Сказка про согласные и гласные буквы. Сочиняем сказки о звуках Сказочная история про звуки

Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда - очень громко: «А, А, А».

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:

А_А_ А_А_ А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

ААааа, ААааа.

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. Что любил делать звук А? (Петь.)

3. Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.)

4. Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.)

5. Как умел петь звук А? (Тихо, громко.).

6. Спой тихо, спой громко.

7. Какую песню пел звук -А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную.)

8. Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.)

9. На каком инструменте играл звук А? (На барабане.)

10. Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А А а а а, А А а а а.)

11. Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные.)

12. Спой колыбельную звука А.

13. За что всем нравился звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса.)

Материалы: буквы нейтрального цвета(не синие,не красные,не зеленые)-33 шт.
Стояла снежная морозная зима.
В одном городе жила -была девочка Лида. Ей исполнилось 6 лет.Она только что научилась читать по слогам и бабушка подарила ей большой полиэтиленовый пакет с пластмассовыми буквами.Все буквы были одинаковые по размеру и цвету:белые,блестящие.Лида складывала из них слоги и простые слова,а вечером убирала буквы в белый,подаренный бабушкой,пакет.Все свои игрушки она подарила брату Лене,которому было 4 года,а сама играла только буквами. Уже очень хотелось Лиде поскорее пойти в школу и учиться.
Однажды она так заигралась буквами,что заснула с белым,подаренным бабушкой пакетом в руках. Мама попыталась взять у Лиды пакет,но девочка крепко держала его в руках.Когда Лида попыталась во сне перевернуться на другой бок,ее рука разжалась и из пакета на пол высыпались белые блестящие буквы.Лида во сне приоткрыла глаза и увидела горку букв около кровати.Она снова закрыла глаза и крепко-крепко заснула.

