Состав числа 7 конспект занятия. Сообщение темы и целей урока

Конспект открытого занятия: «Число и цифра 7. Состав числа 7».

Подготовила: воспитатель

В: Ребята, послушайте внимательно стихотворения и скажите о каком числе в них говориться, и где это число встречается.

В: Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой.

Если б я мог встать на мост,

Я б рукой достал до звёзд.

Очень дружно мы живём

В доме добром всемером:

Папа, мама, братья, я –

Это всё моя семья!

Ты ведь знаешь дни недели.

Посчитай-ка их скорей!

Если в счёте не собьёшься –

Ровно семь получишь дней.

В: О каком числе мы будем сегодня говорить?

В: Где число 7 встретилось в стихотворении?

Д: В радуге 7 цветов;

в семье должно быть 7 человек (так считали раньше);

в неделе 7 дней.

В: В древности число 7 считали волшебным. До нас дошли пословицы и поговорки с числом 7: «Семь бед – один ответ», «Семеро одного не ждут», «Был от счастья на седьмом небе», «Семь раз отмерь - один отрежь».

В: В каких сказках встречается число 7?

Д: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик семицветик», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

В: Посмотрите на цифру 7, на какую цифру она похожа?

Д: На 1.

В: А верхняя часть 7 – её голова похожа на нижнюю часть какой цифры?

В: С нами на занятии знакомиться с цифрой 7 будут два героя – Волк и Заяц.

Посадили Волк и Заяц в огороде помидоры. Наступила осень. У Волка выросли зелёные, а у зайца красные. На каждой грядке – по 7 помидоров. Давайте посмотрим в каком порядке они выросли.

Д: На первой грядке 6 зелёных и один красный.

В: Напишите: 6+1=7 и т. д. до шестой грядки.

В: На четвёртой грядке как на какой?

Д: (третьей).

На пятой, (как на второй) на шестой? (как на первой).

В: Стал Волк думать у кого больше помидоров?

И как закричит: «Ну, заяц, погоди!»

Почему? Сколько помидоров у Зайца, сколько у Волка?

Д: Помидоров одинаковое количество, поровну, но у Зайца – спелые, а у Волка – зелёные.

Физкультминутка.

Игра «Обратное кино».

Дети встают в круг, сцепляют руки и крутят ими вперёд, как бы показывая кино. Воспитатель читает текст киномеханика, все остальные его исполняют.

Раз-два – встали все.(Все встают)

Три-четыре – рубим лес.

Пять 0шесть – потянись.

Семь-восемь – руки вниз.

Девять-десять – всем: «Садись!»

В обратную сторону крутим руками.

Киномеханик говорит.

Десять-девять. (все встают.)

Восемь-семь.(Поднимают руки.)

Шесть-пять.(Опускают руки.)

Четыре-три.(Закидывают ветки обратно.)

Два-один. (Все садятся.)

В: Убежал Заяц от Волка в дом №7. А там слева живут волки, а справа – зайцы. Живут мирно, на каждом этаже по 7, в гости друг к другу ходят, чай пьют.

На первых трёх этажах «включился» свет.

Прочитайте, что получилось.

Д: 6+1=7, 5+2=7, 4+3=7.

В: Верхние три этажа – это повторение нижних.

Читают примеры для верхних этажей.

В: Прибежал Волк к этому дому, подумал и решил помириться с Зайчиком. Подружились они и стали вместе задания выполнять.

В: Помогите Волку и Зайцу составить примеры и прочитать их.

Дидактическая игра «клоун».

Д: Составляют и читают примеры: 6+1=7; 4+3=7; 5+2=7.

В: Я загадала два числа. Если я их сложу, получится 7. Какие это числа?

Д: Называют примеры.

В: А сейчас мы разделимся на две команды для игры «ромашка 7»

У каждой команды кружок – ромашка 7. На лепесточки между жирными линиями надо положить два числа, сложив которые получим 7.

В: А сейчас кто-то будет выполнять индивидуальную работу, а остальные ребята решать задачи.

