Людвиг ван Бетховен: биография, интересные факты, творчество. Последние годы жизни Бетховена. Смерть композитора Людвиг ван бетховен когда родился и умер

1. Биография гения в режиме быстрой перемотки

Точная дата рождения Бетховена (Ludwig van Beethoven) - первая из загадок его биографии. Точно известен лишь день его крестин: 17 декабря 1770 года в Бонне. Ребенком он учился играть на фортепиано, органе и скрипке. В семь лет дал первый концерт (отец хотел сделать из Людвига "второго Моцарта").

В 12 лет Бетховен начал писать свои первые сочинения с забавными названиями вроде "Элегия на смерть пуделя" (предположительно под впечатлением от кончины реального пса). В 22 года композитор уехал в Вену, где и прожил до конца жизни. Он скончался 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет, предположительно от цирроза печени.

2. "К Элизе": Бетховен и прекрасный пол

И эта тема окружена тайнами. Факт заключается в том, что Бетховен никогда не женился. А вот сватался неоднократно - в частности, к певице Элизабет Рёккель (Elisabeth Röckel, которой, как полагает немецкий музыковед Клаус Копиц (Klaus Kopitz), посвящена знаменитая ля-минорная багатель "К Элизе") и пианистке Терезе Мальфатти. О том, кем была неведомая героиня знаменитого письма "к бессмертной возлюбленной", ученые также спорят, сходясь на кандидатуре Антонии Брентано (Antonie Brentano) как наиболее реальной.

Правды мы не узнаем никогда: Бетховен тщательно скрывал обстоятельства своей личной жизни. Но близкий друг композитора Франц Вегелер (Franz Gerhard Wegeler) свидетельствовал: "В годы жизни в Вене Бетховен постоянно находился в любовных отношениях".

3. Непростой в быту человек

Неопорожненный ночной горшок под роялем, объедки среди партитур, всклокоченная шевелюра и заношенный шлафрок - и это тоже, судя по многочисленным свидетельствам, был Бетховен. Жизнерадостный молодой человек с возрастом и под влиянием недугов превратился в довольно непростого в повседневном обращении персонажа.

В своем "Гейлигенштадтском завещании", написанном в состоянии шока от осознания наступающей глухоты, Бетховен указывает именно на болезнь как на причину своего дурного характера: "О вы, люди, считающие меня злонравным, упрямым или мизантропичным - как вы несправедливы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины того, что вам кажется. /…/ Вот уже шесть лет я пребывают в безнадежном состоянии, усугубленном невежественными врачами…"

4. Бетховен и классика

Бетховен - последний из титанов "венской классики". В общей сложности он оставил потомкам более 240 сочинений, среди них - девять завершенных симфоний, пять фортепианных концертов и 18 струнных квартетов. Он, по сути, заново изобрел жанр симфонии, в частности, впервые использовав в Девятой симфонии хор, чего до него никто не делал.

5. Единственная опера

Оперу Бетховен написал лишь одну - "Фиделио" . Работа над ней далась композитору мучительно, а результат до сих пор убеждает не всех. На оперном поприще Бетховен, как указывает российский музыковед Лариса Кириллина, вступал в полемику со своим кумиром и предшественником - Вольфгангом Амадеем Моцартом (Wolfgang Amadeus Mozart).

При этом, как указывает Кириллина, "концепция "Фиделио" прямо противоположна моцартовской: любовь - не слепая стихийная сила, а нравственный долг, требующий от своих избранников готовности к подвигу. Первоначальное название оперы Бетховена, "Леонора, или Супружеская любовь", отражает этот антимоцартовский моральный императив: не "так поступают все женщины", а "так должны поступать все женщины".

6. "Та-та-та-таааа!"

Если верить первому биографу Бетховена Антону Шиндлеру (Anton Schindler), сам композитор говорил о начальных тактах своей Пятой симфонии: "Так сама судьба стучится в дверь!" Более близкий Бетховену человек, его ученик и друг, композитор Карл Черни (Carl Czerny) вспоминал, что "тему симфонии C-Moll Бетховену навеял крик лесной птицы"… Так или иначе: образ "поединка с судьбой" стал частью бетховенского мифа.

7. Девятая: симфония симфоний

Интересный факт: при изобретении технологии записи музыки на компакт-диски именно длительность Девятой симфонии (более 70 минут) определила параметры нового формата.

8. Бетховен и революция

Радикальность представлений Бетховена о роли и значении искусства вообще и музыки в частности сделали его кумиром различных революций, в том числе и социальных. Сам композитор вел при этом вполне буржуазный образ жизни.

9. Прижимистая звезда: Бетховен и деньги

Бетховен уже при жизни был признанным гением и никогда не страдал от недостатка самомнения. Это отражалось, в частности, на его представлениях о размере гонораров. Бетховен охотно принимал заказы от щедрых и влиятельных меценатов, а с издателями порою вел финансовые переговоры в очень жестком тоне. Композитор был не миллионером, но весьма состоятельным человеком по меркам своей эпохи.

