Объективная психология в.бехтерева. Психологическая концепция в.м.бехтерева как основа стратегии комплексного изучения личности Другие книги схожей тематики

Введение. 2

1. Первые годы научной деятельности. 6

2. Формирование основных научных взглядов В.М.Бехтерева. 10

3. Исследования мозга и нервной системы. 17

4. Бехтерев В.М. – выдающийся психиатр и невропатолог.

5. Теория Бехтерева о рефлексологии. 24

Заключение. 30

Список литературы. 32

ВВЕДЕНИЕ.

Среди выдающихся отечественных ученых, организаторов и основоположников советской психологической науки выделяется Владимир Михайлович Бехтерев. Невропатолог и психиатр, специалист в области морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга, психолог и педагог, крупный общественный деятель, создатель оригинальной научной школы, организатор и руководитель многих научных и учебных центров, автор более 600 работ и 369 выступлений, опубликованных на русском языке, - это далеко не полный перечень сторон творческой деятельности этого многогранного ученого. Знакомство с наследием В.М.Бехтерева, богатством его идей, наблюдений, фактов, как никогда, необходимо сегодня.

Но здесь появляются сложности. Дело в том, что работы этого выдающегося ученого после его смерти не издавались и стали библиографической редкостью. Лишь в 90-е годы нашего столетия в серии « Памятники психологической мысли » переизданы такие его труды как « Объективная психология » (1991), « Избранные труды по социальной психологии » (1994). Вышел в свет однотомник «Избранные труды».

Следует также отметить, что в отечественной психологической науке, в трудах, освещающих историю ее становления, до сих пор отсутствует адекватная оценка научного наследия В.М. Бехтерева.

В существующем на сегодняшний анализе его взглядов наиболее выражены две тенденции. Первая представляет собой одностороннюю критическую оценку вклада ученого в развитие психологии. Справедливо характеризуя недостатки научного подхода Бехтерева к изучению психологических явлений, историческую ограниченность развиваемого им рефлексологического учения авторы не раскрывают в должной мере конструктивного содержания его идей, методологической значимости многих выдвинутых им положений, ценности полученных конкретных фактов, оказавших в свое время большое воздействие на развитие отечественной и мировой психологии и являющихся и поныне актуальными как для современной психологической истории, так и для решения практических задач. При этом недостаточно вскрывается общенаучная и социально-культурная обусловленность возникновения поведенческого направления в психологии, ярким представителем которого в нашей стране был В.М. Бехтерев, его историческое место и значение в развитии научного психологического познания.

Вторая тенденция, проявляющаяся в анализе научного вклада В.М. Бехтерева, состоит в том, что многогранное, цельное по своему содержанию учение искусственно расчленяется, и предметом изучения становятся те или иные отдельные его стороны. Разумеется, в интересах глубины анализа требуется детальное специальное рассмотрение вклада Бехтерева в развитие разных областей отечественной и мировой неврологии, изучение особенностей взглядов Бехтерева – психолога, Бехтерева – физиолога и т. д. Но при этом не следует упускать из виду тот факт, что аналитическая стадия исследования недостаточна сама по себе, не является конечной инстанцией в научном познании, а предполагает далее создание целостного представления о системе научных взглядов ученого. Это тем более важно, когда речь идет об ученом такого масштаба, как Бехтерев, поставившим задачу и реально попытавшемся создать целостное учение о человеке, ввести его в общую систему знаний о мире. Многие методологически важные идеи и положения, содержащиеся в его трудах и выходящие за границы знания, относящегося непосредственно к тем или иным конкретным направлениям и проблемам психологии, до сих пор остаются вне поля зрения исследователей.

Новое мышление в науке означает отказ от одномерных, односторонних оценок и суждений, реализацию подлинно диалектического взгляда на историческое прошлое, максимально полное использование современной наукой всех ценных идей, взглядов и представлений, которые накоплены предшествующими поколениями ученых. И без сомнения В.М. Бехтерев, один из крупнейших представителей нашей отечественной науки.

В нашей курсовой работе мы попытались подойти к характеристике научной деятельности В.М. Бехтерева именно с вышеизложенных позиций.

1. Первые годы научной деятельности.

В.М. Бехтерев родился 20 января 1857г. в Вятской губернии. Уже в детстве он проявлял интерес к натуралистическим наблюдениям, увлекался естественными науками. Знакомство с теорией Ч.Дарвина стало первым серьезным обращением молодого Бехтерева к проблеме развития живой материи.

Став в 1873 году студентом Петербургской медико-хирургической академии и окунувшись в самую гущу общественно-политической жизни России конца 19 века, Бехтерев глубоко прочувствовал остроту социальных противоречий, сам непосредственно включился в студенческое движение.