Индивидуальная работа.

Ребёнок заполняет бланк с примерами на состав числа 7.

синие полоски доска для сложения красные полоски

С помощью синих и красных полос, раскладывая их на доске для сложения. Слева от доски – синие полоски, обозначающие первое число (слагаемое), а справа – красные, обозначают второе число (слагаемое). Полоски раскладывают на доске, результат сложения смотрят на первой строке доски.

Решение задач.

Задача врача.

Врач велел антигриппин пить подряд нам всю неделю,

Мы шесть дней послушно пили.

Ну а нас не похвалили.

Почему? (остался ещё один день: 7-6=1.

Задача кондитера.

На заказ на день рожденья

Сделал кондитер торт – объеденье!

В нём два килограмма вкусного крема.

В нём пять килограммов сдобного теста.

Вот удивлялся нам встречный народ:

Сколько же весит огромный ваш торт? (2+5=7).

Составьте задачу по сказке Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Всего семь гномов. У двух на головах шапочки. Сколько без шапок?

Решите её. (7-2=5)

В: Ребята, наше занятие заканчивается. С составом какого числа мы сегодня работали?

Д: С составом числа 7.

Сценарий урока математики

Класс: 1

Образовательная система: Школа 2100

Учитель: Балакина О. Ю.

Тема урока « Состав числа 7».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели урока:

    Познакомить с составом числа 7;

    закреплять знание состава чисел 5, 6, 8;

    совершенствовать навыки табличного сложения.

Основные этапы урока:

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

    Постановка проблемы.

    Открытие нового и фиксация новых знаний.

    Первичное закрепление.

6) Рефлексия учебной деятельности на уроке.

УУД, формируемые на уроке:

Познавательные

составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием.

Коммуникативные

активно участвовать в общей дидактической игре «ученик – ученики», организованной педагогом;

участвовать в обсуждениях, работая в паре;

ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.

Регулятивные

выполнять работу в паре, помогая друг другу;

участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе пары;

оценивать свой вклад в работу пары.

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: сотрудничество с учителем и сверстниками (работа в парах).

Предполагаемый контроль: самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Планируемые результаты:

Предметные

Дети научатся представлять число 7 в виде набора меньших чисел, рассматривать связанные с составом натурального числа случаи сложения и вычитания.

Личностные

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве, в предложен-ных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Использованное оборудование (в т.ч. ИКТ-оборудование):

картинка с изображением Белоснежки и 7 гномов, демонстрационный числовой «домик» числа 7, индивидуальные числовые «домики», карточки с заданиями, математические наборы.

Ход урока

I . Организационный момент.

Учитель: - Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Улыбнитесь друг другу и с таким радостным настроением проведем наш урок. Садитесь, пожалуйста!

II . Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

Отгадайте загадку:

Сколько в радуге цветов,

Дней недели у китов,

Гномиков у Белоснежки,

Братьев-близнецов у пешки,

Нот, что знают даже дети,

И всего чудес на свете,

Разобраться с этим всем

Нам поможет цифра. . . (Семь .)

Сегодня на уроке мы говорим о числе 7. (На доске открывается тема урока.) К нам в гости пришли герои сказки, о которой, говорилось в загадке. Кто это? (Белоснежка и 7 гномов.) (Учитель открывает картинку с изображением героев.)

- Мы должны помочь гномам спасти Белоснежку. Для этого надо выполнить все их задания. Что нам нужно, чтобы справиться с этим? (Знания, работать дружно, помогать друг другу.)

1 задание: «Потерялось число»

(На доске ряд чисел 1 2 3 4 5 6 8 9.)

Первый гном предлагает нам узнать, какое число потерялось, и найти его место в числовом ряду. (Число 7.)

Назовите число, предшествующее числу 7. (Число 6.) Как получить предшествующее число? (Сделать 1 шаг назад.) Назовите последующее число семи. (8) Как получить последующее число? (Сделать 1 шаг вперед.)

2 задание.

Второй гном просит нас установить закономерность и определить, какое число надо вставит вместо?. (На доске открывается задание.)