10. Глухой композитор

Бетховен начал глохнуть в возрасте 27 лет. Болезнь развивалась на протяжении двух десятилетий и полностью лишила композитора слуха к 48 годам. Новейшие исследования доказывают, что причиной стало заболевание сыпным тифом - распространенной во времена Бетховена инфекцией, которую часто переносят крысы. Однако, обладая абсолютным внутренним слухом, Бетховен мог сочинять музыку и будучи глухим. До последних лет жизни он не оставлял отчаянных - и, увы, безрезультатных, - попыток восстановить слух.

Смотрите также:

  • По историческим местам Бонна

    Первые шаги

    На этой фотографии запечатлен один из первых ключевых моментов в послевоенной политической истории Германии. В сентябре 1949 года Конрад Аденауэр был избран первым канцлером ФРГ и уже вскоре приступил к переговорам с верховными комиссарами западных держав-победительниц, чтобы добиться большего суверенитета для своего правительства.

  • По историческим местам Бонна

    "Путь демократии"

    Встречи Аденауэра и комиссаров проходили в гостинице на горе Петерсберг под Бонном, где находилась их штаб-квартира. На ближайшие 40 лет этому небольшому городу на Рейне предстояло стать временной столицей ФРГ - до официального воссоединения Германии 3 октября 1990 года. Правительство работало здесь еще дольше, до переезда в Берлин в 1999 году.

    По историческим местам Бонна

    Правительственный квартал

    Заглянуть в недавнее прошлое Бонна можно, совершив прогулку по маршруту "Путь демократии" (Weg der Demokratie). Большая часть исторических мест расположена в бывшем правительственном квартале. Около каждого из них установлены информационные табло. На фотографии - памятник Конраду Аденауэру (ХДС) на аллее, названной именем еще одного канцлера ФРГ - Вилли Брандта (СДПГ).

    По историческим местам Бонна

    Особый статус

    Прежде, чем отправиться на прогулку по маршруту, отметим, что Бонн сейчас является городом федерального значения. Это закреплено в особом законе. Здесь продолжает работать около 7000 правительственных чиновников, расположены главные офисы шести из четырнадцати министерств, некоторые ведомства, другие официальные учреждения и организации.

    По историческим местам Бонна

    Музей истории

    Отправной точкой "Пути демократии" служит Музей истории ФРГ (Haus der Geschichte der Bundesrepublik), расположенный напротив бывшего Ведомства федерального канцлера. Он был открыт в 1994 году и сейчас является одним из самых посещаемых музеев Германии - около 850 тысяч человек ежегодно. Среди экспонатов - этот правительственный "Мерседес".

    По историческим местам Бонна

    Первая остановка маршрута - Дом федерации (Bundeshaus). В этих зданиях на берегу Рейна находился парламент: бундесрат и бундестаг. Самая старая часть комплекса - бывшая Педагогическая академия, возведенная в 1930-х годах в стиле новой вещественности. В северном крыле академии в 1948-1949 годах был разработан Основной закон (Конституция) ФРГ.

    По историческим местам Бонна

    Первый зал

    Бундестаг первого созыва начал работать в бывшей Педагогической академии, перестроенной всего за семь месяцев, в сентябре 1949 года. Через несколько лет рядом возвели новое восьмиэтажное офисное здание для депутатов. В своем первом пленарном зале бундестаг заседал до 1988 года. Затем его снесли и построили на этом месте новый зал, который использовался до переезда в Берлин.

    По историческим местам Бонна

    ООН в Бонне

    Сейчас большинство бывших парламентских зданий в Бонне передано в распоряжение подразделений ООН, расположенных в бывшей столице ФРГ, - в частности, секретариата Рамочной конвенции об изменении климата. Всего в городе работает около тысячи сотрудников этой международной организации.

    По историческим местам Бонна

    Из стекла и бетона

    Следующая остановка - около нового зала пленарных заседаний бундестага, строительство которого было завершено в 1992 году. Последний раз депутаты собирались здесь на Рейне в июле 1999 года накануне переезда в берлинский Рейхстаг и новый парламентский комплекс на берегах Шпрее.

    По историческим местам Бонна

    Новый зал

    Пленарный зал сейчас не пустует. В нем регулярно проводятся разные встречи и мероприятия. Эта фотография сделана в бывшем бундестаге в июне 2016 года во время конференции Global Media Forum. Ее ежегодно проводит медиакомпания Deutsche Welle, редакционный комплекс которой расположен рядом. Напротив него построили международной конгресс-центр WCCB и большой пятизвездочный отель.

