Сексуальное поведение обезьян старого света и высших приматов (apes). Зачем самки приматов кричат во время секса? Дикая природа обезьяны спариваются

Тайны пола [Мужчина и женщина в зеркале эволюции] Бутовская Марина Львовна

Стратегия спаривания и копуляторное поведение у приматов

Систематическое исследование копуляторного поведения млекопитающих проведено Д. Дьюсбери. У млекопитающих он выделяет 16 типов спаривания. При этом использует 4 основных критерия: I) происходит ли склешивание, 2) производятся ли многократные тазовые толчки, 3) производится ли эякуляция после многократных или единичных интромиссий; 4) происходят ли повторные эякуляции в одном цикле спаривания. Для приматов более характерна вторая модель спаривания без склешивания, с тазовыми толчками, без множественных интромиссий, нос множественными эякуляциями. Разные модели спаривания у представителей разных таксонов приматов связывают с морфологическими различиями, например строением половой косточки у самца черного макака, а также с экологическими условиями - пресс хищников, форма брачных отношений, образ жизни и пр.

У широконосых обезьян (семейство игрунковые) прекопуляторный период очень короткий, менее минуты. Самец делает одну садку с интромиссией. Самки, в отличие от полуобезьян, не отвергают садку, а в большинстве случаев инициируют ее с помощью демонстраций.

У низших узконосых обезьян прослеживались следующие, более разнообразные тенденции. У самок зеленых мартышек отмечали определенные закономерности в предпочтении полового партнера. Как правило, все они предпочитали альфа-самца, высокоранговые самки имели большие возможности для выбора партнера, чем низкоранговые, так как они могли успешнее отвергать попытки к спариванию со стороны подчиненных самцов. У мангабеев инициаторами спаривания бывают самцы, но эякуляцией заканчивается садка, инициатором которой была самка. Интересно, что у низших обезьян, в отличие от полуобезьян, садки уже не обязательно связаны с эякуляцией, т.е. овуляция не влияет на частоту эякуляций. Так, у бурых макаков садки отмечались с одинаковой частотой в любую стадию овариального цикла. Этим бурые макаки отличаются от других представителей рода Масаса (резусов, лапундеров, яванских), у которых половое поведение более зависит от гормональных факторов. Половое поведение самцов определяется циклом самки. Самцы бурых макаков также отличаются от других самцов обезьян тем, что рефрактерный период межэякуляционных интервалов у них остается постоянным в период спаривания, в то время как обычно он увеличивается с каждой повторной эякуляцией. Таким образом, бурые макаки обладают уникальной моделью спаривания среди низших обезьян. Имеются свидетельства, что у самок бурого, лапундера, резуса и некоторых других видов макаков происходит оргазм. Поведенчески это выражается следующим образом: самка оборачивается к самцу, хватает его за бедро, клацает, издавая при этом характерные звуки.

Бурые макаки могут представлять собой хорошую модель для изучения полового поведения человека. Это связано, прежде всего, с тем, что у самок бурых макаков отсутствуют внешние признаки эструса, с физиологией и психосоциальными факторами, вызывающими половое возбуждение. Известно, что оргазм у самок возможен лишь вследствие зрительного или телесного контакта с возбужденным партнером, причем пусковым механизмом является, как правило, наблюдение за признаками оргазма у самца.

При гомосексуальных контактах у самок поведенческие признаки оргазма проявляются при генитальной стимуляции, а при гетеросексуальных контактах - только при эякуляции, и не сопровождаются повышенной генитальной стимуляцией. Для бурых макаков характерна способность к «легкой, заразительной» возбудимости, которая играет существенную роль в сексуальной реактивности самок. Их относительно пассивная роль в гетеросексуальных контактах связана, вероятно, с тем, что самки не имеют средств для регуляции длительности собственной физической стимуляции. В гомосексуальных взаимодействиях, однако, самки способны демонстрировать поведенческие признаки, характерные для самцов в момент эякуляции.

Копуляция, как таковая, не является существенным стимулом для достижения оргазма у самца, если он до этого не пришел в возбужденное состояние. Генитальная стимуляция также не является неотъемлемым предшественником оргазма. Важную роль в возбуждении полового влечения самца, по всей вероятности, играет перинеальное обследование (обследование гениталий самки с введением пальца во влагалище), часто предшествующее копуляции. О важной роли перинеального обследования в возбуждении полового влечения свидетельствует тот факт, что в гомосексуальных контактах самки часто производят перинеальное обследование, а затем обнимаются в позе сидя живот к животу, клацая при этом обнаженными зубами (сходная мимика наблюдается у самца в период копуляции) и производя хватательное движение рукой. Клацанье длится около минуты, затем обе партнерши затихают и некоторое время сидят неподвижно. Неотъемлемыми признаками оргазма у самок является также расслабленная мускулатура лица и общая расслабленность тела.

Изучение полового поведения у яванских макаков показало, что у самок индивидуальные различия проявлялись больше, чем у самцов. Инициаторами спаривания являлись самцы, а максимальный пик садок и подставлений приходился на овуляторный период. У самок макак резусов появляется целый комплекс элементов поведения, связанный с привлечением самца. Это элементы визуальной коммуникации - позы и жесты (протягивание рук к самцу, опускание и поднимание головы).

Эти движения вызывали большое количество садок и, вероятно, являлись коммуникативными маркерами готовности самки к спариванию. Высокая степень вариабельности поведения самок отмечена и у яванских макак.

У человекообразных обезьян самки были инициаторами 80% половых контактов. В пик овуляции самки гориллы демонстрировали гениталии, подставлялись самцу. Половое поведение человекообразных обезьян представляет собой более сложный комплекс элементов. Спаривание происходит в нескольких позициях, чаше дорсовентральной или вентровентральной, причем иногда элементы спаривания наблюдаются и вне цикла овуляции.

Спаривание у высших обезьян может иметь принудительный характер. Такое поведение отмечено у орангутанов в природных условиях, а потому не может считаться следствием неправильных условий содержания. Поведение, названное «изнасилованием», может рассматриваться в качестве одного из вариантов естественного сексуального поведения для одного из морфотипов самцов этого вида (мелкие по размеру, не имеющие своей собственной территории). Как правило, насильное спаривание происходит против воли самок, вызывает ее активное сопротивление, сопровождается попытками избегания, дистрессом.

Нормальное спаривание, сопровождающееся зачатием, происходит у орангутанов, как правило, по инициативе самки. Брачная пара держится вместе на протяжении 5-6 дней, спариваясь в среднем один раз в сутки. Если оплодотворение происходит, самка покидает самца и не возвращается к нему, пока не вырастит детеныша.

В отличие от других человекообразных обезьян, у орангутанов спаривание чаше всего происходят в вентровентральном положении. Самка сама покрывает самца, и сама же производит тазовые толчки, ведущие к эякуляции. Самец остается достаточно пассивным, лежа на спине.

Можно заключить, что у обезьян половое поведение не только несет функцию синхронизации спаривания, но и отмечается вне овуляции, и не всегда после садок и спариваний наступает зачатие. Таким образом, у них имеется предпосылка развития сексуального поведения: персонализация и выбор партнеров, оргазм у самок, опосредование полового поведения социальным статусом. Для шимпанзе отмечено, что набухание аногенитальной области сопровождается повышением привлекательности и процептивности самок.

Комплекс инициирующего поведения в дни максимального набухания, описанный для горилл и орангутанов, включает следующие действия: катание на спине самца, мастурбация в отсутствие партнера, самка ложится перед самцом и совершает ритмичные движения тазом. В моделях Д. Дьюсбери учитываются только феноменологические критерии, связанные с особенностями строения репродуктивного аппарата. М. Л. Дерягина и М. Л. Бутовская предложили учитывать также психоэмоциональные и этологические характеристики спаривания у приматов (докопуляционное возбуждение партнера, инициация спаривания, вмешательство в спаривание со стороны других членов группы).

Анализ данных при исследовании представителей разных таксонов приматов позволяет выделить несколько моделей спаривания и сделать следующие замечания.