? | 3 4 | ? 3 | ?

/ \ / \ / \

5 6 4

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями.

III . Постановка проблемы.

(На доске открываются записи.)

3 + = 6 3 + = 7

4 + = 6 5 + = 7

5 + = 6 6 + = 7

А вот задание третьего гнома. Как называются эти записи? (Равенства.) Сравните равенства слева и справа. Чем они похожи, чем отличаются?

Откройте тетради и запишите первый столбик. Что нужно вспомнить, чтобы вставить пропущенные числа? (Состав числа 6.) Можем ли записать второй столбик? (Нет.) Почему? (Не знаем состав числа 7.)

Какую задачу ставим на уроке? (Узнать состав числа 7.)

Физминутка

Четвертый гном предлагает нам сделать разминку.

На разминку становись!

Влево, вправо повернись.

Повороты посчитай –

Раз, два, три – не отставай!

Начинаем приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку.

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком,

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком.

А теперь ходьба на месте –

Левой-правой, стой раз-два!

Мы за парты сядем, вместе

Вновь возьмемся за дела.

IV . Открытие нового и фиксация новых знаний.

1) Работа в парах с математическими наборами.

(Дети, сидящие слева за партой, кладут 7 желтых кругов, справа – 7 красных кругов. Дети обмениваются кругами, показывая разный состав числа 7, и по ходу действий заполняют числовые «домики». Затем проверяют друг друга.)

2) Сравнение с эталоном на доске.

(Учитель открывает на доске заполненный числовой «домик» числа 7.)

А теперь проверьте себя, сравните свои числовые «домики» с моим. Поднимите руки, кто все сделал правильно. Я рада за вас. (Класс хором проговаривает состав числа 7.) Справились мы с возникшим затруднением? Теперь можем вставить в равенства числа? (Да.) Запи- сываем в тетрадь второй столбик равенств. (Учащиеся с помощью своих числовых «домиков» вставляют пропущенные числа.)

Физминутка

Пятый гном предлагает нам еще раз отдохнуть.

Раз, два, три, четыре, пять –

В ладоши хлопнем столько раз,

Сколько лампочек у нас.

Ногами топнем столько раз,

Сколько форточек у нас.

Присядем вместе столько раз,

Сколько елочек у нас.

Подпрыгнем дружно столько раз,

Сколько звездочек у нас.

V . Первичное закрепление.

1) - Шестой гномик дает вам задание открыть учебник на стр. 77 и выполнить в тетради № 7. (Выполняется проверка задания.)

2) - Седьмой гном просит выполнить задание № 8. (Выполняется взаимопроверка.)

VI . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Молодцы, ребята! Мы помогли гномам и спасли Белоснежку.

Что нового узнали вы на уроке? Что запомнилось больше всего? С каким настроением вы заканчиваете урок?

На столах у вас лежат рисунки гномиков. Если все вам удалось, возьмите себе веселого гномика. Если были трудности – возьмите грустного гномика.

Скажем друг другу спасибо. Урок окончен.

Чем лучше ребенок представляет в своей голове состав числа и чем быстрее и правильнее он может разложить число на 2 других, тем легче ему будет решать любые уравнения на сложение и вычитание. Поэтому тема важная и нужно проработать ее с ребенком со всей ответственностью, чтобы он на загибал пальцы, считая 6-3, а сразу сказал 3. Для начала познакомьте ребенка с домиками на состав числа, заселенными циферками. Скачать и распечатать их можно на странице Домики "состав числа" >> Затем знания необходимо закрепить. А самое лучшее средство доведения навыков до автоматизма - это математический тренажер. В нашем тренажере задания разноплановые. Чтобы ребенок не уставал, мы предложили на одном листе не только домики, но и примеры на сложение и вычитание по составу числа, на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого или уменьшаемого, и умные задачки. Кликайте по нужным страницам и открывайте их в полном размере, далее можно сохранить картинку себе на компьютер и распечатать. При печати на листе а4 есть возможность разрезать один лист на 2 и растянуть задания на 2 дня, чтобы уменьшить нагрузку на ребенка. После выполнения задания ребенок или взрослый отмечает, как он его оценивает: не очень хорошо - тучка, хорошо - смайлик, отлично - солнышко.