Ей приснился необычный сон.Буквы зашевелились,пытаясь освободиться из под лежащих на них других букв.
-Что это? Что это? Что это?
-Друзья,где наш дом?
-Мы бездомные,мы никому не нужны,валяемся в куче,у кровати!
-Давайте что то делать!Нас много,мы что нибудь придумаем!!!
-Да,нас-33!
-Пойдемте искать город Буквин,там есть доска для всех букв!
-Пойдемте!Пойдемте!!!
И они отправились в город Буквин.Долго пришлось им идти по глубокому снегу.Наконец,пришли. В городе их не сразу увидели,так как буквы были все белые,как снег,по которому они шли.Букв встретил Знайка и познакомил их с улицами города.
-Сначала вы будете жить на Буквеной улице.
Буквы мечтали скорее попасть в свои дома и отдохнуть от дальней трудной дороги,поэтому послушно шли за Знайкой. На Буквенной улице было два дома: красеый-поменьше и синий-побольше.
Знайка и Указка построили буквы в ряд и стали говорить буквам, в каком доме они будут жить:
-Буквы АОИЭЫЕЕЮЯ(отвечают дети) будут жить в красном домике,потомучто они гласные.-Эти буквы послушно последовали за Знайкой и Указкой в красный домик,так они устали. Остальные буквы побежали в синий дом, они тоже устали и хотели скорее отдохнуть.Но Знайка и Указка остановили их:-Да,вы идите в синий дом,потомучто в ысогласные и он построен специально для вас.
А вы-стойте!-Сказали они ь и ъ знакам- Вы не согласные,вам нельзя в синий дом!
-Тогда мы пойдем в красный.
- Нет,и туда вам нельзя!
ъ и ь заплакали: - Что же мы,будем жить на улице?Мы замерзнем и умрем!
- Нет,смотрите!Для вас построен отдельный домик!
Знаки посмотрели в ту сторону,куда показывала Указка, и с трудом разглядели почти невидимый из за белого снега домик с двумя окошками.
-Ведь вы-не буквы,а очень важные знаки- мягкий и твердый!
Ь и Ъ обрадовались и побежали в свойо чаровательный домик.
Наступило утро. Отдохнувшие буквы вышли на улицу,где их снова встретили Указка и Знайка.
-Ой,Ь и Ъ проспали,пойдем,позовем их!
- Не надо!-сказала Указка. -Туда,куда мы пойдем,им не нужно,пусть остаются и выспятся как следует. А вы теперь не буквы,а звуки!
Знайка и Указка повели буквы на улицу Звучащую.Первыми шли гласные буквы,а за ними согласные.Как только гласные ступили на Звучацую улицу,послышались звуки: А_У_Э_О_И_Ы.Гласным было очень приятно,что улица знает их имена.На Звучащей улице,как и на Буквенной,стояли 2 домика: красный,в который Указка повела гласные звуки А,О,У,Э,И,Ы,а гласные буквы Е,Е,Ю,Я стали звукамиЭ,О,У,А.
Когда гласные звуки ушли,из красного домика послышалось доинное громкоеА_О_У... и т.п. Ведь улица то была звучащая,здесь все звучало.
На другой стороне улицы стоял синий домик-такой же,как на буквенной улице,только немного странный-в него вели 2 двери с разных сторон.
Когда согласные подошли к этому синему домику,Знайка и Указка принялись расставлять их по парам:Б оказалась в паре с П,В с Ф,Г с К,Д с Т,Ж с ш,З с С.9 звуков оказались без пар:Л,М,Н,Р,Х,Ц,Ч,Щ,Й.
Знайка и Указка подвели все звуки к правому крыльцу.Как только они ступили на первую ступень,она зазвенела легким металлическим звоном.
- Здесь живут звонкие согласные звуки.
На крыльцо вбежалиБ,В,Г,Д,Ж,З и ступеньки зазвенели не переставая,как будто застучали маленькие металлические молоточки.Туда же вошли Р и Л. Они открыли звенящую синюю металлическую дверь и вошли в дом.Все в этой части синего домика было звучащим и звенящим: и стул,и стол, и кроватки,и посуда- из стекла и металла.
Остальные согдасные во главе со Знайкой и Указкой подошли к левому крыльцу.Ступени на этом крыльце были деревянные и только глухо поскрипывали под ногами согласных звуков.
- Здесь живут глухие согласные звуки:П,Т,К,С,Ф,Ш. Которые разлучились со своимм звонкими парными согласными.А также....
Дверь в дом с этой стороны была деревянная,глухая,без окошечка.Внутри все было сделано из мягких,не звучащих материалов-дерева и пластмассы-и мебель и посуда.
Оставшиеся звуки вошли туда.
А Ь и Ъ знакам стало скучно на Буквенной улице и Знайка и Указка проводили их в синий домик к глухим и звонким согласным.Они погостили сначала на одной,а потом на другой половине дома. о они так и остались буквами,знаками.Указка утешила их:
- У всех букв свое предназначение!
Лида повернулась на другой бок и открыла глаза.Она наклонила голову и увидела внизу горку блестящих рассыпавшихся букв.
- Я построю для вас город Буквин,точно такой же,как я видела во сне! Ведь вы - мои самые лучшие друзья!!!

Елена Шарипова
Сказка о звуках и буквах (для детей и родителей)

Сказка о звуках и буквах .

(для детей и родителей )

В некотором царстве, в некотором государстве был город Звукоград . В этом городе жили 33 волшебные буквы . У каждой буквы было своё имя , на которое она отзывались - звук , и только у двух букв не было имён – звуков . Но без них этот город существовать не смог. Это буквы Ъ и Ь знаки . Они были очень важны для Звукограда . Без твёрдого и мягкого знака многие слова имели бы совсем другой смысл. Или были не понятны для нас. Ъ знак разделяет звуки , не даёт им сливаться.