1. Модель спаривания у обезьян не связана с систематическим положением вида. Одна и та же модель может встречаться у представителей разных таксонов.

2. У представителей одного вида могут отмечаться разные варианты спаривания.

3. Для обезьян характерно большое разнообразие внешней стимуляции партнеров до спаривания (ольфакторная, визуальная, тактильная).

4. У обезьян отсутствует период ухаживания и происходит появление докопуляционных сексуальных игр.

5. У обезьян отмечена значительная роль психоэмоциональных факторов в реализации той или иной модели спаривания.

6. В отряде приматов отсутствует узкая специализация стратегий спаривания. Анализ материала по половому поведению не дает оснований делать вывод о большей перспективности той или иной модели спаривания.

Модели спаривания у приматов:

1. Единичные толчки с эякуляцией (бурый макак).

2. Единичная серия с несколькими тазовыми толчками с эякуляцией (игрунковые).

3. Единичная серия с множественными тазовыми толчками и эякуляцией (макаки лапундер и бурый, горилла, орангутан, шимпанзе).

4. Несколько серий с тазовыми толчками, после каждой из которых следует эякуляция (павиан анубис).

5. Несколько серий тазовых толчков, после которых следует одна эякуляция (павиан анубис, гамадрил, саймири, макак резус).

6. Неравномерное распределение эякуляций после серий базовых толчков (бурый макак, павиан гамадрил, макак лапундер).

Из книги Разведение собак автора Хармар Хиллери

Лучшие варианты спаривания При условиях, когда исходное поголовье является хорошим, когда не спариваются собаки, обладающие одинаковыми недостатками, а важнейшие рецессивные гены известны разведенцу, я установила, что наиболее удачными являются следующие

Из книги Обезьяны, человек и язык автора Линден Юджин

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

5. ИНСТИТУТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИМАТОВ Высоко в ветвях тополя на покрытом буйной растительностью лесистом острове сидят три гиббона. Ловкие акробаты ежедневно со свистом проносятся сквозь листву, чтобы собраться на этот совет старейшин, призванный заслушать свидетельские

Из книги Семена разрушения. Тайная подоплека генетических манипуляций автора Энгдаль Уильям Фредерик

Новая стратегия в новых условиях Теперь ответим на обычный вопрос: почему в наше время в промышленно развитых странах преобладают малодетные семьи? Во второй половине XVII века несколько европейских северных народов (англичане, затем голландцы и французы) встали на путь

Из книги Собаки и их разведение [Разведение собак] автора Хармар Хиллери

Старая стратегия в новых условиях Пока все выглядит понятно. Но многие теряются, видя некий парадокс в том, что стремительный рост населения Земли происходит благодаря развивающимся странам Индокитая, Ближнего Востока, Латинской Америки, Китаю, Индии (а у нас - Средней

Из книги Размножение собак автора Коваленко Елена Евгеньевна

Никсоновская стратегия сельскохозяйственного экспорта Рождение подконтрольного США глобального рынка зерна и продовольственных товаров было частью долгосрочной американской стратегии, которая началась в 1970–х годах при Ричарде Никсоне. В августе 1971 года Никсон

Из книги Человек в лабиринте эволюции автора Вишняцкий Леонид Борисович

Экспериментальные спаривания Метод экспериментальных спариваний часто затруднителен, дорого стоит, не дает результатов быстро и, к сожалению, не всегда стопроцентно эффективен. Тем не менее, когда в породу проникла серьезная аномалия, он очень помогает. При больших

Из книги Фармацевтическая и продовольственная мафия автора Броуэр Луи

Организация спаривания (вязка) Несмотря на все преимущества естественного спаривания, нужно признать, что само разведение, т. е. направленный подбор пар, заставляет нас вводить новый ритуал - ритуал помощи собакам на вязках. Напомним, что псовые склонны к образованию

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

Происхождение приматов Появление на эволюционной арене первых приматов приходится на рубеж мезозойской и кайнозойской эр, и это не случайно. Дело в том, что в конце мелового периода, завершающего мезозой, с лица земли исчезли господствовавшие дотоле на суше и в воде

Из книги Бегство от одиночества автора Панов Евгений Николаевич

Риталин: криминальная стратегия отдельных лабораторий Миллионы детей пичкали ежедневно риталином, «пилюлей послушания», которая является производным амфетаминов.Прежде говорили, что подвижный ребенок - это здоровый ребенок.Сегодня же считается, что если ребенок

Из книги Внутренняя рыба [История человеческого тела с древнейших времен до наших дней] автора Шубин Нил

Стратегия маркетинга лабораторий Wellcome В журнале «СПИД» можно было прочесть статью «Всё идёт хорошо».Отказываясь признавать соответствие результатов исследования по протоколу Конкорд, отчетливо подтвердившему, что AZT не оказывает никакого действия на серопозитивных

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРИМАТОВ Приматы произошли от бокового ответвления насекомоядных (предков современных землероек). Большинство из современных приматов обладают общими признаками, в том числе высокоразвитым мозгом, хорошим зрением, относительно слабым обонянием и

Из книги Тайны пола [Мужчина и женщина в зеркале эволюции] автора Бутовская Марина Львовна

Дела семейные у наших родичей-приматов Легкая взаимозаменяемость территориальной моногамии и многоженства, или полигинии, у животных одного вида - явление вполне обычное в тех случаях, когда самке под силу без чьей-либо помощи поставить на ноги потомство, так что самец

Из книги автора

Наследие приматов: речь достается недешево Способность разговаривать досталась нам дорогой ценой. За эту способность мы расплачиваемся риском умереть от остановки дыхания во время сна или подавившись какой-нибудь пищей.Мы издаем звуки, складывающиеся в речь,

Из книги автора

Система приматов Направление, ведущее к современному отряду приматов, выделилось в классе млекопитающих еще в мезозойскую эру, около 70 млн лет назад, являясь одним из древнейших. Уже в то время наметилась магистральная линия их эволюции – развитый головной мозг,

Из книги автора

Общие принципы различий между полами (стратегии спаривания, вмешательство в спаривание и родительское поведение) Хотя у каждого вида животных тактики сексуального поведения могут отличаться, у видов представленных мужским и женским полом можно выделить целый ряд

Эволюция человека. Книга 1. Обезьяны, кости и гены Марков Александр Владимирович

Зачем самки приматов кричат во время секса?

В наши дни мало кто из экспертов сомневается, что взаимоотношения между полами играли важнейшую роль в эволюционном становлении человека. Эта тема раскрыта в научно-популярной книге М. Л. Бутовской «Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции» (2004 ). Мы тоже будем неоднократно к ней возвращаться (не претендуя, впрочем, на исчерпывающее изложение), а пока рассмотрим несколько конкретных исследований, показывающих, в каком направлении движется сегодня мысль биологов, изучающих роль полового отбора в эволюции людей и их ближайших родственников.

Половые отношения в коллективах обезьян отличаются огромным разнообразием и сложностью. Секс у многих приматов - нечто гораздо большее, чем просто копуляция с целью продолжению рода. Он играет важную роль в общественной жизни и социальной организации. Секс может использоваться как способ разрешения конфликтов, примирения, поддержания сплоченности коллектива или его иерархической структуры. Например, бонобо активно используют секс, в том числе однополый, для примирения и снятия напряженности в коллективе; некоторые обезьяны используют имитацию спаривания («ложные садки») для демонстрации и поддержания отношений «начальник - подчиненный».

Из-за сложности самих половых отношений и социальной организации, в которую они могут быть весьма причудливым образом вплетены, разработать адекватные модели эволюции полового поведения у приматов оказалось очень непросто. Одна из многочисленных загадок - происхождение и смысл так называемых копуляционных сигналов - специфических, довольно громких криков, издаваемых во время спаривания самками некоторых видов, включая человека.