Скачать и распечатать тренажер на состав числа от 2 до 10

А теперь вразброс. Так же разрезаем на 2 части и решаем.

Урок - игра

Программа «Гармония», математика, 1 класс

учитель Е.А. Фёдорова,

школа №1, п.Унъюган

Урок, который представлен ниже - это 5 урок в теме: «Состав однозначных чисел». Он продолжает изучение темы: «Смысл сложения. Выражение. Равенство». И будет продолжаться в темах: «Целое и части», «Увеличить на…», «Уменьшить на..». Знания о составе чисел будут положены в основу изучения темы: «Сложение и вычитание чисел в пределе 100».

Тема урока : Состав однозначных чисел. Состав числа 7.

Цели:

1. Познакомить с составом числа 7, чтением математических записей и записью числа 7 в виде суммы двух слагаемых.

2. Продолжить работу по формированию навыков табличного сложения.

3. Развивать математическую наблюдательность, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

4. Воспитывать самостоятельность, интерес к учебной деятельности.

Оборудование:

Мягкая игрушка - медвежонок, наборы кружков у детей, карточки - домино, конверт с заданиями, ключ, иллюстрации машин, плакаты с кружками, луч, карточки с равенствами, заводная машина.

План урока.

I. Организационный момент .

Доброе утро. Улыбнитесь друг другу и с таким радостным настроением проведём наш урок. Садитесь, пожалуйста.

Сегодня на уроке математики мы будем пересчитывать предметы, записывать равенства, поработаем с числовым лучом, сделаем рисунки и откроем новые необходимые знания для дальнейшего изучения математики и, конечно, будем работать дружно, помогая друг другу.

Идя сегодня в школу, я увидела возле машины медвежонка. Он был очень расстроен. Разбойники забрали у него ключ, и медвежонок не может завести машину. Они обещали вернуть ключ, если медвежонок выполнит вот эти задания. (Показываю пакет с заданиями). Поможем медвежонку? Учитель открывает конверт и читает первое задание.

II. Устный счёт. 1 задание.

Нам нужно найти значение выражений, записанных на доске.

Встаньте, пожалуйста, в 2 колонки. По моей команде выходите друг за другом к доске, записываете значение выражений и встаёте в конец колонки.

Сравните, полученные равенства (рассматриваем пары равенств, записанных обеими командами).

Что общего вы заметили в каждой паре?

Чем отличаются пары равенств?

Почему значения суммы в каждой паре равенств одинаковые?

Помогли мы медвежонку справиться с 1 заданием?

Какие знания использовали при этом? (Состав чисел, переместительное свойство сложения).

III . Изучение нового материала.

1. Открытие новых знаний.

Давайте посмотрим, какое следующее задание приготовили разбойники. Чтение второго задания.

2 задание.

У вас на партах лежат кружки. Разложите их перед собой. Чем похожи все кружки? (Одинаковая форма). Чем отличаются? (Цветом, размером, на одном кружке цветок). Разбейте кружки на 2 группы по какому-нибудь из этих признаков. Я посмотрела ваши работы и увидела, что у меня получились точно такие же группы. (Учитель вывешивает на доску рисунки с кружками).

Давайте скажем по какому признаку разбили кружки на первом рисунке? (По цвету). Сколько жёлтых кружков? (4) Сколько синих кружков?(3) Сколько их вместе? (7) Выберите равенства, соответствующие данному рисунку. (Равенства напечатаны на доске, ученики выходят, выбирают равенства и вывешивают их под данным рисунком). 4+3=7 3+4=7

По какому признаку разбили кружки на следующем рисунке? (Все без цветочка, а 1 с цветочком). Сколько кружков без цветочка? (6) Сколько кружков со цветочком? (1). Выберите равенства. 6+1=7 1+6 =7

Смотрим на 3 рисунок. По какому признаку разбили кружки на этом рисунке? (По размеру). Сколько маленьких кружков? (5) Сколько больших кружков? (2) Сколько всего кружков на рисунке? Выберите равенства. 5+2=7 2+5=7

Проверяем. Посмотрите на доску. Правильно ребята выбрали равенства к каждому рисунку? Почему?