    По историческим местам Бонна

    С сентября 1986 года по октябрь 1992 года пленарные заседания бундестага, пока строили новый зал, временно проходили в бывшей водонапорной станции на берегу Рейна - Altes Wasserwerk. Это импозантное сооружение в неоготическом стиле было возведено в 1875 году. В 1958 году водокачку вывели из эксплуатации. Здание было куплено правительством и стало частью парламентского комплекса.

    По историческим местам Бонна

    Из Бонна в Берлин

    3 октября 1990 года, в день воссоединения страны, столицей единой Германии вновь стал Берлин, однако вопрос, где будет работать правительство, оставался еще открытым. Местом принятия исторического решения о переезде из Бонна стал пленарный зал в старой водокачке. Это произошло 20 июня 1991 года после острых десятичасовых дебатов. Перевес составил всего 18 голосов.

    По историческим местам Бонна

    Парламентская высотка

    Следующая остановка "Пути демократии" - высотное здание "Langer Eugen", то есть "Длинный Ойген". Так его прозвали в честь председателя бундестага Ойгена Герстенмайера, особо ратовавшего за этот проект. Рядом расположены белые корпуса Deutsche Welle. В этих зданиях должны были разместиться офисы парламента, расширившегося после воссоединения страны, но из-за переезда в Берлин планы изменились.

    По историческим местам Бонна

    "Тюльпановое поле"

    Офисный комплекс "Тюльпановое поле" (Tulpenfeld) возвели в 1960-х годах по заказу концерна Allianz специально, чтобы сдавать в аренду правительству. Дело в том, что ранее власти ФРГ приняли решение больше не строить новые здания в Бонне, так как город рассматривался в качестве временной столицы. Помещения здесь снимали бундестаг, различные ведомства и Федеральная пресс-конференция.

    По историческим местам Бонна

    Боннские редакции

    Этот снимок был сделан в зале Федеральной пресс-конференции в 1979 году во время визита министра иностранных дел СССР Андрея Громыко. По соседству с "Тюльпановым полем" на улице Дальманштрассе (Dahlmannstraße) располагались боннские редакции ведущих немецких СМИ и корреспондентские бюро зарубежной прессы и информационных агентств.

    По историческим местам Бонна

    Об этой резиденции немецких канцлеров мы уже рассказывали подробно в отдельном репортаже, который можно посмотреть по ссылке в конце страницы. В 1964 году первым хозяином канцлерского бунгало, построенного в стиле классического модерна, стал отец немецкого экономического чуда Людвиг Эрхард. Дольше других здесь жил и работал Гельмут Коль, возглавлявший правительство ФРГ 16 лет.

    По историческим местам Бонна

    Новое ведомство канцлера

    От канцлерского бунгало - рукой подать до Ведомства федерального канцлера. C 1976 по 1999 годы здесь располагались офисы Гельмута Шмидта, Гельмута Коля и Герхарда Шредера. На лужайке перед главным входом в 1979 году установили работу британского скульптора Генри Мура "Large Two Forms". Сейчас здесь расположен центральный офис министерства экономического сотрудничества и развития.

    По историческим местам Бонна

    Ранее офисы немецких канцлеров находись во дворце Шаумбург. Он был возведен в 1860 году по заказу одного текстильного фабриканта, позже куплен принцем Адольфом цу Шаумбург-Липпе и перестроен в стиле позднего классицизма. С 1939 года здание находилось в распоряжении вермахта, а в 1945 году перешло командованию бельгийских частей в оккупированной Германии.

    По историческим местам Бонна

    От Аденауэра до Шмидта

    В 1949 дворец Шаумбург стал местом работы первого федерального канцлера Конрада Аденауэра. Так выглядел его кабинет. Затем этот дворец вплоть до 1976 года использовали канцлеры Людвиг Эрхард, Курт Георг Кизингер, Вилли Брандт и Гельмут Шмидт. В 1990 году здесь были подписаны германо-германские соглашения о создании валютного, экономического и социального союзов.

    По историческим местам Бонна

    Соседнюю виллу Хаммершмидт, построенную в середине XVIII века, занимали немецкие президенты - до 1994 года, когда Рихард фон Вайцзеккер решил переехать в берлинский дворец Бельвю. При этом боннская вилла сохранила за собой статус президентской резиденции в городе федерального значения на Рейне.

    По историческим местам Бонна

    Музей Кёнига

    Первые страницы послевоенной истории ФРГ были написаны… в зоологическом музее Кёнига. В 1948 году в нем начал заседать Парламентский совет, в задачи которого входила разработка новой конституции. Также здесь в течение двух месяцев после избрания его канцлером, до переезда во дворец Шаумбург, работал Конрад Аденауэр. Эта фотография сделана во время посещения бывшего его кабинета Ангелой Меркель.

    По историческим местам Бонна

    Старая ратуша

    За свои столичные десятилетия Бонн видел много политиков и государственных деятелей со всего мира. Одним из пунктов их обязательной программы было посещение городской ратуши для того, чтобы оставить запись в Золотой книге почетных гостей. Эта фотография была сделана на парадной лестнице во время визита в ФРГ Михаила Горбачева в 1989 году.