Петербургская медико-хирургическая академия в 70-е годы представляла собой крупный научный центр, готовивший высококвалифицированные кадры врачей – практиков и ученых. Передовые традиции в области научной деятельности и воспитания студентов были связаны в академии с деятельностью многих известных ученых, работавших здесь: профессора анатомии В.А. Грубера, химика А.П. Бородина, создателя анатомического театра при академии Н.И. Пирогова, известного русского физиолога И.М. Сеченого и других.

Наряду с этим выделялась и группа ученых, представляющих идеалистическое направление в науке, проповедовавших идеи отказа от демократических принципов воспитания студентов. К их числу относился, частности, профессор И.Н. Цион, заменивший И.М. Сеченова на кафедре физиологии в связи с вынужденным уходом последнего в отставку. Студенты были объективно поставлены перед нравственным выбором, касающимся поддержки той или иной научной и общественно-политической платформы.

В такой бурной научной и общественной жизни происходило становление Бехтерева как ученого. Бехтерев с увлечением занимается физиологией, теорией глазных болезней и акушерства. К четвертому курсу он принимает окончательное решение о будущей своей профессиональной специализации, остановив выбор на изучении нервных и душевных болезней. И объясняет этот выбор такими словами: «Эта специальность мне казалась из всей медицинской науки этого времени наиболее тесно связанной с общественностью и, кроме того, увлекала вопросами познания личности, связанными с глубокими философскими и политическими проблемами и это решило мой выбор». (Бехтерев В.М. Автобиография. – Москва: Издательство «Огонек», 1928 год – Стр. 6)

Непосредственным наставником В.М. Бехтерева в выбранной им профессии стал И.П. Мержеевский, руководитель кафедры и клиники душевных и нервных болезней академии, известный русский ученый-психиатр. С его именем, по мнению Бехтерева, связано создание клинико-патопсихологического направления в отечественной психиатрии.

Большое влияние на Бехтерева оказали такие взгляды профессора медицины, видного русского клинициста С.П. Боткина, автора учения «нервизма». Именно по его инициативе в 1877 году во время русско-турецкой войны В.М. Бехтерев, окончивший в это время четвертый курс, вступил в добровольческий военно-санитарный отряд и, работая на передовой, оказывал помощь раненым. Это была его первая самостоятельная серьезная врачебная практика.

В 1878 году, выдержав выпускные экзамены и получив звание военного врача-докторанта, Бехтерев остается в клинике душевных и нервных болезней академии, где продолжает работать под руководством И.П. Мержеевского.

Это открыло перед ним возможности для интенсивных научных исследований и подготовки к профессорскому званию.

В 1881 году Бехтерев защищает диссертацию на тему

«Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний» (СПб,1881).

Предметом специального рассмотрения явилась проблема взаимосвязи соматических функций и психического состояния душевнобольных. Опираясь на клинические наблюдения и результаты экспериментального исследования больных с различными формами психических нарушений, Бехтерев вскрывает зависимость температуры тела от деятельности мозга на разных этапах болезни и при различных видах психопатологии. Он доказывает регулирующую роль нервной системы в осуществляющихся в организме тепловых процессах, рассматривает вопрос о центрах терморегуляции в коре головного мозга. Принципиально важным стал вывод о том, что психические явления характеризуются определенными объективными показателями (в данном случае температурой). Этой работой была заложена основа, которая определила все последующие как творческие, так и практические разработки, выполненные Бехтеревым в области неврологии.

2. Формирование основных научных взглядов В.М.Бехтерева.

После публичной защиты докторской диссертации В.М.Бехтерев получил заграничную командировку и провел три года в различных лабораториях и клиниках Германии, Австрии, Франции. Наиболее длительно Бехтерев работал у выдающихся неврологов и анатомов нервной системы Флексига, Мейнерта, в нервно-психиатрической клинике профессора Вестфаля, в физиологической лаборатории Дюбуа-Раймона и в психофизиологической лаборатории Вундта.

Здесь хотелось бы особо подчеркнуть следующее. Формирование научных взглядов ученого происходило в тот период, когда психология как самостоятельная наука еще только начинала формироваться. Основания для своего концептуального и методического аппарата она черпала из философии и естествознания (именно из естествознания она взяла на вооружение такой инструмент как эксперимент).

Таким образом, психология с самого начала стала ареной идеологической борьбы, противоборства идеалистических и материалистических тенденций в понимании сущности психики и методов ее изучения.

Петербургский этап творчества Бехтерева характеризуется определенной стадиональностью, общая их направление составляет переход от объективного экспериментального изучения психики к рефлексологии, которая отказывается от исследования психических явлений и акцентирует внимание лишь на их внешних проявлениях. Содержание рефлексологического идей Бехтерева отражена в «Объективной психологии»; «Общие основания рефлексологии»; «Объективное изучение личности»; «Общие основы рефлексологии» и другие.