В этом городе было два королевства. В одном королевстве жили буквы , которые произносились легко плавно, их имена можно легко пропеть и жили они в красном королевстве, которое называлось «Гласные» . Королева гласных букв и звуков очень любила красный цвет и поэтому в этом королевстве одежда у всех жителей была красного цвета. Королевство это было не большое. В нём жило всего 10 жителей – А –Я, У-Ю, О –Ё, Ы –И, Э-Е. Во втором королевстве жили буквы , которые пропеть нельзя, скорее при их произношении произносятся шумы. В отличии от гласных им приходится пробирается через препятствия губы, зубы, а иногда и нос. «Согласными» их назвали потому, что они всегда произносятся рядом с гласными.

Однажды звуки все встретились на полянке. Они весело играли, а вечером когда их стали звать домой голоса стали сливаться. и многие звуки слышали себя в паре с другим звуком . Так появились в Звукограде слоги , а потом начали появляться слова. В этом королевстве у короля было две дочери Роза и Риза. Роза всегда ходила в синих нарядах, а Риза в зелёных. Король очень любил своих дочерей и разделил своё королевство на две части. Одну часть королевства он отдал Розе, а вторую часть Ризе. Дочери Роза и Риза очень часто ссорились из-за того, что у букв многие имена были похожи. Долго думал король, как же помирить сестёр, сделать так, чтоб сёстры перестали ссориться. Весть о ссоре двух сестёр разнеслась по всему королевству. Услышала об этом и волшебная Фея. Она предложила Ризе называть свои буквы так же мягко , как и звучит её имя и обозначать свои буквы своим любимым зелёным цветом. А Розе называть так же твёрдо как звучит первый звук имени Роза и обозначать свои буквы синим цветом . С тех пор сёстры больше никогда не ссорятся и построили для своих букв новый двухэтажный дом, в котором дружно жили Розины и Ризины буквы .

Так появился новый город, в котором, живут 33 буквы . Однажды Фея решила навестить этот город. Она заглянула к звукам первого этажа . Они любили носить шляпы и не услышали, как она к ним стучала. Фея обиделась на них и назвала их глухими. С тех пор появились глухие звуки П Ф К Т Ш С . На втором этаже жили весёлые буквы они услышали как пришла к ним Фея, поиграли с ней. Они очень понравились Феи и она подарила им каждому по звоночку и назвала их звонкими. С тех пор их называют звонкими Б В Г Д Ж З, Они произносятся звонко.

Буквы Ж , Ш, Ц спрятались от Феи на облачке. Фея долго звала их. С тех пор их произносят твёрдо, и обозначают - синим цветом. Буквы Ч ,Щ,Й гуляли на зелёной траве и Фея называла их мягко и предложила обозначать зелёным цветом. А ещё их буквы подружились с гласными. Гласные А, У, Ы,О, Э подружились с Розиными звуками . А гласные Я, Ю, И, Ё, Е с Ризиными звуками . Буквы , которые успели заселиться в двухэтажный домик, назвали парными. Звонкие живут на втором этаже, а глухие звуки живут на первом этаже. Звуки Й , Л, М, Н, Р для которых не хватило места в новом домике заселились в волшебные кубики. Буквы Щ ,Ч,Ц,Х подружились с лесными змеями с тех пор они всегда шипят и их прозвали шипящими звуками . В нашем Звукограде есть особенные гласные буквы Е , Ё, Ю, Я которые могут обозначать два звука , если они стоят в начале слова, после гласной или после Ь или Ъ знака.

Волшебной Фее понравился новый город, ведь играя со звуками , это города у неё появились различные слова, предложения и целые рассказы . Фея назвала этот город «Алфавит» . С тех пор и существует Алфавит, в котором живут 33 буквы . 10 гласных звуков , 21 согласные звуки и две буквы , не имеющие звуков .

Елена Евдокимова
Сказки про гласные и согласные звуки

Для того, чтобы помочь детям усвоить понятия "Гласные и согласные звуки " использую в своей работе сказки и "домик звуков ".

Начинаю работу по знакомству детей с гласными , затем с согласными звуками . По мере знакомства с новым звуком , одновременно знакомлю с графическим образом буквы.