А почему к каждому рисунку выбрали по 2 равенства?

Чему равно значение выражений во всех равенствах? (7)

2.Сообщение темы урока.

Вот мы и открыли новые знания. Кто догадался, какая тема нашего урока? Итак, тема нашего урока - состав числа 7. Состав числа 7 вам нужно знать наизусть. Как вы думаете почему? Повторим хором его ещё раз. (7 - это…).

3. Сообщение о числе 7.

4. Физкультминутка для глаз.

(Глазками смотрим вправо- влево, вверх-вниз, по кругу, поморгали, широко раскрыли, посмотрели на доску, на меня, работаем дальше).

Глазки наши отдохнули, а вот нам расслабляться нельзя. Будем помогать медвежонку выполнять следующее задание?

Давайте прочитаем 3 задание и выполним его, чтобы помочь медвежонку.

3 задание.

5. Самостоятельная работа детей с учебником.

Откройте учебник на с.83 №190. Прочитайте задание? Думаю, каждый из вас самостоятельно справится с этим заданием. Учебник поднимите выше. Откройте тетрадь. Положите на уголок, спинку держим прямо. В тетради найдите точку. В этой строке записываем первое равенство, пропускаем в сторону три клетки и записываем второе равенство. (Учитель ходит, проверяет).

Когда вы работали с первым лучом, я заметила в ваших тетрадях такие равенства (3+4=7 3+5=7).

Давайте проверим верные или неверные получились равенства.

Кто с помощью луча на доске проверит данные равенства?

Что мы увидели? (Первое равенство верное, а второе - нет).

Что нужно сделать, чтобы равенство было верным? (Изменить значение суммы или второе слагаемое).

Давайте, неверное равенство превратим в неравенство.

Как это можно сделать? (Поставим вместо знака = знак …).

А почему поставим знак больше? (потому что число 8 на числовом луче стоит за числом 7).

Назовите равенство соответствующее второму лучу и т.д. -Что общего во всех равенствах? (Значение = 7).

6. Физкультминутка.

Мишка топай, Мишка, хлопай, приседай со мной, дружок, руки вверх, вперёд и вниз, улыбайся и садись.

IV . Закрепление пройденного материала.

Переходим к следующему заданию разбойников. Чтобы его выполнить нам нужно будет разбиться на группы.

4 задание.

Работа в группах.

А сейчас поработаем в группах. Мы с вами решили, что мальчики будут работать в одной группе, а девочки - в другой. Займите свом места за столами. Выберите командира. Слушаем задание. На столах лежат карточки с фишками. (Домино). Что на них нарисовано? (Кружки). Что написано рядом с фишками: слева и справа. (Числа). Обсудите друг с другом какие равенства можно записать. Первое равенство на листке, который лежит перед вами записывает командир, следующее, сидящий справа от командира и т.д. по часовой стрелке. Какая группа выполнит задание первой, та начинает перестрелку - читает выражение, а вторая группа называет результат. Что общего во всех равенствах? (Значение суммы =7). Мы в течение урока выполняли разнообразные задания и во всех у нас получалось - число 7. Кто уже запомнил состав числа 7? Значит, придя домой, вы сможете порадовать родителей своими знаниями. Займите свои места за партами.

Физкультминутка для пальчиков.

Мишка, мишка, медвежонок - сгибание, разгибание кисти

Шаловливый ты, ребёнок, - замок

Вместе с цифрой убежал, - соединить большие пальцы

А куда и не сказал - кулак - ладонь

Нас с вами ждёт новое испытание, которое приготовили разбойники..

5 задание.

Работа с текстовым заданием.

На стоянке стояли 3 синих машины и 4 красных машины.