Конечно, можно допустить, что эти крики никакого адаптивного (приспособительного) смысла не имеют, что самки кричат просто «от страсти», что такое поведение не влияет на репродуктивный успех, и поэтому естественный отбор на него не действует. Оно могло возникнуть, например, как побочный эффект каких-то других поведенческих программ - врожденных или передающихся через подражание и обучение. С другой стороны, у «страстных криков» самок приматов (в том числе наших ближайших родственников - шимпанзе) вполне может быть и свой собственный адаптивный смысл.

Долгое время пользовалась популярностью гипотеза, согласно которой самки шимпанзе таким образом сообщают другим самцам о своей готовности к спариванию. Предполагается, что страстные крики самки должны возбуждать самцов и провоцировать их к соревнованию за право спариться с ней. В итоге самка получает шанс спариться с лучшими самцами. Правда, к людям, существам, исторически склонным скорее к моногамии, чем к промискуитету, эта гипотеза едва ли приложима. Но шимпанзе не страдают излишним целомудрием, и половые отношения у них отличаются большой свободой. Каждая самка спаривается со многими самцами. Впрочем, это вовсе не значит, что ей все равно, с кем это делать, когда и в какой последовательности. Как правило, она предпочитает высокоранговых самцов.

У самок шимпанзе есть веские причины не хранить верность какому-то одному партнеру. Во-первых, спарившись подряд с несколькими самцами, она дает возможность стать отцом своих детей тому из них, чьи сперматозоиды победят в «спермовой войне». Это повышает шанс обеспечить детенышей хорошими генами. Постоянные спермовые войны привели к тому, что у самцов шимпанзе в ходе эволюции развились очень крупные семенники. По этому же признаку можно сказать, что у наших предков спермовые войны не играли столь важной роли: у людей семенники гораздо меньше, чем у шимпанзе.

Не выделяясь по размеру семенников, человек бьет все рекорды среди человекообразных по размеру пениса (как по его длине, так и по толщине). Для сравнения, у самца гориллы при массе тела 200 кг длина пениса всего около 4 см. Это нормально для человекообразных с гаремным типом семьи. У орангутанов ситуация примерно такая же. Гаремы предполагают острую конкуренцию между самцами, но не на уровне гениталий и сперматозоидов, а на уровне физической мощи и острых клыков. Размер пениса и семенников не принципиален для владельца гарема.

У шимпанзе пенис подлиннее (порядка 7 см), но очень тонкий. При относительно свободных половых отношениях в коллективах шимпанзе конкуренция между самцами идет в первую очередь на уровне спермы.

О каких особенностях жизни наших предков свидетельствует громадный пенис? Рекомендую читателям поразмышлять об этом на досуге: хорошее упражнение для ума.

Другая причина, по которой самки шимпанзе стремятся спариться со многими самцами, причем желательно с высокоранговыми, состоит в том, что они обоснованно рассчитывают на благодарность со стороны партнеров и на их поддержку в будущем. Нет ничего важнее для существа, живущего в конкурентном иерархическом коллективе, чем хорошие отношения с влиятельными персонами. Особенно если общество не может выработать разумных законов и заставить всех соблюдать их. Кому-кому, а гражданам нашей страны это можно не объяснять.

Общественная жизнь шимпанзе (в отличие от бонобо) мало похожа на идиллию. Самкам приходится заботиться еще и о том, чтобы какой-нибудь самец в приступе ярости не убил их детенышей. Такое, к сожалению, случается. Весьма эффективный способ предотвращения инфантицида - убедить самца, что детеныши от него. Если убедить невозможно - хотя бы заронить сомнение. При том образе жизни, который ведут шимпанзе, мать сама не знает, кто отец ее детенышей, зато и самцы понятия не имеют, какие из детей чьи. Лучше уж вовсе не убивать детей партнерш, а то прихлопнешь ненароком своего - и твои гены умрут вместе с тобой (в том числе и те гены, что определяют склонность к инфантициду). Безнадежно запутать вопрос об отцовстве - это еще одна цель, которую самка может преследовать, спариваясь с несколькими самцами подряд.

Нельзя забывать и о том, что социальный статус самки может сильно зависеть от того, с какими самцами она спаривается, и от того, насколько широко об этом проинформированы другие члены коллектива.

Таким образом, у самок шимпанзе теоретически есть много причин не только спариваться со многими самцами, но и криками оповещать об этом публику. Для проверки теорий, однако, необходимы длительные наблюдения за обезьянами в естественных условиях.

Антропологи из Великобритании и Германии в течение двух полевых сезонов в 2006 и 2007 годах подглядывали за интимной жизнью обезьяньего племени, проживающего в лесу Будонго в Уганде. В период наблюдения в стаде было 78 особей, в том числе восемь взрослых самцов и 25 взрослых самок, из которых семь жили активной половой жизнью (более 15 спариваний за время наблюдений).

Все семь самок во время спаривания иногда издавали «крики страсти» - довольно громкие ритмичные вопли или взвизгивания, слышимые в лесу на расстоянии до 50 метров. Происходило это не очень часто. Всего за девять месяцев наблюдений было зарегистрировано 287 спариваний с участием этих семи самок, но только в 104 случаях (36 %) самки подавали голос.

Оказалось, что самки кричат намного чаще, когда спариваются с высокоранговыми взрослыми самцами. Между низкоранговыми взрослыми самцами и еще более низкоранговыми подростками они различий не делают (кричат мало в обоих случаях).

В 35 случаях из 287 (12 %) сородичи не дали парочке спокойно закончить процесс. «Громкие» половые акты провоцировали агрессию девять раз, причем в четырех случаях вмешивалась высокоранговая самка, в трех - высокоранговый самец и в двух - низкоранговый самец. Нападения высокоранговых самок были самыми яростными. Агрессия в этом случае всегда была направлена на низкоранговую конкурентку, а не на самца. Когда те же низкоранговые самки спаривались молча, высокоранговые самки на них не нападали. Видеть копуляцию они не могли ни в том ни в другом случае: их привлекали именно крики.

Исследователи не обнаружили никакой корреляции между «криками страсти» и интервалом между спариваниями с разными самцами. Это противоречит предположению о том, что крики способствуют быстрому привлечению дополнительных половых партнеров. Не было явной корреляции и между склонностью самки озвучивать свои ощущения и ее социальным статусом.

По содержанию гормонов в моче самок исследователи следили за фазами эстрального цикла. Самки шимпанзе, в отличие от людей, спариваются лишь в течение примерно десяти дней во время каждого цикла, однако в начале и в конце этого десятидневного периода зачатие невозможно. Как выяснилось, «крики страсти» не несут никакой информации о том, способна ли самка в данный момент к зачатию. Это противоречит идее о том, что цель криков - обеспечить потомство наилучшими генами. Если бы речь шла о генах, самки старались бы кричать поактивнее, когда зачатие возможно. Но они кричат одинаково на всех стадиях эстрального цикла, когда способны заниматься любовью.

Самый интересный результат состоит в том, что любовные крики, как выяснилось, зависят от состава женской аудитории, то есть от того, какие самки находятся поблизости от спаривающейся парочки. Ранг слушателей мужского пола не влияет на поведение самки. Однако чем больше поблизости самок того же или более высокого ранга, тем меньше вероятность, что спаривающаяся самка будет кричать. Иными словами, спаривающиеся самки ведут себя сдержаннее в присутствии влиятельных конкуренток.

Таким образом, удалось выявить только два фактора, влияющих на вероятность любовных криков: ранг партнера (чем он выше, тем больше визга) и число высокоранговых слушательниц (чем их больше, тем визга меньше). Кроме того, выяснилось, что влияние этих факторов может быть взаимосвязанным. Если самка спаривается с низкоранговым самцом, присутствие высокоранговых конкуренток смущает ее меньше, чем в том случае, когда ее партнер занимает высокое общественное положение. Иными словами, самка, заполучившая ценного партнера, следит за тем, чтобы не привлекать внимание опасных конкуренток. Самка, спаривающаяся со второсортным самцом, не так чутко реагирует на состав аудитории.