    По историческим местам Бонна

    Многие главы государств, посещавшие Бонн, останавливались в отеле Петерсберг, где мы начали репортаж. Он служил гостевой правительственной резиденцей. Здесь жили Елизавета II, император Акихито, Борис Ельцин, Билл Клинтон. Этот снимок сделан в 1973 году во время визита Леонида Брежнева, севшего за руль только что подаренного ему "Мерседеса" 450 SLC. В этот же день он его помял на боннской дороге.

    По историческим местам Бонна

    P.S.

    Наш репортаж подошел к концу, но "Путь демократии" не заканчивается. Маршрут далее проходит мимо министерств на берегу Рейна, офисов парламентских партий и парка Хофгартен. Он был местом митингов, собиравших более 300 тысяч человек. Например, в 1981 году здесь протестовали против размещения американских ядерных ракет на территории Западной Германии.


Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в семье придворного музыканта.

Тайны сопровождали музыкального классика всю жизнь – от рождения до гробовой доски – и даже в наши дни остаются неразрешенные загадки, связанные с именем великого композитора.

А был ли мальчик?

Само рождение немецкого гения окутано тайной. Он был крещен 17 декабря. Датой его рождения в прошлом считалось 16 декабря, так как по католической традиции младенцев крестили на следующий день после появления на свет. Его семья также праздновала день рождения мальчика 16-го. Однако, нет никаких письменных доказательств, что он родился именно в этот день.

Еще один миф из “раннего Бетховена”: считалось, что мать Людвига была больна туберкулезом, а отец – сифилисом. Первый их ребенок родился слепым, второй умер во время родов, третий был глухонемой, а четвертый болел туберкулезом.

О заболеваниях в семье Бетховен доподлинного ничего не известно. Уровень развития медицины в то время был низким, дети действительно часто погибали при рождении или в первые годы жизни. К тому же существуют свидетельства того, что отец семейства был алкоголиком. Это увеличило риск смертности среди новорожденных: из семи детей четверо умерли в младенческом возрасте.

Фламандские корни

Хотя будущий классик венской школы родился в Бонне, в его фамилии присутствует приставка “ван”. Это легко объясняется: семья ван Бетховен происходит из Фландрии. Дед-капельмейстер, в честь которого музыкант получил имя, был родом из Мехелена – города в Бельгии, между Брюсселем и Антверпеном. Отсюда и приставка перед фамилией.

В маленьком курфюршестве семейство хранит воспоминания о Мехельне, Лувене и Антверпене. Говорят, что “ван Бетховен” означает “грядка с красной свеклой”.

Дедушка Людвиг – был человеком добропорядочным, всеми уважаемым. На портрете, который Бетховен хранил у себя в Вене, дед изображен в берете, в шубе, отороченной мехом, и весь его фламандский облик полон достоинства. Бетховен относился к нему с большим почтением.

По стопам Моцарта

Бетховен родился в то время, когда не утихли еще разговоры о гениальном таланте Моцарта. Отец Людвига, всю жизнь посвятивший музыке, загорелся идей сделать из своего сына второго чудо-ребенка.

Мальчик по 8 часов, а то и более, занимался на клавесине под чутким взором амбициозного отца. Традиционно считается, что Бетховен-старший был весьма суров по отношению к отпрыску, который “за инструментом частенько бывал в слезах”. Однако, исследователи полагают, что для этого нет надежных документальных оснований, и что “спекуляции и мифотворчество сделали свое дело”.

Как бы то ни было, хотя гением Людвиг и не стал, ежедневная муштра помогла развить природный талант мальчика и сделать из него впоследствии величайшего музыканта, виртуозно сочинявшего во всех существовавших в то время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.

Свой первый концерт он дал в Кельне в возрасте восьми лет, в 12 лет свободно играл на клавесине, скрипке, органе.

Диагноз: безмолвие

Бетховен начал терять слух около 1796 года.

Он страдал тяжелой формой расстройства слуха: “звон” в ушах мешал ему воспринимать и оценивать музыку, а на более поздней стадии заболевания он избегал и разговоров.

Причина глухоты Бетховена неизвестна. Высказываются такие предположения, как сифилис, отравление свинцом, тиф, системная красная волчанка. По одной из версий – даже привычка окунать голову в холодную воду, чтобы не заснуть, сказалась на здоровье композитора.

Со временем его слух настолько ослаб, что в конце премьеры его Девятой симфонии он вынужден был обернуться, чтобы увидеть, как аплодируют восторженные поклонники.

В последние годы жизни Бетховен с настойчивостью фанатика продолжал писать музыку, но вынужден был совсем отказаться от выступлений. Прогрессирующая глухота доставляла ему истинное страдание. Говорят, Бетховен уничтожил свое фортепиано, когда, тщетно пытаясь услышать издаваемые инструментом звуки, с невероятной силой бил по клавишам.