Нарисуйте, сколько всего машин стояло на стоянке.

Я увидела такие рисунки: оооооо ооооооо.

Как найти правильный рисунок? (Раскрасить 3 синих машинки и 4 красных машинки)..

Измените текст, чтобы он соответствовал первому рисунку.

Запишем выражения к первому и ко второму рисунку. У нас осталось последнее задание. Выполнив его, мы поможем медвежонку.

6 задание.

4. Работа со сложными выражениями.

На доске записаны выражения. Найдите значение этих выражений.

4+2-1= 5+1+1= 3+1+2=

Сравните значения выражений. -Назовите те выражения, значения которых равны 7.

V . Итог.

Откройте учебник на с.83.

Найдите таблицу + сложения числа 7. Повторим её хором.

VI . Рефлексия.

Мы справились со всеми заданиями, но разбойники хотят знать: какую машину вы выберите для поездки домой. У вас на партах лежат кружки, если считаете, что вы хорошо запомнили состав числа 7, то ставите его в карман синей (гоночной) машины, а если вам нужна помощь, то в карман машины - «Скорая помощь». Я очень довольна вашей работой на уроке и разбойники тоже вами довольны. Посмотрите, они дали нам ключ от машины, чтобы мы вернули его медвежонку. Давайте посмотрим, а на какой машине отправится в путь медвежонок. (Выезжает большая заводная машина). Медвежонок благодарен вам за помощь. Вы -настоящие друзья.

Урок окончен. - Спасибо, за работу.

Список используемой литературы:

Истомина. Н.Б. Математика 1класс Издательство «Ассоциация 21 век», 2015 г

Ковалько В.И. Школа физкультминуток(1-4). М.: Вако, 2016

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Второй год работаю по программе «Планета знаний».
В моей работе использую современные образовательные технологии. Ведущими являются технология проблемно-диалогического обучения и деятельностный метод обучения.
Данный урок является первым по теме Состав числа 7. На уроке были достигнуты поставленные цели. Первый этап урока является мотивационным – необходимо заинтересовать учащихся,подготовить к работе, быстро включить всех учащихся в деловой ритм и организовать их внимание. На втором этапе – аклуализации знаний учащихся, происходит подготовка учащихся к тому виду учебной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока, актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов. Учащиеся самостоятельно ставят цели урока на этапе целеполагания, активно их принимают. Учитель организовывает действия учащихся по достижению этих целей. Благодаря предоставленной ученикам свободе выбора того или иного варианта задания у них развивается способность к самооценке, умение критически относиться к своим знаниям, стремление к достижению более трудной цели. Работа в парах способствует развитию сотрудничества и взаимопомощи, продуктивных и конструктивных межличностных отношений. Проверка выполнения задания проводится так, чтобы ученики сами оценили его правильность. Учитель руководит работой учеников при помощи вопросов. Практическая часть урока способствует закреплению знаний, развитию умений рассуждать, выстраивать логические суждения. На последнем этапе учитель отмечает, что дети успешно справились с поставленными задачами.

Программа: «Планета знаний».

Тип урока: урок изучения нового.

Форма: урок-игра.

Цель: способствовать формированию знаний состава числа 7.

Задачи:

  • Развивающие :
    • развивать навык устного и письменного счёта, умение считать в пределах 7: складывать, вычитать, сравнивать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться в пространстве, развивать внимане, умение делать выводы, мобильную и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающие формы деятельности.
  • Обучающие :
    • закрепить название и последовательность чисел первого десятка, умение сравнивать числа, умение ориентироваться в пространстве (лево, право), написание цифры 7;
    • повторить состав чисел до 7, умение называть и получать следующее и предыдущие числа;
    • повторить последовательность дней недели.
  • Воспитательные :
    • воспитывать интерес к математике, культуру общения, умение работать в парах и группах (чувство взаимопомощи), самооценку;
    • продолжить формировать у учащихся умение организовывать себя и работать в заданном темпе.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно
На урок торопит нас
Математика сейчас
Пожелаем всем удачи
За работу в добрый час!