В работе «Объективная психология» обоснуется перспективность объективного метода изучения психологии, рефлекторный процесс рассматривается как конкретное выражение и способ его реализации. В более поздних из перечисленных работ происходит уже полный отказ от психологии, психических явлений, системы ее категорий и понятий. Отбросив субъективную психологию, Бехтерев ставит задачу создания новой психологии, базирующейся на строго объективном методе изучения психики.

Он приходит к выводу о существовании единого нервно-психического процесса, в котором в нерасчлененном виде представлены и физиологические и психические компоненты. Основной единицей анализа нервно-психической деятельности у него становится рефлекс, рассматриваемый как универсальный динамический механизм, лежащий в основе всех реакций человека. Деятельность человека представляет собой сумму рефлексов, различающихся по сложности и характеру, особенностям организации. Центром изучения Бехтерева становится НЕ психика, сознание, а их внешние проявления1.

Таким образом, от утверждения идеи объективного изучения психики Бехтерев приходит к ее снятию и замене психического процесса физиологическим. Психология заменяется рефлексологией. Принимая интроспективное определения сознания как единственно возможное, как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить, он выбирает единственно в этих обстоятельствах возможное решение - отказ от изучения психики, сознания вообще и обращение к исследованию поведения.

В целом, в творчестве В.М. Бехтерева отразилось кризисное состояние психологической науки на рубеже 19-20 веков. Отсутствовала разработанная научная методология психологии. Создавая новую объективную парадигму, Бехтерев мог реально опереться лишь на стихийно-материалистические предвытекающие со всей логики развития естественнонаучных взглядов ученого. Они не обеспечивали понимания психики в ее собственном бытии, предметно-смысловом содержании как отраженной реальности, образа объективного мира. Человек оставался в понимании Бехтерева лишь природным существом, характер его отношений с миром, с социальной действительностью сводился к пассивному реагированию на внешние воздействия.



Но эти ошибочные подходы к исследованию психики не означают огульного отрицания всего, что было получено в области рефлексологии и, прежде всего, глубоко обоснованной идеи объективного исследования психики, а также получили дальнейшее развитие положений, касающихся комплексного системного изучения человека.

Бехтерев считал, что психология - это наука о психической жизни вообще в широком смысле этого слова и поэтому она должна включать в свой состав такие области, как общая психология, индивидуальная психология, зоопсихология, общественная психология, патопсихология, военная психология, генетическая психология, история психологии.

Рефлексология, в его понимании, выступала именно как система научных дисциплин, тесно связана с другими отраслями науки - естествознанием и обществознание1.

Принципиальное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом, он стал одним из основателей нового направления психологического исследования - социальной (или общественной) психологии, рассматривается им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового направления - коллективная рефлексология. Впервые им было дано определение общественной психологии, перечень круг ее задач, разработаны оригинальные методы изучения социально - психологических процессов. Представляют интерес предложенные ученым подходы к анализу коллектива, механизмов группового влияния, специфики неорганизованных групп и массовых явлений и ряд других его положений, не только не потеряли своей актуальности, но и остаются поныне едва ли не единственными попытками решения практически значимых проблем.



С именем Бехтерева связано становление отечественной психологии труда; под его непосредственным руководством развивается генетическая психология, центром которой становится Педагогический институт, созданный в 1922 году.

В организационном плане рефлексологический период характеризуется попыткой Бехтерева реально организационно воплотить идею комплексности в форме создания Психоневрологического института, а затем Института мозга и психической деятельности. Будучи мозговым центром, институт был связан с другими учреждениями, входящими в психоневрологическую академию и возглавляемыми В.М. Бехтерева. Можно с полным основанием считать, что Институт человека у нас реально существовал, и что накопленный в его стенах опыт организации комплексных исследований личности требует самого серьезного осмысления.

Научная многогранность и разносторонность сочетались в Бехтерева с высокой научно - организационной и общественной активностью. Бехтерев был организатором многих крупных учреждений и обществ, ответственным редактором многих журналов: «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии» и другие.

Отвергая понятие души в своей концепции, Бехтерев всегда апеллировал к ней на практике, сам был образцом высокой духовности. В.М. Бехтерев писал как-то, что лица, которые «борются за общее благо человечества, которые руководствуются идеями права и гуманности, должны быть признаны настоящими творцами духовной общечеловеческой культуры и имеют права на вечное признание человечества...». Эти слова ученого имеют самое непосредственное к нему самому, его вклада в развитие нашей науки и духовной культуры

Заключение

Таким образом, мы видим - эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного знания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах, приходят к выводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главных объяснительных понятий психологии понятие образа, внутреннего, «ментального» плана поведения и т.д., а также обращаться к физиологическим механизмам поведения. Сейчас только некоторые из американских психологов (наиболее последовательно и непримиримо - американский психолог Скиннер и его школа) продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма. Бихевиоризм прошел путь от чисто механистических концепций к теориям, выдвинутых современными необихевиористами. Хотя некоторые аспекты этого направления выглядят упрощенными и неспособными объяснить поведение во всей его полноте, главная заслуга его - в том, что оно внесло в изучение человеческой деятельности научную строгость и показало, как ею можно управлять.