Одним из результатов глухоты стал уникальный исторический материал: тетради, которые Бетховен использовал для общения с друзьями в течение последних десяти, или около того, лет. Для исполнителей его музыки они являются важным источником, позволяющим узнать авторское мнение по вопросам интерпретации его сочинений.

Отравление свинцом

Композитор скончался в возрасте 56 лет в 1827 году.

Как свидетельствуют факты биографии Бетховена, приблизительно с 20 лет его мучили брюшные боли, с возрастом становившиеся все тяжелее.

Американские ученые, исследовав волосы и фрагменты черепа Бетховена, пришли к выводу, что немецкий композитор мог скончаться от длительного отравления свинцом: содержание этого металла в останках было выше нормы в 100 раз. Как именно свинец попал в организм Бетховена, неизвестно. По одной из версий, великого композитора от заболеваний желудка лечили мазью, содержащей свинец в большом количестве. По другой версии, свинец мог попадать в организм Бетховена и с водой, так как из этого металла в то время делали трубы для подачи питьевой воды.

Утраченная музыка

В 2011 году британские СМИ сообщили, что в Манчестере впервые прозвучит утраченная музыка Бетховена: по черновым отрывкам специалистам удалось восстановить вторую, медленную, часть произведения, написанного композитором в 1799 году.

Бетховен работал над опусом для струнного квартета, однако через год, будучи перфекционистом, разочаровался в сочинении, забросил черновики и начал писать новую версию. Полностью ноты не сохранились, однако профессору Манчестерского университета удалось восстановить недостающие части.

По его мнению, в черновиках присутствуют все 74 такта, однако не везде были прописаны партии для всех инструментов квартета. Поэтому часть пробелов он заполнил самостоятельно.

Биография и эпизоды жизни Людвига ван Бетховена. Когда родился и умер Людвиг ван Бетховен, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, фото и видео.

Годы жизни Людвига ван Бетховена:

родился 16 декабря 1770, умер 26 марта 1827

Эпитафия

«В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.
И яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов,
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров».
Из стихотворения Николая Заболоцкого, посвященного Бетховену

Биография

В нем не разглядел таланта собственный отец, а Гайдн считал его слишком мрачным композитором, но когда Бетховен умер - за его гробом шли двадцать тысяч человек. Последние годы жизни композитор был абсолютно глух, но это не помешало ему создать в это время самые гениальные свои произведения. Возможно, Бетховен действительно не ошибался, когда говорил, что творит с божьей помощью.

Людвиг ван Бетховен родился в музыкальной семье. Отец с детства занимался с мальчиком и обучал его игре на различных музыкальных инструментах. Но первое выступление маленького Бетховена прошло без особого успеха, и отец решил, что у того нет таланта, и перепоручил сына другим учителям. Бетховен же, вопреки неутешительным прогнозам отца, уже в 12 лет получил должность помощника органиста при дворе. А когда скончалась его мать, то взял на себя обязанности кормильца и содержал своих младших братьев, работая в оркестре.

Первую славу Бетховену принесли не его собственные сочинения, а виртуозное исполнение. Вскоре стали издаваться и произведения самого Бетховена. Особенно успешным для композитора стал период жизни Бетховена, который он прожил в Вене. Несмотря на то, что композитор отличался довольно резким нравом, высоким самомнением, отказывался преклоняться перед чинами и влиятельными людьми, не признать гений Бетховена было нельзя. И все же у композитора всегда было много друзей - жесткий и самолюбивый на людях, он был очень щедрым и доброжелательным по отношению к своим близким, готовым отдать им последние деньги или помочь в решении проблем.

Но главной страстью Бетховена оставалась музыка. Возможно, поэтому он никогда не женился, так он был увлечен собой и своей возможностью творить. Только болезнь могла помешать ему сочинять, и потому злой иронией кажется тот факт, что гениальный композитор начал терять слух в столь молодом возрасте. Но даже это не останавливало его, а его музыка становилась еще более совершенной и монументальной.

Последние годы жизни Бетховен работал с особым рвением, создавая одно великое произведение за другим. Но болезнь и переживания из-за племянника, которого Бетховен взял на содержание, значительно сократили его век. Смерть Бетховена наступила 26 марта 1827 года. Похороны Бетховена прошли с огромными почестями. Могила Бетховена находится на Центральном кладбище Вены.