– С каким настроением вы начинаете урок? (Приложение 1 )

2. Актуализация знаний – Сегодня на уроке я предлагаю пойти в гости на праздник – праздник одного числа (Слайд 1)
А вот какого числа вы мне скажете сами. (На доске – ряд чисел, обратной стороной)
– Скажите, а что мы уже умеем делать как школьники?

– Сейчас мы это и проверим:
– Какое число идет первым при счёте? (1 – дети сами открывают на доске)
– Откройте число, которое больше 4, но меньше 6 (5)
– Как можно получить 5?
– Слева или справа от 5 находится 4? (Слева)
– Как его можно назвать? (Предыдущим)
– Оно больше или меньше 5? Докажите.
– Как получить сле6дующее число у 5? (Сделать 1 шаг вправо по числовому лучу)
– Назовите его. (6)
– Откройте число 2
– Какое число стоит справа? (3)
– Откройте самое маленькое двузначное число (10)
– Что вы о нём знаете?
– Что больше 6 или 10? Докажите
– Какое число на 1 меньше, чем 10? (9)
– Из оставшихся чисел откройте большее число (8)
– Какое число осталось не открытым? (7)
– Как вы думаете праздник какого числа будет? (7)

3. Сообщение темы урока (Слайд 2)
– А раз это праздник, то что должно быть? (Веселье, подарки…)
– И мы приготовим для 7 свой подарок – это ваши знания. А ещё мы подарим вот этот шарик, а каким он будет зависит только от вас! (Приложение 1 )
– Что мы уже знаем и умеем делать с числом 7?
  • Считать до 7
  • Писать цифру 7
  • Сравнивать
  • Чертить и измерять отрезки
  • Значение числа 7 в древней мифологии…
  • Сказки с числом 7 (Слайд 3)

– А где нам это может пригодиться? (На математике, на уроках труда. В жизни…)
– А что же мы ещё не знаем про 7? (Состав числа 7)
– Тема нашего урока состав числа 7.

4. Целеполагание – Что мы должны узнать?
– А чему мы должны научиться на уроке?
– А для чего нам это знать?
– Давайте вспомним как пишется 7 (Слайд 4)
– А для чего нам надо уметь писать 7?
На «шариках»: 7 77 777
– Какую закономерность заметили? Продолжите.
– Как мы должны писать? Почему?
– Как по-другому можно записать 7? (Римскими цифрами)
– Давайте представим себя в роли древних римлян и попробуем с помощью палочек выложить Рим. Цифру 7.
– А где мы можем встретить римские цифры? (Слайд 5)
– На любом празднике есть гости, вот и наш первый гость –
Смешарик. (Слайд 6) Он приготовил тоже подарок – физминутку .
(Слайд 7)
5. Решение учебных задач

Работа в группах

Применение знаний учащихся

– А вот и следующий гость – Карлсон (Слайд 8).Он тоже не знает состава числа 7. Ребята, как же мы придём к 7, если мы не всё о ней знаем? (Надо узнать)
– Наш гость ужасный сладкоежка, он очень любит «побаловаться» плюшками и хочет разложить плюшки на 2 тарелки, а как это сделать не знает.
– Сколько всего плюшек? (7)
– Сейчас объединитесь в группы, и попробуйте сами разложить 7 плюшек на 2 тарелки и запишите выражения
– Как надо работать в группах?
– Проверяем. (Дети от каждой группы по одному вывешивают на доску примеры с ответом 7)

2 + 5 4 + 3 1 + 6 5 + 2 3 + 4 6 + 1

– Посмотрите получилось много равенств. Математика –наука точная, она любит порядок. Давайте и мы в этих выражениях наведём порядок. (Работа в группах)

– Проверяем:

1 + 6 4 + 3
2 + 5 5 + 2
3 + 4 6 + 1

–У кого так же? Нарисуйте улыбочку.
– Нам их нужно запомнить, чтобы было легче, какие можно исключить? Почему? (От перестановки слагаемых сумма не меняется)
– А где мы можем проверить правильность наших предположений? (В учебнике, у учителя спросить, по компьютору) (Слайд 9)
– Как вы думаете какое свершилось чудо? (Мы сами узнали состав числа 7)
– А для чего нам это надо знать? (Чтобы научиться решать примеры на сложение и вычитание) .
– Вот этим мы сейчас и займёмся! Садитесь на свои места.
(Слайд 10)
– Следующий гость – Незнайка. Его не отпускают на праздник, потому что он не может решить примеры. (Мы ему поможем)

7 – 1 = 4 – 3 =
2 + 2 = 7 – 5 =
5 – 2 = 1 + 4 =

– На какие две группы можно их разбить? (Сумма и разность,…)
– Каких примеров больше? На сколько?
– Найдите сумму и разность.
– Запишите ответы в порядке убывания
6 5 4 3 2 1
– Назовите пары чисел сумма которых равна 7.

Загадка:

Братьев этих ровно 7
Вам они известны всем
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом
Попрощается последний
Появляется передний. (Дни недели)

– Как вы думаете, почему я вспомнила загадку о днях недели? (Их 7) . Назовите их. (Слайд 11)
– Откройте учебник с. 84 № 2
– Сколько рабочих дней? (5)
– Сколько выходных? (2)
– Сколько всего? (7). Запишите равенство (5 + 2 = 7)
– Сколько всего дней? (7)
– Сколько учебных? (5)
– Сколько остальных? (2)
– Как это записать? (7 – 5 = 2)
– Какой ещё пример на вычитание мы можем записать? Объясните.
(Слайд 12)
– Какое из этих выражений является решением этой задачи?
(Слайд 13)

Физминутка

Вновь у нас физкультминутка
Наклонились ну-ка, ну-ка
Распрямились, потянулись
А теперь назад вернулись.

Разминаем руки, плечи
Чтоб сидеть нам было легче
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.

Голова устала тоже
Так давайте ей поможем
Вправо, влево, раз и два
Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Работа в парах

– С составом какого числа мы познакомились?
– В гости прилетел Мотылёк с подарком, давайте поможем ему подняться на самый верхний этаж, где живёт цифра 7. (Слайд 14)
Проверка: если правильно – «+»
если ошибка – «?»
– У кого все «+» – зажгите зелёный огонёк
– У кого «?» – жёлтый
– Кто выполнил без ошибок – я рада за вас.
– Кто понял и исправил ошибку – молодцы!
(Слайд 15)
– А вот и последние гости Крокодил Гена и Чебурашка. Они очень дружат и всё делают вместе, в паре. А вы умеете работать в парах?

1 вариант – соедините пары чисел красным карандашом сумма которых равна 5. (2 вариант проверяет)

– Поменяйтесь ролями: 2 вариант – соедините синим карандашом пары чисел, сумма которых равна 6.
– А вместе соедините зелёным карандашом пары чисел, сумма которых равна 7.
(Слайд 16) – проверка.
– У кого всё верно?
– У кого ошибка? Оцените друг-друга.
(Слайд 17)

Рефлексия – А вот и сама виновница торжества, давайте подарим ей свой подарки – шарики, но прежде… На обратной стороне нарисуйте личико: если вы хорошо запомнили состав числа 7, то дорисуйте улыбочку, если не уверенны, то прямой ротик
– Покажите свои подарки.
– Как вы думаете, справились мы со своей задачей?
– 7 довольна? А вы?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Какое вызвало затруднение?
– Давайте скажем друг другу СПАСИБО.
– С каким настроением вы заканчиваете урок?

Литература :

1. Обучение в 1 классе. Математика 1 класс. Авторы: М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова.
2. Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа 1-4 классы УМК «Планета знаний».
3. Истомина Н. Б. Практикум по математике в начальных классах.
4. Истомина Н. Б. Лабораторные работы в курсе «Методика математики» / Начальная школа 1990 №2 с. 71-75.
5. Начальная школа ПлюсДО и ПОСЛЕ №9/03.
6. Интернет-

Похожие публикации