Как видим, в основе схемы работы бихевиоризма лежит схема «Стимул-Реакция», которая была разработана Скиннером и продолжена Бандурой. Весомый вклад в развитие бихевиоризма сделал и известный невропатолог и психиатр Владимир Михайлович Бехтерев.

В отечественной психологической науке с именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основанной на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения.

Вслед за И.М. Сеченова Бехтерев выступает против интроспекционистского понимания психики, рассматривает всю совокупность психических явлений и форм человеческого поведения на основе понятия рефлекс. Анализ сочетательно-двигательных рефлексов, доступных для объективного внешнего наблюдения и регистрации, определяется им как основной метод исследования в созданных им науках, получивших названия объективная психология и рефлексология. Резкое противопоставление принципов объективной психологии царила в период времени интроспекционистского понимания психики и путей ее изучения, а также конкретный теоретико-методологический уровень разработки психологических проблем обусловили отказ Бехтерева от рассмотрения психики и сознания и сведение задач психологической науки исключительно к анализу внешних проявлений рефлекторной деятельности без учета опосредствующих ее психических процессов.

При жизни Бехтерева В.М. много проблем, им рассматриваемые, не стояли еще так остро, хотя и обсуждались в ряде работ. К тому же те подходы, которые он новаторски стал применять, начали интенсивно и систематически разрабатываться в психологической науке лишь с 30-х годов, уже после его преждевременной кончины.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н, Петровская О.А. Совре­менная социальная психология на Западе. М, 1978.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия (изучение влияния воспитания и семейных отношений). М., 2000.

3. Бехтерев В.М. и современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции.11-15 сентября 1995г.-Казань, 1995-150с.

4. Бехтерева / / Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии

5. Бехтерев В.М. Сознание и его границы - Казань, 1888 .-- с. 26

6. Брушлинский А.В., Кольцова В.А. Социально-психологическая концепция В.М.

7. Гращенков Н.И. Роль В.М. Бехтерева в развитии отечественной неврологии М.: Медгиз, 1959.-45с.

8. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Издательство «Гардарики», 2004. – 475 с.

9. Гуткина Н. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991. – 74 с.

10. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Издательство «Питер», 2003. – 752 с.

11. Журевич Л.А. Социально-психологический тренинг для учащейся молодежи. – М., 2002. – 152 с.

12. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – М., 2004.

13. История психологии: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина. -Екатеринбург, 1999.

14. Кашапов Р.Р. Практическая психология. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2003. – 448с.

15. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. – М.: «ОМЕГА», 2005. – 365 с.

16. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2003. – 448 с.

17. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий голов­ного мозга. М-Л.: Биомедгиз, 1927.

18. Розенова М.И. Психология обучения и воспитания. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2004. – 176 с.

19. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. – М., 2003. – 155 с.

20. Холл К.С., Липдсей Г. Теории личности. М., 1997.

21. Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. – М.: Издательство «Академический проект», 2005 – 735 с.

22. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.

23. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.

24. Шихирев Н.П. Современная социальная психология: Учебн. пособие для ВУЗов. М.: ИП РАМ Екатеринбург: Дело­вая книга, 2000. 448 с.

25. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – СПб.: Издательский Дом «Равновесие», Издательство «Питер», 2004.


Андреева Г.М., Богомолова Н.Н, Петровская О.А. Современная социальная психология на Западе. М, 1978.

1 История психологии: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина. -Екатеринбург, 1999.

2 Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия (изучение влияния воспитания и семейных отношений). М., 2000.

1 Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М-Л.: Биомедгиз, 1927.

1 Холл К.С., Липдсей Г. Теории личности. М., 1997.

1 Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.

1 Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.

2 Холл К.С., Липдсей Г. Теории личности. М., 1997.

1 Шихирев Н.П. Современная социальная психология: Учебн. пособие для ВУЗов. М.: ИП РАМ Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 448 с.

1 Гуткина Н. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991. – 74 с.

1 Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Издательство «Питер», 2003. – 752 с.

2 Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Издательство «Гардарики», 2004. – 475 с.

1 Журевич Л.А. Социально-психологический тренинг для учащейся молодежи. – М., 2002. – 152 с.

1 Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – М., 2004.

1 Бехтерев В.М. Сознание и его границы - Казань, 1888 .-- с. 26

1 Брушлинский А.В., Кольцова В.А. Социально-психологическая концепция В.М. Бехтерева / / Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии

1 Бехтерев В.М. и современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции.11-15 сентября 1995г.-Казань, 1995-150с.