Авторы полагают, что полученные ими результаты свидетельствуют против гипотезы о том, что цель любовных криков - спровоцировать соревнование среди самцов, быстро привлечь дополнительных высокоранговых партнеров и вовлечь их в спермовые войны. Если бы это было так, самки активнее кричали бы в объятиях второсортных самцов. Они же поступают ровно наоборот. Кроме того, данная гипотеза предполагает, что страстные крики, во-первых, провоцируют агрессию среди самцов, во-вторых, способствуют сокращению интервалов между спариваниями с разными самцами. Ни того ни другого наблюдения не подтвердили. С другой стороны, авторы заметили, что когда высокоранговый самец занимается любовью, другие высокоранговые самцы обычно крутятся поблизости. Таким образом, самка своими криками все-таки информирует мужскую элиту племени о своей готовности к спариванию. И хотя высокопоставленные мужчины, блюдя достоинство, не бросаются тут же спихивать товарища, они могут воспользоваться полученной информацией чуть позже.

Полученные результаты подтверждают быстро крепнущую в последнее время теорию о том, что в коллективах шимпанзе важную роль играет острая и порой весьма жестокая конкуренция между самками (в отличие от бонобо, у которых общественное устройство основано на дружбе и кооперации между самками). Спаривающиеся самки явно сдерживают свои эмоции и стараются не издавать лишних звуков, когда поблизости есть влиятельные конкурентки.

По мнению авторов, полученные ими результаты не противоречат также и гипотезе «запутывания вопроса об отцовстве». Самцы шимпанзе, по-видимому, хорошо помнят, с кем им доводилось спариваться и кто может в принципе быть матерью их детей. Это не только снижает риск инфантицида, но и помогает самкам в конфликтных ситуациях. Замечено, что самцы иногда встревают в женские драки на стороне «своих» самок. Иногда самке даже удается спровоцировать очарованного ею самца на убийство детей конкурентки. Да, нравы у наших ближайших родственников - не лучший образец для подражания. Может быть, самки кричат еще и для того, чтобы самец получше запомнил это свидание?

Возможно, острая конкуренция между самками у шимпанзе отчасти связана с патрилокальностью (самцы остаются в родном племени, подросшие самки уходят в чужие семьи и поэтому не связаны кровным родством с другими самками в стаде). Однако мирные и любвеобильные бонобо тоже патрилокальны. Авторы отмечают, что самки шимпанзе в целом издают любовные крики намного реже, чем другие приматы. Видимо, боязнь расправы со стороны конкуренток пересиливает желание привлечь высокоранговых самцов и затуманить вопрос об отцовстве. Так или иначе, исследование показало, что «крики страсти» у самок шимпанзе могут служить гибким инструментом для минимизации различных рисков, связанных с острой конкуренцией между самками (Townsend et al., 2008 ).

Из книги Моральное животное автора Райт Роберт

Выбор самки То, что самки обезьян сдержаннее самцов, не означает, что они не изучают активно своих возможных партнёров. Без сомнения, партнёры изучаются; самцы, доминирующие над другими, допускаются к спариванию, субмиссивные (над которыми доминируют) могут не

Из книги Обезьяны, человек и язык автора Линден Юджин

5. ИНСТИТУТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИМАТОВ Высоко в ветвях тополя на покрытом буйной растительностью лесистом острове сидят три гиббона. Ловкие акробаты ежедневно со свистом проносятся сквозь листву, чтобы собраться на этот совет старейшин, призванный заслушать свидетельские

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

«Техника секса» Программа полового акта у мужчин врожденная, недаром говорится: «Чтобы детей иметь, кому ума недоставало?» Эта общая с человекообразными обезьянами программа предписывает ему с помощью частых движений наращивать собственное ощущение удовольствия, пока

Из книги Человек в лабиринте эволюции автора Вишняцкий Леонид Борисович

Происхождение приматов Появление на эволюционной арене первых приматов приходится на рубеж мезозойской и кайнозойской эр, и это не случайно. Дело в том, что в конце мелового периода, завершающего мезозой, с лица земли исчезли господствовавшие дотоле на суше и в воде

Из книги Странности эволюции 2 [Ошибки и неудачи в природе] автора Циттлау Йорг

Клоны вместо секса: не хочу больших панд Большая панда, пожалуй, - самое известное и любимое всеми животное. Причина, конечно, в ее симпатичной внешности, ведь даже будучи взрослым зверем, панда выглядит очень мило - круглые щеки, курносый нос.Лишь немногие знают о том,

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

ТОЛЬКО НИКАКОГО СКУЧНОГО БЕЗОПАСНОГО СЕКСА: РИСКОВАННЫЕ МОДЕЛИ РАЗМНОЖЕНИЯ В ЖИВОТНОМ МИРЕ Одинокие кальмары в слепом полете Шестьдесят тысяч евро стоит день работы немецкого исследовательского корабля «Полярная звезда» («Polarstern»). Эти немалые деньги идут не только из

Из книги Бегство от одиночества автора Панов Евгений Николаевич

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРИМАТОВ Приматы произошли от бокового ответвления насекомоядных (предков современных землероек). Большинство из современных приматов обладают общими признаками, в том числе высокоразвитым мозгом, хорошим зрением, относительно слабым обонянием и

Из книги Мы и её величество ДНК автора Полканов Федор Михайлович

Дела семейные у наших родичей-приматов Легкая взаимозаменяемость территориальной моногамии и многоженства, или полигинии, у животных одного вида - явление вполне обычное в тех случаях, когда самке под силу без чьей-либо помощи поставить на ноги потомство, так что самец

Из книги Внутренняя рыба [История человеческого тела с древнейших времен до наших дней] автора Шубин Нил

Самцы и самки - 1:1 Обязательные для высокоорганизованных живых существ различия между самцами и самками, конечно, уже давно обратили на себя внимание генетиков. Чем это различие вызвано, как оно наследственно обусловлено? Ответ на эти вопросы был найден еще до работ

Из книги Распространненость жизни и уникальность разума? автора Мосевицкий Марк Исаакович

Наследие приматов: речь достается недешево Способность разговаривать досталась нам дорогой ценой. За эту способность мы расплачиваемся риском умереть от остановки дыхания во время сна или подавившись какой-нибудь пищей.Мы издаем звуки, складывающиеся в речь,

Из книги Утки тоже делают «это» [Путешествие во времени к истокам сексуальности] автора Лонг Джон

7.1. Эволюция приматов; возможные пути эволюции гоминин после их отделения от шимпанзе 7.1.1. Ранние предшественники современных людей Плацентарные млекопитающие появились по разным данным 150–100 млн лет тому назад (Kumar and Hedges, 1998; Archibald et al., 2001; Douzery et al., 2003; Wible et al., 2007), т. е.

Из книги Интим. Разговоры не только о любви автора Вишневский Януш

Глава 8. На заре древнего секса Рожденье, и соитие, и смерть - В этом и есть весь смысл существованья. Рожденье, и соитие, и смерть… Я был уже рожден однажды, и этого достаточно. Т. С. Элиот Так когда же и почему живые существа начали размножаться при помощи секса? Почему

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

Глава III. ТЫ МЕНЯ БОЛЬШЕ НЕ ЛЮБИШЬ?! О привыкании и изменчивой/переменной частоте секса ЗИ: Любишь, не любишь…ЯЛВ: Сексуальные контакты влюбленных со временем теряют свою интенсивность, увлеченность не может длиться вечно. Огромное количество выделяемого дофамина

Из книги Тайны пола [Мужчина и женщина в зеркале эволюции] автора Бутовская Марина Львовна

Глава XII. МОЖНО ЛИ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ БЕЗ СЕКСА? ЯЛВ: А можно ли быть счастливым без любви?ЗИ: Без любви или без секса? Уточни. Ведь наша книга о сексуальности человека, то есть о сексе и вожделении.ЯЛВ: И о любви. Интересно, неужели ты, как сексолог, отметил такую тенденцию, что

Из книги автора

Система приматов Направление, ведущее к современному отряду приматов, выделилось в классе млекопитающих еще в мезозойскую эру, около 70 млн лет назад, являясь одним из древнейших. Уже в то время наметилась магистральная линия их эволюции – развитый головной мозг,

Из книги автора

Стратегия спаривания и копуляторное поведение у приматов Систематическое исследование копуляторного поведения млекопитающих проведено Д. Дьюсбери. У млекопитающих он выделяет 16 типов спаривания. При этом использует 4 основных критерия: I) происходит ли склешивание, 2)

Шимпанзе в их привычной среде обитания встречаются с каждым годом все в меньшем количестве. Относительно немногочисленные популяции в настоящее время можно встретить в тропических лесах Африки.

