, составлять описательный рассказ пары игрушек, сравнивая их по элементам. В большинстве же случаев игрушки вносят на занятие закрытыми и предъявляют детям по одной.

На первом занятии воспитатель дает образец и план рассказа (Какая это вещь? Какие у нее есть части? Для чего они нужны? Покажи и объясни, как используют эту вещь.). Ребенок, подойдя к игрушке, берет ее в руки, рассматривает, ощупывает и начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим. Если рассказ не получается, можно предложить эту же игрушку для описания другим детям, чтобы наглядно показать, как нужно выполнять задание.

Воспитатель продумываете, кого вызвать для описания следующей игрушки, учитывая трудность задания и интересы детей. Иногда для оживления занятия он предлагает детям самим выбрать игрушку для описания, вызывает рассказывать по желанию.

Повысить интерес к рассказыванию помогают такие приемы: ребенку предлагают поставить рядом любые 2-3 игрушки и рассказать о них самому или вызвать для рассказа любого из детей.

После занятий с общим наглядным материалом можно провести 1-2 с индивидуальным раздаточным материалом. Допустимо подбирать разнородные игрушки, но они должны быть примерно одинаковой сложности, некрупные (это упростит их хранение и раздачу). Все объяснения, указания воспитатель дает детям в начале занятия, до того, как игрушки будут розданы; к раздаче и сбору можно привлекать дежурных. В процессе занятия предлагаются дополнительные задания, например для классификации предметов по цвету, назначению и т.д. Эти занятия подготавливают детей к дидактическим играм различных видов.

Описание натуральных предметов.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и т.д. Поскольку таким занятиям предшествовала работа с демонстрационными и раздаточными игрушками, эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем. Старший воспитатель должен постепенно накапливать подобные наборы, руководствуясь программой по ознакомлению с окружающим. Например, для старшей группы - умывальные, почтовые принадлежности (гашеные конверты, открытки, марки), швейные принадлежности (клубки и катушки ниток, наборы пуговиц, лоскутков, ножницы и т.п.), для подготовительной группы - школьно-письменные принадлежности, а также комплекты разнородных предметов (ключи, футляры, записные книжки, фонарики и т.д.).

Рассказывая, ребенок тут же поясняет назначение предмета и правила его использования, демонстрирует действия с ним (движения щетки при чистке зубов, закрепление конца нитки на катушке и т.д.). Поскольку в каждом комплекте имеются аналогичные предметы, отличающиеся несущественными признаками, дети могут составлять о них сравнительные рассказы. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

На других занятиях, а также на прогулках дети могут познакомиться с составлением рассказов-этюдов. Это небольшие образные описания особенно выразительных объектов и явлений природы, произведений прикладного искусства (свежий распустившийся цветок, вид вечерней опушки леса, кружевная салфеточка на темном фоне и т.п.).

Умение описывать предметы закрепляется и в другой деятельности - на занятиях по конструированию ребенок рассказывает о свое постройке, в ролевой игре в космонавтов сообщает «по радио», что он видит внизу на земле.


Заключение


Таким образом, в старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, проявляя все большую активность. Педагог должен профессионально и умело руководить этим процессом.

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

Очень важно обеспечить на занятиях атмосферу непринужденного общения, создать условия для обогащения речи детей различными формами высказываний, сделать обучение интересным, удовлетворив любознательность старших дошкольников, их все более возрастающую потребность в умственной деятельности.

Как уже говорилось выше, некоторые педагоги считают, что дети не любят занятия по составлению описательных рассказов по игрушкам и натуральным предметам, другие наоборот указывают на то, что интерес детей к такого рода занятиям очень велик. Я считаю, что, кроме того, что педагог должен знать и уметь применять методику обучения детей составлению описательных рассказов, он должен убедить детей в важности описания конкретно взятого объекта, выдвинуть такой мотив, чтобы каждый ребенок поверил в это, сделать учебный процесс более интересным и увлекательным.


Библиографический список


1.Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. ? 223 с.

2.Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

.Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.

.Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. ? К.: Рад. школа, 1984. - 176 с.

.Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. ? М.: Просвещение, 1966.

.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.

.Воспитание детей в старшей группе детского сада: пособие для воспитателя дет. сада. / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1984. - 288 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: закреплять навыки составления рассказа с использованием кодов Семадени; закреплять навыки перекодировки кодов Семадени в словесное обозначение с использованием антонимов; упражнять детей в составлении простых распространённых предложений; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, понимать заданный вопрос.
  2. Коррекционно-развивающие : развивать память, мышление, восприятие, общую моторику.
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, умение слушать, анализировать рассказы своих товарищей, воспитывать бережное отношение к диким животным.
  4. Оборудование: корзинка, ёжик, заяц, письмо, коды Семадени, угощение для детей.

