Годовой план работы логопеда. Годовой план учителя-логопеда Годовой план логопеда в детском саду

Согласовано:

Учитель-логопед отдела образования Администрации муниципального района Илишевский район

Р.Р.Карамова

«___»__________2015 г.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Центр развития ребенка-детский сад»

с.Нижнеяркеево

М.А.Шаехмурзина

«___»__________2015 г.

Годовой план организации работы

учителя-логопеда логопедического пункта

МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» с.Нижнеяркеево

Сахиповой А.Я.

на 2015-2016 учебный год

Анализ проделанной работы за 2014-2015 учебный год

    Организационная, диагностическая, коррекционно-развивающая деятельность.

    В начале учебного года было проведено логопедическое обследование воспитанников старшей и подготовительной к школе групп.

    Составлено расписание индивидуальных коррекционных занятий, перспективный план работы, график рабочего времени и оформлена другая необходимая документация.

    Продолжена работа по комплектованию методической и дидактической библиотек в кабинете, пополнение игротеки логопедических и развивающих мелкую моторику игр.

    Проводились индивидуальные занятия с воспитанниками, согласно перспективному планированию. Каждый воспитанник получал логопедическую помощь 2-3 раза в неделю.

Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционной работы выявила положительную динамику в развитии речи воспитанников:

Количество воспитанников, зачисленных на логопункт в 2014-2015 уч.г.

Количество воспитанников, выпущенных с чистой речью

Количество воспитанников, выпущенных со значительным улучшением речи

Количество воспитанников без улучшения речи

Количество воспитанников, оставленных для продолжения коррекционной работы

Количество выбывших воспитанников

    Консультативная деятельность.

Осуществлялась тесная взаимосвязь с воспитателями и родителями воспитанников. В соответствии с годовым планом работы, с воспитателями проводились консультации. В группах оформлены тематические логопедические уголки для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционной работе по развитию речи ребенка. На вопросы родителей давались рекомендации и советы.

    Методическая деятельность.

    Участие в педагогических советах внутри МБДОУ.

    В течение всего учебного года проведение работы по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, проведение работы по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи», прохождение курсов повышения квалификации в г.Нефтекамске по программе: «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления речевых расстройств».

    Пополнение предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете, оформление «Уголка логопеда» (возле логопедического кабинета). Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2015-2016 учебный год, результаты диагностики речи воспитанников, можно сделать вывод, что поставленные в начале учебного года задачи, решены.

Перспективы работы:

    Формирование речевого дыхания воспитанников, посещающих логопункт.

    Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.

    Развитие фонематического восприятия.

    Развитие фразовой и связной речи.

    Совершенствование мелкой моторики пальцев рук.

    Осуществление более тесной взаимосвязи с родителями через проведение индивидуальных консультаций, поскольку общая осведомленность детей, их словарный запас, грамматические представления во многом зависят от их ближайшего окружения.

Годовой план организации работы на 2015-2016 учебный год

Задачи:

    Осуществление диагностики и проведение логопедических занятий по исправлению речевых нарушений у воспитанников учреждения;

    Развитие у воспитанников с речевыми нарушениями подвижности артикуляционного аппарата, внимания к звуковой стороне речи, фонематического восприятия, связной речи, внимания, памяти, мышления;

    Обогащение словарного запаса;

    Взаимодействие с воспитателями образовательного учреждения и родителями (законными представителями) по формированию речевого развития воспитанников и пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников образовательного учреждения.

Направление работы

Сроки

Ответственные

I . Организация логопедической работы

Оформление и ведение документации:

Подведение итогов работы за 2014-2015 учебный год

Сахипова А.Я.

Составление годового плана организации работы на 2015-2016 учебный год

Сахипова А.Я.

Составление и утверждение графика работы

сентябрь

Составление и утверждение расписания логопедических занятий

сентябрь

Сахипова А.Я., заведующий МБДОУ

Оформление индивидуальных речевых карт

сентябрь

Сахипова А.Я.

Составление и утверждение перспектив-ного плана работы

сентябрь

Сахипова А.Я., заведующий МБДОУ

Составление календарного плана работы

в течение года

Сахипова А.Я.

Ведение журнала посещаемости занятий

в течение года

Сахипова А.Я.

Ведение индивидуальных тетрадей ребенка с методическими рекомендациями для родителей.

в течение года

Сахипова А.Я., родители

II . Диагностическая работа

Первичное устной речи воспитанников старшей и подготовительной к школе групп для выявления нуждающихся в логопедической помощи.

Сахипова А.Я.

Индивидуальное углубленное обследование воспитанников, зачисленных на логопункт.

Сахипова А.Я.

Сбор сведений о родителях и раннем речевом развитии детей. Анкетирование родителей.

Сахипова А.Я., родители

Обследование речи воспитанников подготовительной к школе и старшей групп МБДОУ

Сентябрь

май

Сахипова А.Я.

III . Коррекционная работа

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с воспитанниками

16.09.15-15.05.16.

Сахипова А.Я.

Подведение итогов работы за учебный год. Отчет о проделанной коррекционной работе.

май

Сахипова А.Я.

IV . Профилактическая работа

    1. Работа с воспитателями

Ознакомление воспитателей старшей и подготовительной к школе групп с результатами обследования речи дошкольников, со списками воспитанников, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий.

сентябрь

Сахипова А.Я.

Консультация: «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у воспитанников»

октябрь

Сахипова А.Я.

Беседа с воспитателями о необходимости контроля за правильным произношением воспитанников в спонтанной речи, на занятиях и во время режимных моментов

ноябрь

Сахипова А.Я.

Практикум: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков».

декабрь

Сахипова А.Я.