1 Брушлинский А.В., Кольцова В.А. Социально-психологическая концепция В.М. Бехтерева / / Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии

1 Гращенков Н.И. Роль В.М. Бехтерева в развитии отечественной неврологии М.: Медгиз, 1959.-45с.

Идеи, сходные с павловскими, развивал в книге "Объективная психология" (1907) Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927). Между воззрениями этих двух ученых имелись различия, но оба стимулировали психологов на коренную перестройку представлений о предмете психологии.

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев тем не менее не отвергал сознание, включая, в отличие от бихевиоризма, и его в предмет психологии. Признавал он и субъективные методы исследования психики, в том числе и самонаблюдение. Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, не заменяют, но дополняют данные, получаемые при психологических исследованиях, при анкетировании и самонаблюдении. В принципе, говоря о связи между рефлексологией и психологией, можно провести аналогию о соотношении между механикой и физикой, так как известно, что все многообразные физические процессы можно в принципе свести к явлениям механического движения частиц. Аналогичным образом можно допустить, что все психологические процессы сводятся в конечном счете к различным типам рефлексов. Но если из общих понятий о материальной точке нельзя извлечь свойства реальной материи, то невозможно и вычислить логически конкретное многообразие изучаемых психологией фактов только из формул и законов теории рефлексов. В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в принципе не может заменить психологию, и последние работы его Психоневрологического института, в частности исследования В.Н.Осиновой, Н.М.Щелованова, В.Н.Мясищева, постепенно выходят за рамки рефлексологического подхода.

Говоря о значении рефлексологии, Бехтерев подчеркивал, что научнообъясняющая функция, содержащаяся в понятии рефлекса, основана на предпосылках механической и биологической причинности. Принцип механической причинности, с его точки зрения, опирается на закон сохранения энергии. Согласно этой мысли все, в том числе и самые сложные и тонкие формы поведения, можно рассмотреть как частные случаи действия общего закона механической причинности, так как все они не что иное, как качественные трансформации единой материальной энергии. В таком стремлении связать психическую деятельность с энергетическими законами, в частности с законом сохранения энергии, Бехтерев не был одинок. Такие попытки были достаточно популярны в начале века не только в отечественной, но и в мировой психологии и были связаны с переложением теории энергетизма Маха в теории психологизма, предпринимаемым Вундтом, Овсянико-Куликовским и другими психологами.


Однако Бехтерев не ограничивался теорией энергетизма, связывая рефлекс и с биологией, с точки зрения которой жизнь есть сумма сложных физиологических процессов, обусловленных взаимодействием организма со средой и приспособлением к среде. С этой точки зрения, рефлекс есть способ установления некоторого относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него. Таким образом появляется одно из основных положений Бехтерева о том, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не наследуемом характере рефлексов. В своей книге "Основы общей рефлексологии" (1923) он доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество как бы осуществляет социальный отбор, создавая нравственную личность, и, таким образом, именно социальная среда является источником развития человека. Наследственность же задает лишь тип реакции, но сами реакции воспитываются обществом. Доказательством такой пластичности, гибкости нервной системы, ее зависимости от окружающей среды являлись, по мнению Бехтерева, исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.

В Психоневрологическом институте Бехтерева был заложен опыт строго объективного исследования ребенка – его поведения, мимики, речи. Исследовались и соответствие психических процессов внешним раздражителям, настоящим и прошлым, а также наследственные особенности детей. Важная для Бехтерева мысль о необходимости изучения целостной реакции организма совпадала с требованиями детской психологии. Рефлексологический подход к детскому развитию и рефлексологические методы исследования были чрезвычайно распространены в 10-20-е годы XX столетия, заменяя подчас собственно психологические методы исследования душевной жизни детей.

Наибольшее значение имели разработанные Бехтеревым рефлексологические методы изучения младенцев. Первая попытка такого исследования была осуществлена им в 1908 году, им же был разработан и обоснован метод генетического рефлексологического исследования, который он считал одним из важнейших достижений своей школы.

Изучая психику младенцев, Н.М.Щелованов и его сотрудники получили важнейшие факты, которые дали возможность установить этапы развития детей младенческого возраста и разработать методы диагностики этого развития. Полученные лабораторией генетической рефлексологии материалы позволили установить основные закономерности психического развития детей раннего возраста: слуховое и зрительное сосредоточение, комплекс оживления, кризис одного года, – без знания которых невозможно представить современную детскую психологию.

Большой интерес представляли и проводившиеся в Педологическом институте (возникшем на базе Психоневрологического института) исследования "трудных" детей, которыми руководили В.Н.Осинова и В.Н.Мясишев. В результате были разработаны не которые меры по предотвращению агрессивных реакций у "трудных" детей при переходе из одной среды в другую, незнакомую. Были созданы и основы классификации "трудных" детей исходя из их личных особенностей, под которыми понимались не только индивидуальные качества, но и тип воспитания в семье.

Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала XX века, которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Созданный им Педологический институт Бехтерев рассматривал как центр по изучению личности, которая является основой воспитания. Как ни были разносторонни интересы Бехтерева, он всегда подчеркивал, что все они концентрировались вокруг одной цели – изучить человека и суметь его воспитать. Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид- это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Большое значение имели и исследования структуры личности, в которой Бехтерев выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части. Интересно, что, как и Фрейд, он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение. Исследуя отклоняющееся поведение, он исходил из ограниченности тех способов коррекции, которые во главу угла ставили положительное подкрепление желательного поведения и отрицательное – нежелательного. Он полагал, что любое подкрепление может зафиксировать реакцию. Избавиться от нежелательного поведения можно, создав более сильный мотив, который вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелательное поведение. Таким образом, Бехтерев во многом предвосхитил идеи о роли сублимации и канализации энергии в социально приемлемом русле, разрабатываемые психоанализом.

Бехтерев отстаивал очень важную мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не коллектив. Из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую людей в группы. Он выделил людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, изучая, что происходит с личностью, когда она становится участником коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности. В своих экспериментах, посвященных влиянию внушения на деятельность человека, Бехтерев впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии. Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал: влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Обычаи и общественные стереотипы огранчивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности. Личная свобода и общественная необходимость, индивидуализация и социализация – две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции. При этом самоопределение личности представлялось Бехтереву подвижным процессом, равнодействующая которого постоянно смещается то в одну, то в другую сторону. Говоря о стереотипизации личности, ее отчуждении от своей внутренней сути при социализации, Бехтерев фактически развивал те же мысли, что и представители появлявшейся в то время на Западе экзистенциальной философии, положения которой легли в основу одной из наиболее популярных современных теорий личности – гуманистической. Таким образом, можно предположить, что и в русле школы Бехтерева зарождались основы еще одной отечественной теории личности, формирование которой было остановлено в самом начале.