Линия жизни

16 декабря 1770 г. Дата рождения Людвига ван Бетховена.
1778 г. Первое публичное выступление Бетховена в Кельне.
1780 г. Начало занятий с органистом и композитором Кристианом Готлобом Нефе.
1782 г. Поступление на должность помощника придворного органиста, публикация первого сочинения юного композитора - вариаций на тему марша Дресслера.
1787 г. Поступление на должность альтиста в оркестре.
1789 г. Посещение лекций в университете.
1792-1802 гг. Венский период в жизни Бетховена - занятия с Гайдном, Сальери, известность Бетховена как виртуозного исполнителя, издание произведений Бетховена.
1796 г. Начало потери слуха.
1801 г. Написание Бетховеном «Лунной сонаты».
1803 г. Написание Бетховеном «Крейцеровой сонаты».
1814 г. Постановка единственной оперы Бетховена «Фиделио».
1824 г. Исполнение Симфонии № 9 Бетховена.
26 марта 1827 г. Дата смерти Бетховена.
29 марта 1827 г. Похороны Бетховена.

Памятные места

1. Дом Бетховена в Бонне, в котором он родился.
2. Дом-музей Бетховена в Бадене, где он жил и работал.
3. Театр Ан дер Вин («Театр на реке Вена»), в котором состоялись премьеры таких произведений Бетховена, как опера «Фиделио», Вторая, Третья, Пятая и Шестая симфонии, скрипичный и Четвертый фортепианный концерты.
4. Памятная доска Бетховену на доме «У золотого единорога» в Праге, где останавливался композитор.
5. Памятник Бетховену в Бухаресте.
6. Памятник Бетховену, Гайдну и Моцарту в Берлине.
7. Центральное кладбище Вены, где похоронен Бетховен.

Эпизоды жизни

Как и Бах, Бетховен был уверен, что в его музыке есть божественное начало. Но если Бах считал, что его талант - заслуга Бога, то Бетховен утверждал, что общается с Богом во время написания музыки. Известно, что он обладал немного заносчивым характером. Однажды один музыкант пожаловался на сложный и неудобный пассаж в произведении Бетховена, на что композитор возмущенно ответил: «Когда я писал это, меня направлял Господь Всемогущий, неужели вы думаете, что я мог думать о вашей маленькой партии, когда Он говорил со мной?»

У Бетховена было много странностей. Например, прежде, чем начать сочинять музыку, Бетховен опускал голову в емкость с ледяной водой, а в моменты, когда в работе наступало затруднение, он начинал лить себе воду на руки. Очень часто он ходил по дому в мокрой одежде, даже не замечая этого и погрузившись в свои размышления. Соседи Бетховена нередко жаловались на льющуюся с потолка воду.

Однажды Бетховен гулял с немецким поэтом Германом Гете, и тот возмущался, что он устал от бесконечных приветствий прохожих. На что Бетховен снисходительно ответил: «Пусть это вас не беспокоит, ваше превосходительство. Возможно, приветствия предназначены мне».

Завет

«Люди сами творят свою судьбу!»


Биография Людвига ван Бетховена в проекте «Энциклопедия»

Соболезнования

«Гайдн и Моцарт, творцы новой инструментальной музыки, первыми продемонстрировали нам искусство в его небывалом блеске, но вглядывался в него с великой любовью и проникал в его суть один Бетховен».
Эрнст Теодор Амадей Гофман, писатель, композитор, художник

«Истинная причина успеха бетховенской музыки в том, что люди изучают её не в концертных залах, а у себя дома, за роялем…»
Рихард Вагнер, композитор

«Перед именем Бетховена все мы должны склониться в поклоне».
Джузеппе Фортунино Франческо Верди, композитор

В семье, имевшей фламандские корни. Дед композитора по отцу родился во Фландрии, служил певчим в Генте и Лувене и в 1733 году перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле курфюрста-архиепископа Кельнского. Его единственный сын Иоганн, как и его отец, служил в капелле в качестве вокалиста (тенора) и подрабатывал, давая уроки игры на скрипке и клавире.

В 1767 году он женился на Марии-Магдалине Кеверих, дочери придворного шеф-повара в Кобленце (резиденция Трирского архиепископа). Людвиг, будущий композитор, был старшим из трех их сыновей.

Его музыкальный талант проявился рано. Первым учителем музыки Бетховена был его отец, также с ним занимались музыканты капеллы.

26 марта 1778 года отец организовал первое публичное выступление сына.

С 1781 года занятиями юного таланта руководил композитор и органист Кристиан Готлоб Нефе. Вскоре Бетховен стал концертмейстером придворного театра и помощником органиста капеллы.

В 1782 году Бетховен написал свое первое произведение — Вариации для клавира на тему марша композитора Эрнста Дреслера.

В 1787 году Бетховен посетил Вену и взял несколько уроков у композитора Вольфганга Моцарта. Но вскоре он узнал, что его мать тяжело больна, и вернулся в Бонн. После смерти матери, Людвиг остался единственным кормильцем семьи.

Одаренность юноши привлекла внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него семейство фон Брейнинг, которое взяло опеку над музыкантом.

В 1789 году Бетховен был вольнослушателем философского факультета Боннского университета.