Лексическая тема «Дикие животные»

Ход НОД:

1. Орг.момент

— Ребята я нашла корзинку под дверью, (в корзинке ёжик и зайчик, письмо) это не ваша?
— Интересно вам посмотреть, что внутри?

2. Основная часть

— Ой, а тут…, отгадайте загадку Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.(Еж)

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы. (Заяц) и письмо.

— «Здравствуйте ребята, меня зовут Старичок-Лесовичок, я живу в сказочном лесу, где случаются разные чудеса.
Ребята, как вы думаете, а животные могут дружить?
Отправляю вам ёжика Пых и зайчика Пух, а так же подсказки по которым вы сможете узнать их историю.
Расскажите историю зайцу и ёжику, и сможете получить лесные гостинцы. Ваш Старичок-Лесовичок.»

— Ну, что ребята хотите узнать историю ёжика и зайчика?

— Сначала давайте попробуем отгадать все подсказки. (проговариваем, совместно с детьми каждое предложение: логопед начинает, ребёнок заканчивает по кодам)

— Вспомните, что обозначает первый код? (ответы детей)
— Низкий, а раз перечёркнут, подберите противоположное слово (ответы детей). Высокий.
— Второй код обозначает цвет. (ответы детей) Зеленый.
— Третий код обозначает качество предмета. (Ответы детей) Колючий перечёркнут, значит (ответы детей). Пушистый.
— И на последнем коде изображена ёлочка, а теперь составьте предложение целиком (ответы детей) Высокая, зелёная, пушистая ёлочка.


Рассмотрим следующую картинку.
— Что обозначает первый код? (ответы детей) Маленький, а перечёркнуто, значит (ответы детей). Большой
— Следующий код обозначает (ответы детей). Худой, а перечёркнут (ответы детей). Толстый
— Следующий код (ответы детей). Коричневый.


Рассмотрим следующую схему. Первый код обозначает (ответы детей) большой, а раз перечёркнут (ответы детей) маленький.
— Второй код обозначает (ответы детей) пушистый, а если наоборот (ответы детей) колючий.


(по аналогии рассматриваем остальные схемы)
— Первый код, если сразу обратить внимание, что он перечёркнут, обозначает (ответы детей) Маленький
-Второй обозначает цвет (ответы детей) серый.
— Третий код не колючий, значит (ответы детей) пушистый.


— На следующей схеме сразу посмотрите на последний код, что изображено? (ответы детей) ягода.
— А теперь давайте её опишем. Первый код обозначает.. (ответы детей) большая.
— Следующий код (ответы детей) красная.
— В третьем коде зашифрована форма (ответы детей) круглая
— Проговорите что у нас получилось? (ответы детей) Большая, красная, круглая ягода.

3. Динамическая пауза

— А теперь немного отдохнём и в лес мы с вами пойдём.

Лиса шла, шла, шла (дети изображают хитрую лису)
И клубнику нашла,
Села, поела и дальше пошла (присаживаются и собирают «клубнику»)

Зайчик скок-поскок, наскочил на кусток (прыгают)
Собрал малинку, поскакал по тропинке (тянуться вперёд, собирают, а потом прыгают)

Медведь шёл, шёл, шёл (изображают медведя)
И рябину нашёл,
Потянулся, оборвал, и дальше пошёл (тянуться вверх, а потом шагают вразвалочку)

— Итак, мы с вам разобрали все схемы, а теперь я буду начинать рассказ, а вы заканчивать с помощью подсказок. Вы должны будете не только правильно закончить рассказ, но ещё и постараться его запомнить.
(логопед начинает предложение, а дети заканчивают, опираясь на коды)

  1. В лесу росла высокая, зелёная, пушистая, ёлочка.
  2. Под ёлкой рос большой, толстый, коричневый гриб.
  3. Мимо ёлки пробегал маленький колючий ёжик.
  4. Он бежал в гости к маленькому, серому, пушистому зайцу.
  5. Ёжик сорвал на поляне большую, красную, круглую ягоду и угостил ею зайца.

— Молодцы! А теперь вы расскажите для наших гостей историю дружбы ёжика и зайца.
(дети рассказывают рассказ самостоятельно)

4. Заключительная часть

— Молодцы, ёжику и зайчику понравилось, что вы расшифровали их рассказ и сумели запомнить его, и им пора отправляться в Сказочный лес, но сначала они хотели бы вас угостить лесными дарами. Отгадайте, что это: маленькая, круглая, чёрная ягода (черника).
(дети угощаются черникой).

— Наше занятие подошло к концу, скажите а могут ли дружить животные в Сказочном лесу?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Экскаватор

Телевизор

Стеснительный

Профессор

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лейсан» Комсомольского района Чувашской Республики

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему

«Составление рассказа на предложенную тему»

Выполнила: Воспитатель

Садыкова Резиля Решитовна

д. Урмаево 2017

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Связная речь: учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет;

Словарь и грамматика: учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках;

Звуковая культура речи: учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки.