М.: Наука, 1991. — 480 с.Трудами В. М. Бехтерева, русского и советского психолога, психиатра, организатора отечественной науки, открывается новая серия — «Памятники психологической мысли». В первую книгу серии включена работа «Объективная психология» (1907—1912). В ней дается обоснование объективных методов изучения психических явлений, излагается стратегия комплексных исследований психических феноменов. Труды академика В. М. Бехтерева характеризуют его как основоположника целостного и гуманистического подхода к изучению человека. Книга снабжена комментариями и примечаниями, именным указателем.
Для широкого круга читателей, интересующихся историей развития психологической науки в нашей стране.Обоснование объективной психологии
Задачи объективной психологии
Нервно-психические процессы
Общая схема нервно-психических процессовОбщая часть
О внешних впечатлениях
О развитии внешних впечатлений
О влиянии внешних впечатлений на другие нервно-психические процессы
Анатомо-физиологические условия проведения внешних импульсов
Специфичность внешних впечатлений
О внутренних или органических впечатлениях
О мышечно-суставных впечатлениях
О влиянии внутренних впечатлений на нервно-психические процессы
О внешних реакциях
О развитии двигательной реакции
О внутренних реакциях
Об аффективных состояниях
О взаимоотношении между впечатлениями и реакциями в форме обыкновенных рефлексов
О взаимоотношении между внешними впечатлениями и реакциями при посредстве репродуктивных процессов
Об отношении между впечатлениями и внешними реакциями при посредстве сочетаний внешнего характера
Об отношении между внешними впечатлениями при посредстве сочетаний личного характера
Анатомо-физиологические условия сочетательных процессов
Общие условия отношений между внешними впечатлениями и внешними реакциямиСпециальная часть
Рефлексы и автоматизм
О внутренних рефлексах
О развитии рефлексов
О сложных рефлекторных актах стояния и ходьбы
Инстинктивные рефлексы
Инстинкт, или сложный наследственный автоматизм
Определение инстинкта
Влияние внешних условий на проявление инстинктов
Влечение к пище
Половой инстинкт
Материнский инстинкт
Инстинкт самосохранения
Социальный инстинкт и значение индивидуального опыта в инстинкте
Отличие инстинкта от других нервно-психических отправлений
Происхождение инстинктов
О локализации импульсов, обеспечивающих осуществление инстинктов, и о развитии последних
О репродуктивных и сочетательно-репродуктивных или подражательных рефлексах
О круговой реакции
Подражание и внушаемость
Оживление репродуктивных рефлексов
Значение сочетания и других условий в процессе оживления рефлексов Зависимость оживления от протекшего времени внешних воздействий Зависимость оживления от воспринимающих органов, сочетательной деятельности и сосредоточения
Влияние внешних условий на оживление
Зависимость оживления от возраста, пола и индивидуальности
Относительная точность оживления
О процессах отождествления
Сочетательные рефлексы
Мимические рефлексы
Общий механизм мимических движений
Биологическое происхождение мимических движений
Исследования Ч. Дарвина
Классификация мимических движений
Мимика животных
Сопутствующие мимике внутренние движения
Об индивидуальном развитии мимических движений
Физиологические основы мимических движений
О локализации центров мимических движений
Роль спинного мозга и подкорковых центров в выполнении мимических движений
Роль мозговой коры в выполнении мимических движений
Происхождение мимики
О рефлексах сосредоточения
Внешнее сосредоточение
О внутреннем сосредоточении
Сосредоточение как рефлекс
Методы исследования сосредоточения
Активное и пассивное сосредоточение
Условия возбуждения сосредоточения
Колебания сосредоточения
Влияние сосредоточения на другие психические процессы
Влияние сосредоточения на объем впечатления и скорость психических процессов
Значение упражнения в отношении сосредоточения
Влияние сосредоточения на мышечную работу и движения
Влияние сосредоточения на внутренние процессы
О развитии сосредоточения
О природе сосредоточения
Символические рефлексы
Речь как символический рефлекс
О конкретно-символических комплексах
Значение словесных символов
Экспериментальные исследования над символическими рефлексами
Быстрота развития речевого рефлекса
Роль словесного внушения в гипнозе
Исследование обмолвок речи
Жесты как символические движения
Пантомимические и другие выразительные движения
Биологическое развитие жестов и других символических движений
О значении речи в развитии общих сочетаний
Об оценке внешних и внутренних воздействий
Оценка ложных раздражений
Оценка волосковых раздражений
Оценка вибрационных раздражений
Оценка тепловых раздражений
Оценка вкусовых и обонятельных раздражений
Оценка звуковых раздражений
Оценка световых раздражений
Оценка смещения членов в пространстве
Оценка тяжестей
Оценка разностного порога раздражения
Зависимость оценки внешних впечатлений от протекшего времени
Оценка расстояний
Оценка времени
Самооценка вообще и оценка собственной личности
Об отношении между данными личной оценки внешних впечатлений и результатами исследования других объективных данных
Дальнейшие соотношения между объективными нервно-психическими процессами и личной оценкой внутренних состояний
Данные о развитии речи в детском возрасте
Биологическое развитие человеческой речи
Переход от рефлекторной речи к психорефлекторной
Отношения между биологическим и онтогенетическим развитием речи
Значение развития речи в отношении сочетательных процессов
Письменная речь
Рисование как изобразительное письмо детей
Речевые центры
Центры символических движений в форме жестов
Личные рефлексы
Органическая и социальная сфера личности
О личных движениях
Поступки и действия как объективные выразители личности
Личная сфера как руководитель активного сосредоточения и смены сочетаний
Индивидуальные особенности личности и вопрос о свободе действий
Личность как определитель действий и поступков
Экспериментальные исследования относительно времени и условий, определяющих выбор личных движений
Исследования над влиянием внешних условий на выполнение личных рефлексов
О явлениях сочетания в личных движениях
О сложных проявлениях в сфере личных рефлексов
Влияние отвлечения сосредоточения на личные движения
Исследование над мышечной работой и усталостью
Влияние различных условий на мышечную работу
О развитии личных движений
О физиологической основе личных реакций
Общий ход индивидуального развития нервно-психической сферы
Приложение
Ломов Б. Ф., Кольцова В. А., Степанова Е.И. Очерк жизни и научной деятельности Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927)
Кольцова В. А., Спиркина Е.А. Комментарии и примечания
Именной указатель