В 1792 году композитор переселился в Вену, где прожил почти безвыездно до конца жизни. Первоначальной его целью при переезде было совершенствование в композиции под руководством композитора Йозефа Гайдна, но эти занятия продлились недолго. Бетховен быстро завоевал известность и признание ‒ сначала как лучший в Вене пианист и импровизатор, а позже как композитор.

В расцвете творческих сил Бетховен проявлял колоссальную работоспособность. В 1801-1812 годах он написал такие выдающиеся произведения, как Соната до диез минор ("Лунная", 1801), Вторая симфония (1802), "Крейцерова соната" (1803), "Героическая" (Третья) симфония, сонаты "Аврора" и "Аппассионата" (1804), опера "Фиделио" (1805), Четвертая симфония (1806).

В 1808 году Бетховен закончил одно из наиболее популярных симфонических произведений ‒ Пятую симфонию и одновременно "Пасторальную" (Шестую) симфонию, в 1810 году ‒ музыку к трагедии Иоганна Гете "Эгмонт", в 1812 году ‒ Седьмую и Восьмую симфонии.

С 27-летнего возраста Бетховен страдал прогрессировавшей глухотой. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления, которые со временем Бетховену пришлось прекратить. С 1819 года ему пришлось целиком перейти на общение с собеседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша.

В поздних сочинениях Бетховен нередко обращался к форме фуги. Пять последних фортепианных сонат (№ 28-32) и пять последних квартетов (№ 12-16) отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности.

Позднее творчество Бетховена долгое время вызывало споры. Из современников лишь немногие смогли понять и оценить его последние сочинения. Одним из таких людей стал его русский почитатель князь Hиколай Голицын, по заказу которого написаны и которому посвящены квартеты № 12, 13 и 15. Ему же посвящена увертюра "Освящение дома" (1822).

В 1823 году Бетховен закончил "Торжественную мессу", которую считал своим величайшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции.

При содействии Голицына "Торжественная месса" впервые была исполнена 7 апреля 1824 году в Петербурге.

В мае 1824 году в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова "Оды к радости" поэта Фридриха Шиллера. Через все произведение последовательно проведена идея преодоления страдания и торжества света.

Композитор создал девять симфоний, 11 увертюр, пять концертов для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, две мессы, одну оперу. Камерная музыка Бетховена включает 32 фортепианные сонаты (не считая шести юношеских сонат, написанных в Бонне) и 10 сонат для скрипки и фортепиано, 16 струнных квартетов, семь фортепианных трио, а также много других ансамблей — струнные трио, септет для смешанного состава. Его вокальное наследие состоит из песен, свыше 70 хоров, канонов.

26 марта 1827 года Людвиг ван Бетховен скончался в Вене от воспаления легких, осложненного желтухой и водянкой.

Композитор похоронен на Центральном кладбище Вены.

Традиции Бетховена восприняли и продолжили композиторы Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Антон Брукнер, Густав Малер, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович. Как своего учителя чтили Бетховена и композиторы нововенской школы — Арнольд Шенберг, Альбан Берг, Антон Веберн.

С 1889 года в Бонне в доме, в котором родился композитор, открыт музей.

В Вене Людвигу ван Бетховену посвящены три дома-музея, установлены два памятника.

Музей Бетховена также открыт в замке Брунсвик в Венгрии. В свое время композитор был дружен с семьей Брунсвик, часто приезжал в Венгрию и останавливался в их доме. Он был поочередно влюблен в двух своих учениц из рода Брунсвиков — Джульетту и Терезу, но ни одно из увлечений не окончилось браком.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В последнее время на страницах СМИ и в интернете можно прочитать о том, будто бы композитор Людвиг ван Бетховен был восьмым сыном женщины, которая болела сифилисом, и семеро детей которой страдали от разных врожденных заболеваний. Его часто используют противники абортов в спорах со своими оппонентами. Однако это утверждение является настоящим мифом.

Интересно, что этот миф возник совсем недавно, в конце прошлого века — однако уже сейчас практически невозможно установить, кто является его автором. Он имеет множество вариантов, однако чаще всего встречается такая формулировка — представьте себе, что принципиальный противник абортов беседует с человеком, который допускает подобную операцию по медицинским показаниям. Они, само собой, жарко спорят о том, допустимы ли аборты в принципе или нет, и тут противник задает своему оппоненту следующий вопрос: "Предположим, что вы знакомы с беременной женщиной, которая уже имеет 8 детей. Двое из них — слепые, трое — глухие, один — умственно недоразвитый, сама она больна сифилисом. Вы посоветуете ей сделать аборт?".

Как правило, сторонник абортов по медицинским показаниям отвечает утвердительно: "Да, в такой ситуации нужно сделать аборт". После чего его оппонент со злорадной усмешкой сообщает: "Поздравляю вас, вы только что убили Людвига ван Бетховена". После чего ответ оппонента уже не важен — главное то, что предъявив такой аргумент (который объявляется чистой правдой) принципиальному противнику абортов удалось загнать его в угол и испытать чувство вины. Ведь согласитесь, так просто взять и убить великого композитора Людвига ван Бетховена — это не шутка.