Развивающие задачи:

1.Развивать внимание, память, мышление в процессе отгадывания загадок;

2. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]-[л’],[p]-, изолированных, в словах и фразах;

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос;

2.Воспитывать любовь и отзывчивость к героям сказки.

Методы и приемы:

Вводная часть: сюрпризный момент, игровой мотив.

Основная часть: отгадывание загадок, беседа-диалог, вопросы детям, физкультминутка, художественное слово.

Заключительная часть: вопросы, анализ, предлагается детям рассказать о том, как гномы праздновали новоселье.

Материал: игрушка собака, иллюстрации к сказке «Белоснежка и семь гномов».

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел заяц. Он не умеет, произносит звуки [р] и [л].Поэтому просит, чтобы мы ему помогли. Поможем?(ответы детей) Какие звуки он не умеет произносит? (групповые и индивидуальные ответы).

Когда вы произносите звук [л], то кончик языка упирается в верхние зубы. (При необходимости показывает). Я буду называть слоги. Если услышите звук [л], хлопните в ладоши. Если услышите звук [р], поднимите руку. Будьте внимательны: ла, ва, на, ра, са, ла, да, ра,фа, ла, ка, ча, ла, ра и т.д. (дети выполняют задание).

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам отгадать загадку.

Сидит дед,

Во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

Что это?

Дети: Лук.

Воспитатель: Почему вы думаете, что это лук? (ответы детей)

Какой звук слышится в слове лук - [л] или [р]? (ответы детей)

Воспитатель: Послушайте ещё одну загадку.

Начинает он копать,

Заменяет сто лопат.

Что это?

Дети: Экскаватор.

Воспитатель: Почему вы думаете, что это экскаватор? (ответы детей).

Произнесите это слово так, чтобы в нем отчетливо слышался звук [р]. (дети выполняют)

Воспитатель: Ещё одна загадка

Стоят в поле две сестрички:

Желтые глазки, белые реснички.

Что это? (ответы детей).

Почему вы думаете, что это ромашка? (дети отвечают).

Какой звук слышится в этом слове - [л] или [р]? (ответы детей)

Произнесите это слово так, чтобы в нем слышался звук [р].

(Дети выполняют. Аналогичная работа проводится ещё по двум загадкам).

От дома начинается,

У дома и кончается.(Дорога).

Вот так дом – одно окно.

Каждый день в окне кино. (Телевизор).

Воспитатель: Вспомните и назовите имена мальчиков и девочек, в которых есть звуки [л], [р].(ответы детей. Дети могут называть имена со звуками [л’] или [р’], например, Рита, Оля. Эти ответы следует считать правильными, если ребенок правильно выделяет нужный звук.

Проводится физкультминутка.

Воспитатель: Сегодня вы послушаете отрывок из сказки американского писателя Уолта Дисннея «Белоснежка и семь гномов». Это сказка о девочке, которую звали Белоснежка, и о ее друзьях – семи сказочных маленьких человечках, гномах. Все они были добрыми приятелями. А звали их так: Профессор, Ворчун, Весельчак, Стеснительный, Ап-чхи, Соня и Молчун. Вот эти гномы. Посмотрите какие они разные. Как вы думаете, кто здесь Весельчак, кто Ворчун? Почему вы так думаете? (ответы детей).

Воспитатель: Догадайтесь, почему так звали гномов. Почему одного из гномов звали Стеснительный? (ответы детей).

Ап-чхи? (ответы детей),Соня (ответы детей), Молчун (ответы детей).

Послушайте, что говорится в сказке о том, почему так назвали гномов, и что с ними произошло (Читает сказку со слов «Жили они в бедной…».)

Вопросы:

1.Понравилась ли вам сказка?

2. Кто такие гномы?

3. Как звали гномов из сказки?

Вопросы-подсказки: как звали самого старшего, самого умного гнома, которого вы слушались? Как звали гнома, который все время чихал? Как звали гнома, который всегда молчал? любил ворчат? любил спать? Был всегда веселым? Всегда стеснялся?

Вопросы- подсказки задают только в том случае, если дети упустят чье-либо имя.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам рассказать о том, как гномы праздновали новоселье.


Антипова Екатерина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 24 "Ручеек"
Населённый пункт: Мурманская область, город Кандалакша
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: Составление рассказа из личного опыта "Дом, в котором я живу".
Дата публикации: 08.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Тема: Составление рассказа из личного опыта «Дом, в котором я живу».

Цель: Развитие связной речи. Составление рассказа на тему «Дом, в котором я живу», опираясь на

собственный опыт.

Задачи:

Образовательные задачи :

Обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт; - способствовать формированию

развёрнутого связного высказывания.