в которые эти линии вписаны. В основе данной иллюзии лежит доминирование оценки
размеров реального объекта сравнительно с оценками отдельных его частей.
16* Вероятно, этот тип описании можно назвать интеллектуально-смысловым.
17* В работе В. М. Бехтерева, С. Д. Владычко «Материалы к методике объективного иссле-
дования душевнобольных» (Вестн. психологии, кримин. антропологии и гипнотизма.
1900. T. VI, вып. 5. С. 386-412) доказывается продуктивность объективных методов
в диагностике нервно-психических нарушений: «...душевнобольные часто не могут
дать описания своего субъективного состояния или дают его в далеко не точном, чаще
же всего в искаженном виде...» и далее: «...для клинических целей точным должен быть
признан лишь один метод - метод объективного исследования...» (С. 388). Материа-
лом дли объективного исследования выступают мимика, речь, действия и поступки
человека в связи с внешними раздражителями, оценка больным ситуации и его само-
оценка, физиологические показатели. В работе проводится описание различных мето-
дик, которые могут быть использованы в клинических целих.
18* Ziehen Т. Die Ideenassociation des Kindes: Richter und Reichard. Berlin, 1898. S. 110.
I9* Работа Ч. Дарвина «О выражении ощущений у человека и животных» в русском переводе
вышла в 1872 г. под редакцией профессора А. О. Ковалевского и переиздана им же
в 1896 г. в С.-Петербурге. В 1896 г. она была издана в переводе доктора философии
М. Филиппова под названием «Выражение душевных волнений» (что, по мнению
издателя, более соответствует используемому Дарвиным понятию «эмоция»). В работе
на основе эволюционных представлений о развитии выражений чувств и эмоций Дар-
вин ставит задачу дать рациональное объяснение возникновению и причинам закрепле-
ния типичных форм проявления душевных волнений. При этом он выделяет три принципа,
лежащих в основе механизма выражений эмоций как у человека, так и у животных:
1) принцип полезных ассоциированных привычек; 2) принцип антитезиса (противо-
поставления), а также 3) действий, зависящих от конструкции нервной системы и не-
зависимых от воли и до известной степени и от привычек.
20* Основная идея книги И. А. Сикорского «Всеобщая психология с физиогномикой в иллюст-
рированном изложении» (Киев, 1904; на обложке 1905 год) состоит в утверждении само-
стоятельности физиогномики как отрасли науки, необходимости антропологического
подхода в психологии. В работе дается анатомо-физиологическое описание лицевых
мышц, мимики при разных состояниях сознания, освещается физиогномика возраста,
пола, «здоровья - болезненности», красоты, темперамента и т. д., раскрывается связь
мимики с душевными состояниями человека.
21 * Мантегацца П. (Mantegazza Р.) Физиономия и выражение чувства. Киев, 1886. С. 136.
22* Там же. С. 143.
23* Об этом см.: Бехтерев В. М. Краснение лица как особый вид болезненного расстрой-
ства // Обозр. психиатр., невролог. и экспер. психол. 1896. № 12. С. 899-903; Он же. Бо-
язнь покраснеть // Там же. 1897. № 1. С. 23-24; Он же. Новые наблюдения над
боязнью покраснеть // Там же. 1897. № 8. С. 561-566; Он же. Дальнейшие наблюдения
над «боязнью покраснеть» // Там же. 1899. № 5. С. 323-329; Он же. Непереносливость
или боязнь чужого взгляда // Там же. 1900. № 7. С. 491-497 и т. д.
24* Работа Рибо (Ribot T. La psychologie des sentiments. Paris, 1896) вышла на русском языке
под названием «Психология чувств» несколькими изданиями (Киев; Харьков, 1897.
Ч. 1-2; Пер. с. фр. М. Гольдсмита. СПб., 1898 и др.). Согласно Рибо, основой чувств
являются стремления (потребности, инстинкты, желании, наклонности). Эмоции опре-
деляются как сложные состояния, комплексы психофизиологических, психических,
двигательных проявлений. Физиологическим субстратом их являются органические
изменении во внутренних органах, мышцах, сосудах.
25* В теории Л. Ланге - В. Джемса (Lange - James) подчеркивается определяющая роль
перифирических изменений в организме (вегетативных, висцеральных реакций)
в возникновении эмоций. Органические процессы, сопутствующие эмоциональным
состояниям, возникая под влиннием тех или иных воздействий, предшествуют, соглас-
но данной теории, их центральной переработке и осознанию. Соответственно, эмоция
определяется как происходящее постфактум осознание органических изменений. Та-
ким образом, недооценивается роль высших центров в регуляции эмоционального со-
стояния. Данные положения были разработаны авторами практически одновременно
11894 и 1895 гг.).
26* В статье В. М. Бехтерева «Об отправлениях зрительных бугров у животных и человека»
представлены результаты экспериментального изучения центров аффективных (вы-
разительных) движений - зрительных бугров и их проводников. Подчеркивается ком-
муникативная функция выразительных движений, которые, отражая душевные
состояния, являются средством общения людей друг с другом. Предметом специаль-
ного внимания Бехтерева являются «прирожденные» выражающие, или аффективные,
движения.
27* Доклад П. Флексига (Р. Flechsig) «Физиология мозга. Теория воли» посвящен выясне-
нию вопроса о физиологическом субстрате волевых актов, которые локализуются,
по мнению автора, в передних областях мозговых полушарий.
28* Об этом см.: Бехтерев В. М. Неудержимый или насильственный смех и плач при мозговых
параличах // Невролог. вестн. 1893. Т. 1, вып. 3. С. 1-32; Он же. О насильственном
смехе в виде приступов, сопровождающихся тонической судорогой и чувством щеко-
тания в левой руке // Там же. 1901. № 10. С. 721-725: Он же. Насильственный смех

Похожие публикации