Сказки про гласные и согласные звуки

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи . Для этого рассказываем детям вот такие сказки .

Сказка о гласных звуках

В одной волшебной стране жили звуки , страна эта была совсем крохотная. Жителей этой страны никто никогда не видел, так как они были невидимками, а вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами : А, У, О, И, Э, Ы. За певучесть и голосистость их прозвали гласными . Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого надо узнавать все звуки и правильно их произносить.

Для закрепления понятия «гласные звуки » можно дать ребёнку кружочек красного цвета, символизирующий «гласные звуки » А, У, О, И, Э, Ы.

Ребёнку можно предложить следующие варианты упражнений : - спеть по очереди гласные звуки , при этом ребёнок смотрит в зеркало и наблюдает за движениями губ; - взрослый показывает артикуляцию гласного звука , а ребёнок называет гласный звук , который соответствует данной артикуляции; – ребёнок слушает приведённые ниже стихи, повторяют вслед за взрослым.

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Воздух свободно идёт через рот,

(В. Берестов)

Сказка о согласных звуках

«Послушайте «Сказку о согласных звуках » ».

"Жили-были веселые человечки-звуки . Они умели петь песни. Их звали «А» , «О» , «Э» , «У» , «Ы» , «И» , а вместе их называли - "гласные " звуки , У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь . "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал : "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".

"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.

"Не печальтесь, не певучие звуки , - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки , сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны ?" "Согласны ! Согласны !" - закричали звуки .

С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки . Встанут рядом и поют любую песенку. Можно вместе с детьми петь песню на мелодию знакомой песни.

Публикации по теме:

Цель: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; развитию фонематического слуха. Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить.

Дидактическая игра по развитию речи «Гласные и согласные» Дидактическая игра предназначена для детей от 5 – 7 лет. Цель: учить детей делить буквы на гласные и согласные, составлять из них слоги.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы» Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы). Задачи: Развивающая: Развивать фонематический.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные буквы и звуки» Конспект занятия в подготовительной группе по грамоте Тема: «Гласные буквы и звуки» Занятие подготовила и провела воспитатель ГБОУ.

Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки» Мастер - класс РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ в старшей группе «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» Цель: закрепить четкое произношение гласных звуков; различать их на.

Жили-были буквы. Со слов «жили-были» начинаются многие сказки, вот и наша сказка тоже. А о чём она? Она о дружбе букв.

Сказка «Согласные и гласные»

Жили-были буквы. Какие-то из них назывались согласные, такие, как, например, Л, К, Н. А какие-то гласные — А, О, У. Когда буквы пошли в первый класс, то случилось так, что некоторые согласные и гласные буквы подружились, а некоторые — нет. Никак не складывалась дружба между буквами Ж, Ш и буквой Ы.

— Не обижайся, Ы, — говорила буква Ж. В тебя влюблена буква Р в слове «рысь», и буква М в слове «мышь».

— Хорошо, — сказала буква Ы. – Я не буду обижаться. Тем более, что мы с тобой вместе в слове «ЛЫЖИ». Ведь в этом слове есть и Ы и Ж.

А буквы Ч, Щ ни в какую не соглашались дружить с буквами Я, Ю.

Поначалу эти буквы расстраивались, но учительница сказала, что нет причины для расстройств, потому что это нормально, когда у кого-то дружба скидывается, а кто-то ищет себе другую пару. Буквы обрадовались, и стали подбирать себе такого друга, который им подходит. Причин для ссор больше нет!

Вопросы и задания к сказке про согласные и гласные буквы

Сколько согласных букв в русском алфавите?

Приведи пример согласных и гласных букв.

Как ты думаешь, почему не все буквы дружат между собой?

Между какими буквами не складывалась дружба?

С какими гласными буквами не дружит буква Ч?

Каким образом учительница примирила буквы?

Какие согласные и гласные буквы есть в твоём имени?

Похожие публикации