Вес взрослого представителя вида достигает 60-80 килограмм, при этом рост разнится в зависимости от пола — самки — до 130 сантиметров, самцы — до 160. Существует отдельный вид — карликовый шимпанзе , чьи параметры гораздо скромнее.

Все тело приматов покрывает густая коричневая шерсть, кроме некоторых частей, а именно — пальцев, лица и подошв стоп. На фото шимпанзе можно рассмотреть хитрые карие глаза. При этом подрастающие представители рода шимпанзе имеют небольшую область белых волосков на копчике, которые впоследствии заменяются коричневыми.

Такая, казалось бы, мелочь играет важную роль в становлении поведения примата — пока волосы на копчике остаются белыми, малышу прощают все шалости и снисходительно относятся к его неудачам. Как только волосы темнеют, его воспринимают наравне с остальным взрослыми особями в группе.

Характер и образ жизни шимпанзе

В основном обезьяны шимпанзе — лесные жители. Поедая растительность, они ведут неспешную размеренную жизнь, перемещаясь между деревьями, общаясь друг с другом и отдыхая в гнездах. Единственная ситуация, способная вывести этот спокойный поток из привычного русла — появление врага.

Как только одна из группы замечает приближение хищника, она начинает кричать и визжать, давая сородичам информацию о том, что всем грозит опасность. Максимальной возбужденности и ужаса достегает группа приматов, на пути которой встречается даже небольшая змея. Отношения между представителями одной группы — залог спокойной жизни шимпанзе . Какой социальный статус занимает та или иная обезьяна — важный вопрос.

Посредством общения они могут уберечь друг друга от опасности, более плодотворно искать злачные места для приема пищи. Молодняк учится, внимательно наблюдая за поведением взрослых особей. Девушки узнают, как правильно кормить и оберегать детенышей, юноши — какими жестами и движениями можно добиться уважения в группе.

Таким образом, посредством подражания молодняк учится основным нормам поведения, которые сначала воспринимает, как игру, а затем постепенно переходит во взрослую жизнь уже с полным набором «правил этикета».

Жизнь в группе не только помогает шимпанзе эффективнее добывать пищу, защищаться и воспитывать потомство. Ученые доказали, что у обезьян, живущих в одиночестве, хуже происходит обмен веществ, снижен аппетит, общие показатели здоровья гораздо ниже, нежели у представителей сообществ.

Шимпанзе и человек отлично уживаются вместе

Именно из-за социального характера, шимпанзе и человек легко могут жить вместе. Если примат попал в человеческую семью еще малышом, он с легкостью принимает все поведенческие повадки людей, и сам учится вести себя также.

Шимпанзе можно научить пить и есть с помощью приборов, одеваться, ходить и жестикулировать как человек. Кроме того, ученые считают, что особи, которые провели в тесном окружении людей всю жизнь, способны с легкостью воспринимать человеческую речь и даже общаться с людьми с помощью языка жестов.

То есть, встретить говорящую обезьяну вполне реально, только выражаться она будет с помощью подвижных пальцев. В интернете можно встретить много шимпанзе ботов , которые генерируют речь обезьяны с помощью компьютерной программы, однако, это всего лишь боты, ничего общего с живыми приматами они не имеют.

На фото детеныш шимпанзе

В плане воспитания и легкости обучения более податливыми и смышлеными считаются самцы шимпанзе, в тоже самое время именно самцы могут нести скрытую угрозу человеку, так как инстинкты доминирования никто не отменял. Самки считаются менее сообразительными, но более преданными.

Питание шимпанзе

Основными продуктами питания шимпанзе являются плоды и зеленые части растений. При этом плоды — сочные фрукты — корневые части и овощи едят только в период крайней нужды. С учетом большого веса приматов и употребляемыми продуктами питания, для поддержания формы им необходимо есть большую часть времени.

Именно этим они и занимаются — проворно перемещаясь среди густых деревьев, шимпанзе ищут свежие плоды. Если представитель группы наткнулся на подходящее дерево, он сообщает об этом остальным. В зависимости от сезона время, которое обезьяна проводит за приемом пищи составляет от 25 до 50% всего времени бодрствования примата.

Кроме зеленых частей и плодов растений, шимпанзе могут поедать мягкую кору и сердцевину стеблей, кроме того, в весенний период приматы в большом количестве поглощают цветочные лепестки. Что касается орехов — большинство шимпанзе не являются их любителями, хотя, кончено, бывают и индивидуальные исключения.

Мнения ученых разнятся относительно употребления живой пищи. Так, некоторые эксперты придерживаются теории, что шимпанзе едят мелких животных и насекомых, однако, в небольшом количестве и только осенью. Другие же считают, что подобные деликатесы присутствуют в рационе приматов постоянно.

Размножение и продолжительность жизни шимпанзе

У шимпанзе не наблюдается статичного периода размножения — случится это может в любой день в любое время года. Беременность самки длится около 230 суток, то есть, 7,5 месяцев. В большинстве случаев самка рожает одного детеныша и активно занимается его защитой и воспитанием.

С учетом того, что появляется на свет почти беззащитной, без заботы матери выжить шансов у нее нет. В этом поведение приматов очень похоже на поведения человека. Малыш появляется на свет со светлой негустой шерстью, которая только со временем сменяется темной.

Мать тесно связана с детенышем и первые несколько месяцев не выпускает его из рук, перенося его на спине или животе. Затем, когда маленькая обезьянка способна передвигаться сама, мать дает ей некоторую свободу, разрешая играть и резвиться с другими детьми и подростками, либо со взрослыми представителями группы.

Таким образом их отношения строятся еще несколько лет, до полного созревания детеныша. Самки обычно становятся взрослыми, то есть, готовыми к спариванию, в период с 6 до 10 лет, самцы — примерно на 6-8 году жизни.

В дикой природе средняя продолжительность жизни здоровой шимпанзе — до 60 лет, хотя такие долгожители встречаются редко, так как лес полон опасностей, а чем обезьяна старше, тем сложнее ей их избежать.

Забеременеть от обезьян

Министерство обороны неоднократно обращалось за помощью к ученым, изучающим повадки обезьян. Ведь генетический код приматов всего менее чем на один процент отличается от генетического кода людей. Значит, результаты опытов над обезьянами действительны и для людей, рассудили военные. Так в стране появились лаборатории по изучению обезьян. В них велись исследования в военных целях. А в Сухуми даже возник институт, созданный для скрещивания человека с обезьяной.

Луначарский одобрил скрещивание

После смерти Ленина в 1924 году общественность была взбудоражена - вождь умер от преждевременного старения. Таков был официальный вердикт личного врача Ленина доктора Розанова, который всерьез занимался проблемами омоложения партийной верхушки. Спустя год Розанов подал бумагу Сталину, в которой говорилось, что ему необходимы две обезьяны для пересадки половых желез людям. В случае удачного исхода эксперимента ему удастся продлить годы жизни всей коммунистической верхушке.

В то же время на юге страны Илья Иванович Иванов придумал скрещивать человека с обезьяной. Уже несколько лет он лелеял эту мечту, но царский режим выступал против аморального эксперимента. Приход к власти большевиков развязал ему руки. Свои идеи он изложил в письме к Луначарскому:

«С первых шагов научной деятельности я пытался осуществить постановку опытов скрещивания человека и обезьян. В свое время я вел переговоры с бывшими владельцами знаменитых зоопарков… Однако страх перед Святейшим синодом оказался сильнее желания пойти навстречу этому начинанию... В данное время для постановки этих опытов недостает только денег».