Впрочем, я сейчас не буду говорить об абортах — у сторонников и противников этой операции есть немало вполне разумных аргументов в защиту своей точки зрения. Я скажу о другом — приведенный выше аргумент является совершенно некорректным, поскольку представляет собой миф чистейшей воды. А использование мифов в дискуссии о реальных проблемах является весьма нечестным приемом, совершенно недопустимым в приличной компании. Да и вообще, нельзя бороться за правду, прибегая при этом ко лжи.

Самое интересное, что для того, что бы убедиться в том, что утверждение о больной сифилисом беременной женщине, которая хочет родить восьмого ребенка несмотря на то, что все ее дети — хронически больные люди, является ложным, достаточно просто ознакомиться с биографией Бетховена. И те, кто сделают это, увидят, что в 1770 году в Бонне у Иоганна ван Бетховена и Марии-Магдалины Кеверих родился второй сын, которого назвали Людвигом. Впрочем, ему было суждено остаться старшим сыном в семье Бетховенов, поскольку первенец, Людвиг Мария, родившийся годом раньше, умер через шесть дней после своего появления на свет. Причины столь ранней смерти неизвестны, однако следует заметить, что в те времена это было совершенно обычным явлением из-за несоблюдения санитарных норм при родах.

После у Бетховенов родилось еще пять детей, двое из которых, Николаус Иоганн и Каспар Карл, дожили до совершеннолетия. Причем если Каспар Карл умер в 31 год от туберкулеза легких (от него остался сын, которого взял под свою опеку Людвиг), то Николаус Иоганн, отличавшийся крепким здоровьем, умер на шестьдесят втором году жизни, пережив на 21 год Людвига (который умер в 1827 году в возрасте 57-ми лет). Остальные трое детей умерли еще во младенчестве, причем причина смерти во всех случаях была одна и та же — туберкулез. При этом никто из этих пятерых не был ни слепым, ни глухим, ни умственно отсталым. Да и сам Людвиг, кстати, не был глухим с рождения — он потерял слух после отита, который случился из-за его привычки часто опускать голову в таз с ледяной водой во время работы над своими произведениями.

Итак, мы уже сразу видим как минимум три неверных утверждения: детей в семье Бетховенов было не восемь, а семь, Людвиг был не самым младшим, а вторым по старшинству (и старшим среди выживших), и никто из всех детей не страдал никакими врожденными заболеваниями. Конечно, очень жаль, что больше половины юных Бетховенов не дожили до совершеннолетия — кто знает, может быть в их лице мир потерял настоящих музыкальных гениев, ведь и Николаус, и Каспар тоже были способными музыкантами. Однако, увы, в те времена туберкулез был страшной болезнью, от которой спасения практически не было — до открытия Роберта Коха, которое помогло людям справится с этим недугом, оставалось еще более ста лет.

Ну, а теперь давайте проверим, была ли мать великого композитора Мария-Магдалина Кеверих больна сифилисом. О ней известно, что она умерла в 1787 году в возрасте 39-ти лет от туберкулеза — болезни, похитившей и большинство ее детей. Кстати, это случилось в том же году, когда скончался последний ребенок Бетховенов — Мария Маргарита. По всей видимости, Мария-Магдалина заразилась туберкулезом, ухаживая за больной дочкой, и ослабленный частыми родами организм не слишком уже молодой женщины (напомню, что в те времена дамы редко доживали до пятидесяти лет, а те, кому это удавалось, считались древними старухами) не смог справиться с болезнью.

Совершенно очевидно, что сифилис не был причиной смерти матери Бетховена. Однако страдала ли они этой венерической болезни при жизни? Скорее всего, нет — никаких документальных свидетельств, подтверждающих это, не найдено. И это при том, что Мария-Магдалина достаточно часто обращалась к врачам — что, собственно говоря, не удивительно, поскольку она часто рожала. Но никто из докторов Бонна, который осматривал мать Бетховена, ни о каких признаках сифилиса никогда не упоминал. А это уже достаточно для того, что бы сделать вывод о том, что Мария-Магдалина не страдала этой болезнью — в те времена доктора сразу же сообщали всем близким о первых признаках сифилиса у кого-то из их семьи. Это было нужно для того, что бы предотвратить распространение болезни.

Интересно, что и отец Бетховена, судя по всему тоже не болел сифилисом — вообще у него, в отличие от его хрупкой и болезненной супруги, здоровье было отменное. Единственное, что подтачивало его могучий организм — так это пьянство, часто весьма и весьма неумеренное. Однако даже это не помешало ему дожить до пятидесяти двух лет — для тех времен это считалось практически долгожительством. Как видим, подозревать родителей великого композитора в том, что кто-то из них был болен страшной венерической болезнью совершенно безосновательно.

Похожие публикации