Развивающие задачи :

Развивать у детей логическое мышление,внимание и долговременную память;

Развиватьумение пользоваться распространённым предложением; относительными

прилагательными, сложными словами;

Развивать умение строить высказывание;

Развивать общую моторику.

Воспитательные задачи :

Воспитывать нравственные качества;

Формировать положительную установку детей на участие в занятии, навыки сотрудничества,

самостоятельности и инициативности.

Оборудование: опорная картина для составления рассказов, картинки домов, сундук с заданиями,

картинки со строительными материалами.

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости! Дружно поздороваемся с ними!

Психогимнастика (на ковре)

Теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга. Настал новый день! Сейчас мы улыбнемся друг

другу! Как хорошо, что мы встретились, что все мы здоровы и в хорошем настроении! А сейчас

сделаем солнышко, будем подавать друг другу руки- лучики и называть свое имя. Я- лучик Екатерина

Григорьевна, а ты?

Вводная часть .

Ребята, сегодня, придя на работу, я обнаружила сундук, но я не стала его открывать без вас. Вам

интересно, что в нем находится? Посмотрим?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, здесь какое- то письмо. Прочитаем?

Дети: Да!

(воспитатель зачитывает письмо)

Здравствуйте, ребята, пишет вам поросёнок Наф-Наф из сказки « Три поросёнка». Хочу вас

попросить помочь моим братьям построить крепкие, кирпичные дома. Посылаю вам с сундук с

заданиями. Если верно выполните все задания, то окажете поросятам большую помощь! За каждое

выполненное задание, вы будете получать строительные материалы для строительства домиков для

моих братьев.

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь поросятам?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Попробуем помочь?

Основная часть.

(воспитатель зачитывает задания Наф-Нафа)

Письма- задания из сундука.

Задание 1.

Ребята, помогите, пожалуйста, отгадать загадку.

Вот огромный шумный мир,

В нем четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остекленные балконы.

Воспитатель: Все правильно! Молодцы! За выполнение этого задания наши поросята получают

доски для строительства пола и потолка!

(воспитатель показывает картинку с досками)

Задание 2.

Дети. Мы знаем, что дома бывают разными. А как они называются?

Игра «Назови, какой?» (выставляю картинки)

Цель: образование относительных прилагательных.

Дом из кирпича – (кирпичный),

… из камня – (каменный),

… из дерева – (деревянный),

… из панелей – (панельный).

(Для детей младшей группы)

(Убираю картинки, оставляю одну).

- Каких домов не стало?

(Не стало кирпичного дома, деревянного дома, каменного дома)

- Остался, какой дом? (панельный).

-Из каких частей он состоит? (крыша, стены, окна, двери….)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы всё назвали правильно! Поросята получают кирпичи!

(воспитатель показывает картинку с кирпичами).

Задание 3.

Ребята, а сейчас мы предлагаем вам мяч покидать и слова наоборот назвать.

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Цель: усвоение антонимов.

Мой дом высокий, а мой дом (низкий).

Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).

Мой дом большой, а мой дом (маленький).

Мой дом старый, а мой дом (новый).

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.

Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Воспитатель: Все верно! Молодцы! За выполнение этого задания поросята получают цемент.

(воспитатель показывает картинку с цементом).

У нас у каждого есть свой дом, где тепло и уютно и всегда нам рады.

Задание 4.

«Ребята, к сожалению, у нас нет своего домашнего адреса. А у вас есть? Интересно знать, где

вы живете?»

Беседа по вопросам .

На какой улице стоит ваш дом?

Сколько в нем этажей, на каком этаже ты живешь, из какого материала построен твой дом, какая у

тебя квартира?

Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк и т.д.)

Кого вы рады видеть у себя дома?

Воспитатель: Всё правильно! Молодцы! За выполнение этого задания наши поросята полуют

черепицу, чтобы покрыть крышу.

(воспитатель показывает картинку с черепицей).

Задание 5.

Дети Наф-Наф предлагает нам немного размяться.

Физкультминутка «Маляры».

Маляры пришли втроём, шагают на месте

Обновили старый дом: изображают «крышу» над головой

Был облезлый, скучный, голый – «красят»

Стал нарядный и весёлый. «крыша» над головой

Задание 6.

Вы так много говорили о своём доме. Кто из вас хочет рассказать всё о своём доме?

(Дети составляют рассказы)

Дети. Вы такие молодцы! Справились с последним заданием. Помогли нашим поросятам получить

еще один строительный материал: банку с краской. Теперь их дом будет не только крепкий, но и

красивый.

3. Итог занятия .

Ребята, что мы сегодня делали на занятии? Кому помогали?

У нас получилось?

Что было трудно?

Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями! Теперь братья Наф-Нафа смогут построить

свои крепкие и уютные дома.

Похожие публикации