Иванов просит выделить ему 15 тысяч долларов и командировать его в Африку для проведения первых опытов по скрещиванию людей с обезьянами.

Пигмейки беременели от горилл?

Летом 1926 года профессор с подручными отбыл в Гвинею, где базировалась станция Пастеровского института. Ученый рассчитывал изучить обстоятельства изнасилования чернокожих женщин гориллами, а если посчастливится, то и найти возможное потомство. Но - увы! Как ни старался профессор, в джунглях так и не нашлось ни одного существа, хоть как-то напоминающего помесь гориллы с человеком.

Тогда Иванов тайно решил провести искусственное осеменение туземкам, пришедшим на прием к русским врачам. По счастливой случайности об этом узнали местные мужчины. Они попросту запретили своим женам и дочерям обращаться за помощью к белым докторам. Иванову оставалось одно - выписать из Габона пигмеек, которые за небольшое гастрономическое вознаграждение готовы были беременеть от самцов горилл.

У пигмеек так никто и не родился, зато самкам шимпанзе удалось забеременеть от пигмеев! Обрадованный профессор посадил обезьян на корабль и отправил в Россию. Но по дороге в СССР они погибли.

В Москве была создана специальная комиссия по расследованию этого дела. Иванова обвиняли в том, что он уронил честь советского врача, когда пытался тайно оплодотворить гвинейских женщин. Через два месяца вся общественность обсуждала провал операции. Иванову было отказано в дальнейшем финансировании экспедиций. Все, на что мог рассчитывать профессор, - это на продолжение эксперимента в обезьяньем питомнике в Сухуми, который был выстроен специально для искусственного спаривания обезьян с человеком.

«Хотим жить с обезьянами»

Идеи Иванова становятся в Сухуми очень популярными. Со всего света к нему съезжаются люди, готовые принять участие в эксперименте. С этого момента у Иванова нет отбоя в донорах спермы и даже в тех, кто готов жить с обезьянами, как с мужем или женой. Свои странные желания иметь потомство от горилл советские люди объясняли так: «Хотим послужить науке, не требуя платы, - ради СССР и просвещения подверженных религиозному невежеству сограждан».

Профессор поплатился жизнью

Но в 1927 году профессор все же решил перебраться со всей своей лабораторией в Западную Африку для продолжения начатого эксперимента в Гвинее. Из Африки он писал в СССР: «Работа идет полным ходом. Получается не все из задуманного, однако унывать некогда... Необходимо не только увеличить число опытов искусственного осеменения шимпанзе и горилл спермой человека, но и снова поставить опыты обратного скрещивания. Гибридный человек, который соответствует антропоидам, с рождения растет быстрее, нежели обычный, к трем-четырем годам набирает невероятную силу, гораздо менее чувствителен к боли, неразборчив в пище... Возможности использования безграничны - от работы в сырых забоях до солдатской службы».

Из-за отъезда Иванова Сталин был в шоке! Самодовольный профессор вопреки его желанию покинул Россию и продолжает эксперимент! По приказу вождя НКВД отозвал профессора в СССР якобы для переговоров о продолжении эксперимента. На вокзале в Москве Иванов был арестован и препровожден на Лубянку. Он получил 5 лет лагерей и скончался 20 марта 1932 года от атеросклероза в лагере. В это же время в сухумском институте прекратили опыты по спариванию человека с обезьяной.

Судьба питомника в Сухуми

Последние счастливые дни сухумский питомник пережил в восьмидесятых годах. Во время грузино-абхазской войны большинство обезьян стали жертвами перестрелок. Сухумцы рассказывают, что в начале 90-х скачущая по улице макака с прицепившимся к ее животу детенышем была здесь столь же обычным явлением, как звуки выстрелов. Разбежавшихся из вольеров питомцев отстреливали: было известно, что медики ставили на обезьянах опыты, испытывали новые лекарства, заражая их предварительно разными болезнями. Ходили в городе и слухи, что на несчастных животных испытывали бактериологическое оружие.

Мог ли эксперимент пройти удачно?

Сегодня любой человек на предложение скрестить обезьяну и человека ответит, что это невозможно! Конечно, есть близкородственные биологические виды, которые могут скрещиваться. Например, от связи лошади с ослом родится мул. А такой вид, как человек, не может скрещиваться даже с близкородственной обезьяной.

Обезьяны действительно самые близкие к нам по генотипу существа, - сказал в беседе с корреспондентом «Смены» профессор Института имени Павлова Леонид Фирсов. - Долгие годы наука изучала физиологию женщины по обезьянам - у обезьян единственных среди животного мира месячный цикл совпадает с женским. А у самцов обезьян от стрессов возникает импотенция. Но это вовсе не значит, что обезьяну можно скрестить с человеком! Эксперименты Иванова изначально были обречены на провал.

Кстати, профессор уверен, что люди произошли от обезьян, которые жили сто миллионов лет назад. Обезьяны того периода были мало похожи на своих потомков, которых мы видим теперь в зоопарках.

Военным помогли мартышки

Профессор Леонид Фирсов по праву считается самым компетентным человеком на Земле, занимающимся изучением обезьян. В 1972 году ему удалось высадить нескольких обезьян на остров, чтобы проверить их выживаемость в условиях изоляции от мира.

Моим экспериментом всерьез заинтересовались военные, - вспоминает Леонид Саликович. - Мне требовалось узнать, какой травкой в лесу будут питаться обезьяны, чтобы не умереть с голоду. Эти съедобные растения мы тщательно изучали и полученную информацию передавали военным.

На острове обезьяны первым делом принялись проверять, не осталось ли в гнездах яиц или птенцов, потом начали отлавливать мышей и мелких хищников. Затем наступила очередь ворон. Когда мясо и дичь были на исходе, обезьяны приступили к диетической пище. В течение многих месяцев обезьяны лопали листья, побеги, лубяную часть коры, нивяник обыкновенный, купырь лесной и кочедыжник женский.
После окончания экспедиции ученые перечислили военной верхушке названия растений, которые могут составить полноценное питание русских солдат. Специально для них были выпущены буклеты, в которых были изображения и названия съедобных растений для Советской Армии.

Кстати, Леонид Саликович уверен, что программа Первого канала «Последний герой» большей частью скопирована с его научно-популярного фильма об острове обезьян под Псковом - «Обезьяний остров».

Мартышки помирили космонавтов

Космос был также заинтересован в опытах над обезьянами.

Американские астронавты обращались за помощью так же часто, как и русские космонавты, - признается Фирсов. - После гибели обезьяны в космосе американцы решили прекратить опыты на приматах. Зато в СССР исследования шли полным ходом. Последний раз космонавты просили проверить на обезьянах состав пяти лекарственных препаратов. Дело в том, что в полете у космонавтов нередко возникали психологические трения. Это всерьез могло помешать работе. Поэтому было необходимо найти лекарство, которое бы сгладило психологические проблемы у космонавтов.

Обезьянку усыновил Фидель Кастро

В 1983 году советские ученые решили преподнести подарок ко Дню чекиста генсеку Юрию Андропову. Сухумские мартышки Абрек и Бион пять суток провели в космосе и приземлились в кустанайских степях. Спустя два года в космос полетели их сородичи -Верный и Гордый - на семь суток. Третьими полетели в 1987 году Дрема и Ероша, уже на 14 суток. По возвращении Дрему усыновил кубинский лидер Фидель Кастро, гарантировав ему почет и уважение на Острове Свободы. Потом были еще три 14-суточных полета: в 1989 году (Жаконя и Забияка), в 1992-м (Иваша и Крош) и в 1996-м (Мультик и Лапик). А потом на программу в российской казне закончились деньги.

К полету готовы

В Звездном городке наравне с тремя отрядами космонавтов существует полностью укомплектованный отряд обезьян, в любую минуту готовых отправиться в полет. Права макак соблюдает Комиссия по биомедицинской этике, которая подписывает за них контракт. Ученые обещают, что после возвращения животных на Землю им будут созданы условия для продолжения рода. Поскольку в отряде состоят только самцы, комиссия обещает подобрать им жен по их выбору и обеспечить уважение среди стаи.

Обязательные условия для обезьян-космонавтов - безупречное здоровье и отличная реакция.

Борцы за права обезьян

После смерти американской обезьяны в космосе от опытов над ними отказались не только американцы. В Великобритании полным ходом идет скандал, связанный с планами по строительству лаборатории, в которой будут уничтожены тысячи обезьян. Ученые придумали лекарство, которое избавит человечество от болезни Паркинсона, и теперь оно нуждается в проверке. Борцы за права животных не разделяют оптимизма ученых. Они считают, что лаборатория превратится в бойню. Теперь полиция опасается, что «зеленые» устроят погром, сходный с событиями 2001 года. Тогда «зеленые» избили бейсбольными битами директора Института приматов, а служащим банков, дававших деньги на исследования, неоднократно присылали письма с угрозами расправы. Это заставило банки отказаться от финансирования проекта.

Люди спаивали мартышек

В 1994 году Леонид Фирсов продолжил исследование обезьян. Теперь уже в ЦПКиО. С тех пор ежегодно на два-три месяца на Елагином острове селят группу мартышек, на примере которых полным ходом идет изучение влияния мегаполиса на психологию обезьян, а значит, и человека.

Первоначальные выводы таковы: полная свобода делает обезьян неуправляемыми. Всего за несколько месяцев приматы становятся практически дикими и пускаются во все тяжкие.

До сих пор памятны истории о том, как мартышки вырывали сумки, зонты и мобильники у людей, которые на лодках причаливали к берегу. Иногда обезьяны пускали в ход зубы, но вовремя поспевала охрана.

Они еще и курят!

За пару месяцев обезьяны научились курить, есть чипсы и пить пиво, которое доставляли на остров визитеры на катамаранах и лодках. Работники зоопарка только удивлялись: «Легче работать с обезьянами, чем объяснить людям, что обезьян нельзя спаивать!» В общем, люди и обезьяны нашли общий язык!

Вера ХОХАЛЕВСКАЯ

Фото Замира УСМАНОВА

символически утверждают, что его половая потенция позволит оплодотворить все общество, благодаря чему вырастут хлеба, увеличится поголовье скота, а женщины родят много детей. Хотя сексуальность может лежать в основе любого ритуала, все же есть обряды, для которых эта тема более вероятна, чем для других. Сексуальные мотивы обычно содержат брачные обряды, а также юношеские обряды или ритуалы инициации, перемещающие подростков из статуса ребенка в категорию гражданина. Для девочек эти церемонии часто бывают тесно связаны со временем первой менструации и иногда означают, что они готовы начать половую жизнь или выйти замуж. В отношении мальчиков редко бывает какой-либо физический маркер для таких обрядов, но во многих культурах во время инициации физически изменяют пенис.

Шлегель и Барри (Schlegel, Barry 1979, 1980) исследовали юношеские обряды в выборке из 182 сообществ. Они обнаружили, что 80 сообществ таких обрядов не имели, в 17 были церемонии только для мальчиков, 39 сообществ имели ритуалы только для девочек, а 46 - для обоих полов. Отсутствие обрядов для обоих полов характерно для обществ с интенсивным развитием сельского хозяйства и более сложными формами социальной организации. Таким образом, тот факт, что американская культура не имеет формальной инициации для мальчиков или девочек, согласуется с данными Шлегеля и Барри. Эти авторы рассматривают церемонии инициации как передачу через ритуал информации о половом статусе и полагают, что такие ритуалы имеют место в тех культурах, где пол человека играет важную роль в организации социальной жизни.

В племенах, где продукты питания главным образом добываются в природе, имеется разделение труда по признаку пола: мужчины охотятся, а женщины собирают дары природы. Тридцать четыре из 45 таких обществ в выборке Шлегеля и Барри совершают церемонии инициации хотя бы для одного пола. В двух имеются обряды только для мальчиков, в 20 - только для девочек, а в 12 существуют ритуалы для обоих полов. В 32 обществах, где есть обряды для девочек, содержание ритуалов указывает на то, что в этих культурах особое значение придают первой менструации. Авторы предлагают два объяснения этому факту. Согласно первому, жители племени, убежденные в том, что контакт мужчины с менструальной кровью может подорвать его способность охотиться, с помощью церемонии инициации доводят до сведения девушки, что теперь она должна соблюдать менструальное табу, чтобы не подвергать своих соплеменников риску остаться без пищи. Другое объяснение заключается в том, что с помощью этого ритуала все узнают о появлении новой женщины, способной к рождению детей, что гарантирует стабильное существование данного племени.

Пол лежит в основе социальной организации сообществ, занимающихся примитивным земледелием. Такие сообщества по численности больше, чем племена охотников и собирателей плодов, но в них еще не развиты гражданские и религиозные структуры, способные объединить людей. Ключевым элементом социального устройства таких сообществ является группа мужчин-воинов. Обычно проводятся юношеские церемонии для обоих полов. Тема ритуалов для лиц мужского пола, как правило, - созидание групповой идентичности, тогда как в женских обрядах главной темой бывает способность к воспроизведению потомства (фертильность). Часто ритуалы для мальчиков подчеркивают опасность "сексуального загрязнения" и побуждают избегать женщин до тех пор, пока мужчина не станет физически и морально достаточно сильным, чтобы противостоять такому загрязнению.

В индустриальных обществах или в обществах с развитым замледелием символическое значение пола сохраняется, но роль его как принципа социальной организации снижается. В этих условиях нет необходимости в ритуализации пола; в наиболее сложных обществах не проводят церемоний инициации подростков. Вместо этого осуществляются посвятительные обряды при введении людей в специфические группы (например, в профсоюзы или военные организации) и празднования индивидуальных событий жизни, таких как рождение ребенка или бракосочетание.

Интересным дополнением к работе Шлегеля и Барри служат данные, полученные Карен и Джеффри Пейдж (Karen Paige, Jeffrey Paige, 1981) при исследовании репродуктивных ритуалов в 114 неиндустриальных обществах. По их мнению, в примитивных сообществах ритуалы часто представляют собой большие политические события. Авторы идентифицируют в этих обществах две формы политической организации. Особенностью одних обществ являются сильные родовые общины (кланы): близкие родственники мужского пола объединяются и защищают свою землю и скот. В других обществах такая плановость выражена слабо или отсутствует совсем (родственники по мужской линии не живут вместе и не действуют сообща).

Эти две политические системы сталкиваются с очень разными проблемами. Для обществ с сильными кланами чрезвычайно важно предотвратить выделение из родовой общины отдельных ее членов, что ослабляет способность защищать общие ресурсы. Ключевая политическая проблема в обществах со слабо выраженной клановостью - формирование альянсов. Объединения часто создаются и разрушаются независимо от родственных отношений.

Пейдж полагают, что многие ритуалы, в которых придается особое значение сексуальности, отражают попытки справиться с политическими проблемами, которые создает для кланов высокая рождаемость. Например, если много детей родится у кого-либо из мужчин сильного клана, он может отделиться от своих родственников, чтобы создать собственный клан. И даже если он не выделится из родовой общины, его многочисленные дети обеспечат отцу основу для власти, что может привести к резкому напряжению в

отношениях между ним и другими главами семейств. В выборке Пейдж ритуалы обрезания у мужчин обычны для обществ с сильными кланами и редко встречаются в культурах со слабой подразделенностью на родовые общины. Авторы утверждают, что мужчина, позволивший провести обрезание сыну, демонстрирует преданность своему клану, проявляет готовность доверить будущую плодовитость сыновей и внуков своим мужским родственникам.

В клановых обществах существует множество обрядов для беременных женщин. Это объясняется тем, что способность женщины к воспроизведению потомства (фертильность) важна для всей общины (большое количество детей свидетельствует о силе рода). Брак в таких обществах обычно заключается между представителями двух родов. Родственники жениха, давая выкуп за невесту, платят за плодовитость женщины и имеют право потребовать другую женщину, если первая окажется бесплодной. Родственники невесты не заинтересованы в том, чтобы отдавать еще одну женщину в другой род. Многочисленные обряды призваны продемонстрировать интересы обеих сторон. Неудивительно, что эти ритуалы обычно наиболее конкретизированы для первого ребенка женщины. В обществах, устроенных по родовому принципу, более распространены случаи насилия. Мужчины могут использовать насилие или угрозу насилия, чтобы удержать женщин от возникновения у них привязанности к мужчинам из других кланов. Такая стратегия эффективна, поскольку замужние женщины живут у родственников мужа и их некому защитить от насилия.

Самыми частыми обрядами в обществах со слабыми родственными связями являются церемонии по поводу женской менструации и кювейд. Пейдж рассматривают оба обряда как тактику, используемую мужчинами для создания альянсов. Мужчина, как только его дочь стала сексуально зрелой, может пожелать представить этот факт вниманию потенциальных поклонников. Обряды, отмечающие первую менструацию девушки, позволяют ее отцу привлечь потенциальных союзников, продемонстрировать свои политические и экономические способности и, возможно, провести переговоры с потенциальным женихом.

В обряде кювейда мужчина выражает отношение к своему ещё не рожденному ребенку. Этот обряд может потребовать от мужчины не есть определенной пищи до рождения ребенка. В других обществах при кювейде мужчина должен имитировать роды и вести уединенный образ жизни, подобно тому как изолированы мать и ребенок от контакта с другими людьми. В обществе, где родственные связи слабые, союзы непостоянные и часто случаются нарушения супружеской верности, мужчина узаконивает свое притязание быть отцом отпрыска своей супруги только путем выполнения кювейда. В культурах, где верят, что ребенка может создать сперма более чем одного мужчины, женщина может потребовать, чтобы несколько мужчин соблюдали обряд кювейда. Ребенок тогда будет социально связан со всеми этими мужчинами.

Работа Пейдж иллюстрирует важную особенность: общества не свободны в выборе модели сексуальности. Например, в некоторых обществах окружающая среда не позволяет формировать родовые кланы, защищающие общую собственность (ресурсы). В таких культурах плодовитость мужчины не имеет никакого политического значения для его родственников, отсутствует здесь и обряд обрезания. В обществах, построенных по родовому принципу, наоборот, нет нужды в ритуалах, подобных кювейду.

Перечисленные авторы сосредоточили внимание на социологических и символических аспектах ритуалов, подчеркивающих сексуальность. Другой подход демонстрируют исследования Роберта Мунро (Robert Munroe, 1980). Соглашаясь с выводом Пейдж о том, что в культурах, где практикуется кювейд, редко совершаются ритуалы обрезания, Мунро интерпретирует эти данные иначе. Известно, что у многих племен взрослые мужчины редко общаются с детьми. В таких условиях мальчики могут идентифицировать себя с женщинами и на материнском примере усвоить их половую роль в обществе, тогда как обучиться соответствующему мужскому поведению им трудно. В обществах, где взрослые мужчины объединяются в кланы и подчеркивают свое отличие от женщин, могут потребоваться суровые ритуалы для разрушения у мальчиков представления об их идентичности женщинам. Мунро предполагает, что ритуалы инициации с обрезанием или другими повреждениями пениса, выполняют эту задачу. Тот факт, что хватило сил стойко перенести такую боль, убеждает мальчика в собственной мужественности.

В сообществах, где взрослые мужчины редко общаются со своими детьми и не объединяются вместе, им нет необходимости полностью отвергать свою идентичность женщине. Ритуал кювейда в таких обществах позволяет мужчинам выразить их некое тождество с существами женского пола. По данным Грея и Эллингтона (Gray, Ellington, 1984) в обществах с ритуалом кювейда редко выявляется высокая частота мужского гомосексуализма.

Результаты исследований, устанавливающих связь между социально организованными ритуалами и психологией индивидуумов, дискуссионны. Однако несомненно, что когда в ритуалах подчеркиваются сексуальные темы, они затрагивают каждого члена общества персонально.

Итак, "биологическая сексуальность всегда находится под социальным контролем". Согласившись с этим важнейшим выводом этнологов, вы можете подразмышлять о том, под влиянием чего сформировалось ваше отношение к сексу. Вы можете, кроме того, сопоставить модель сексуальности, принятую в вашем обществе с моделями сексуальности других стран и народов, но не для того, чтобы определить, где сексуальные

отношения организованы лучше или хуже, а для того, чтобы понять, как в разных обществах связаны сексуальные и несексуальные стороны жизни каждого отдельного человека.

Выводы

1. Человек от рождения наделен биологическим потенциалом для сексуального поведения. Реализация этого потенциала в последующей жизни определяется культурой общества, в котором живет человек. Этнологи изучают, как разные общества формируют сексуальность своих членов.

2. Среди человеческих сообществ существуют большое различие форм сексуального поведения и отношения

к ним. Этнологи описали обусловленные культурой вариации эротического стимулирования, положений для коитуса и стандартов красоты.

3. Во всех обществах существуют правила инцеста, запрещающие секс между определенными родственниками, но решение, каких родственников касается это табу, варьирует. Теоретики пытаются объяснить запрет инцеста с разных точек зрения: биологической, социологической и культурной, но пока нет согласия, какое из объяснений наилучшее.

4. Общества отличаютя тем, как они относятся к сексуальности молодых и как организуют брачные союзы. Этнологи демонстрируют, что экономическая и политическая организация конкретного общества оказывает большое влияние на проявление сексуальности его членов.

5. Общества отличаются отношением к гомосексуальному поведению и тем, какой смысл они придают такому поведению. У народности азанде мужской гомосексуализм представляет собой реакцию неудовлетворенной плоти на дефицит женщин, тогда как самбия полагают, что гомосексуальное поведение необходимо для превращения мальчика в мужчину. Эти примеры показывают, что не во всех обществах формируются такие же представления о взаимосвязи между половой идентичностью, эротической ориентацией и половой ролью, как у большинства американцев.

6. Поскольку чувства и переживания людей следует рассматривать через призму культуры и традиций, смысл сексуального поведения всегда выходит за рамки секса как такового.

7. Многие общества используют сексуальное поведение или сексуальные темы в ритуалах. Использование таких тем часто можно предсказать, исходя из социальной организации общества.

8. Секс среди людей часто противопоставляют сексуальному поведению животных. Ученые-приматологи обнаружили, что сексуальное поведение обезьян Старого Света и человекоподобных обезьян (apes) в определенной степени не зависит от гормонального контроля; следовательно, сексуальность этих животных гораздо сложнее, чем полагали прежде.

Вопросы для размышления

Как вы думаете, имеют ли исследования, касающиеся сексуального поведения приматов какое-либо отношение к нашему пониманию человеческой сексуальности? Объясните, почему?

Этнологическая наука соотносит обычаи и традиции любого народа с его религией и верованиями. Могут ли быть одни культуры "хорошими", а другие "плохими"? Была ли наша собственная культура иногда "лучше", а иногда "хуже" с точки зрения ее отношения к различной сексуальной практике?

Наше общество живет по законам моногамного брака, а полигамия преследуется в уголовном порядке. Как повлияло на наши представления широкое распространение практики сожительства, а также большое число разводов?

Приведите примеры сексуальной практики, которые наше общество считает нормальными либо аномальными, хотя такая оценка в действительности - лишь порождение нашей культуры. Можно ли считать наше общество организованным по типу родовых кланов?

Должен ли влиять на наше отношение к педофилии тот факт, что некоторые общества одобряют секс между взрослыми и детьми и даже считают его необходимым?

Похожие публикации