Консультация: «Особенности формиро-вания словаря детей в дошкольном возрасте»

январь

Сахипова А.Я.

Консультация: «Речевой и неречевой (фонематический) слух».

март

Сахипова А.Я.

Консультация: «Формирование навыков словообразования у дошкольников с нарушениями речи»

апрель

Сахипова А.Я.

апрель

Сахипова А.Я.

май

Сахипова А.Я.

Участие в МО воспитателей МБДОУ

По плану МО

Сахипова А.Я.

Консультативно-методическая работа

по запросам

Сахипова А.Я.

    1. Работа с родителями

Ознакомление родителей воспитанников с результатами логопедического обследования

Сентябрь, май

Сахипова А.Я.

Индивидуальные беседы с родителями с целью налаживания контактов, уточнения анамнестических сведений, беседы о необходимости участия родителей в формировании мотивационного отноше-ния ребенка к обучению у учителя-лого-педа ежедневных занятий с ребенком по заданиям и рекомендациям учителя-логопеда.

По необходи-мости

Сахипова А.Я.

Участие в проведении родительского собрания (Об организации работы логопункта в МБДОУ).

По плану МБДОУ

Сахипова А.Я.

Консультация: «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе»

В течение года

Сахипова А.Я.

Консультация: «Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?»

Консультация: «Роль домашних заданий для успешной коррекции речевых нарушений . Как работать по индивидуальным тетрадям дома»

Консультация: «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Консультация «Домашний логопед. Исправление речи в домашних условиях»

«Несколько практических советов родителям, которые хотят помочь своему ребенку полюбить учебу»

Консультация: «Ваш ребенок готовится стать школьником»

Индивидуальные консультации «Вопрос – ответ»

Статья в районную газету «Маяк» - «Что такое логопункт и система работы на логопункте»

Ноябрь

Сахипова А.Я.

3. Работа со специалистами

Направлять воспитанников для уточнения диагноза, наблюдения, консультации и помощи к педиатру, невропатологу, стоматологу, отоларингологу.

По необходи-мости

Сахипова А.Я.

Поддерживать тесный контакт с врачами, логопедами, психологами, специалистами ПМПК

В течение года

Сахипова А.Я.

    Наглядная агитация

Уголок логопеда:

    1. Заботливым родителям о работе логопеда в детском саду в условиях логопункта.

      Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда.

      Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

      Умные пальчики.

      Правила для родителей.

      Речь взрослого – пример для подражания.

      Памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях.

      Статьи в родительский уголок по лексическим темам.

      Дыхательная гимнастика и др.

      Буклеты:

    Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука Л, для звука Р, звуков Ш,Ж, С,З,Ц)

    Комплекс дыхательной гимнастики

    Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики и др.

1 раз в квартал в каждой возрастной группе

Сахипова А.Я.

V . Работа по повышению квалификации

Работа по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у воспитан-ников дошкольного возраста с наруше-ниями речи»

в течение года

Сахипова А.Я.

Самостоятельная работа со специальной литературой. Изучение новинок методи-ческой литературы по логопедии.

Подготовить портфолио

Прохождение курсов повышения квали-фикации

Открытые занятия для учителей-логопедов

Посещение логопедического пункта района, логопунктов других ДОУ с целью обмена опытом.

Знакомство с инновационными програм-мами и технологиями

Участие в работе районного МО учите-лей-логопедов

VI . Оснащение логопедического кабинета

Пополнение методической и дидактичес-кой библиотек, игротеки логопедичес-ких и развивающих мелкую моторику игр.

в течение года

Сахипова А.Я.

Пополнение речевого материала по грамматике, лексике, связной речи.

Пополнение предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

Учитель-логопед:________ Сахипова А.Я.

"Утверждаю"

Зав. МБДОУ " Детский сад № 11"

________________ /Мамаева Е.М./

План работы учителя - логопеда

МБДОУ " Детский сад № 11"

Богдановой Н.В.

на 2014 - 2015 учебный год

План работы учителя-логопеда на 2014-15 учебный год

Цель: Создать условия для преодоления речевых нарушений посредством развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией произносительных навыков и всех сторон речи в целом.

Задачи:

1.Изучить контингент детей логопедической группы с целью формирования подгрупп с учётом структуры речевого дефекта.

2 Изучить документацию каждого ребёнка, спланировать основные направления индивидуальной работы.

3.Организовать профилактическую работу по предупреждению речевых нарушений путём пропаганды логопедических знаний среди родителей.

4.Создать условия для повышения компетентности педагогов. Проводить консультации, практикумы.

5. Повышать свою квалификацию через самообразование и КПК

6.Изучить программу коррекционной работы с детьми Н.В. Нищевой.

8. Создать в кабинете:

* Центр речевого и креативного развития

*Центр сенсорного развития.

* Центр моторного и конструктивного развития

И наполнить развивающие центры необходимым оборудованием и дидактическими материалами.

I. Организационно- педагогическая работа

Наименование мероприятия

Дата проведения

Подготовка кабинета к новому учебному году

Изучение документации детей, зачисленных в логопедическую группу.

Углублённое обследование всех сторон речи детей.

Уточнение структуры речевого дефекта и оценка тяжести нарушений разных сторон речи.

Заполнение индивидуальных речевых карт детей логопедических групп.

Составление планов индивидуальной коррекционной работы Построение речевого профиля старшей и подготовительной логопедических групп.

Разработка материалов по диагностике РР по программе коррекционной работы с детьми с ОНР Н.В. Нищевой

1 и 2 -я неделя сентября

Составление расписания индивидуальных, фронтальных и подгрупповых занятий.

Комплектование подгрупп для коррекционной работы на основе общности дефекта.

2 неделя сентября

Оформление документации учителя логопеда

1неделя сентября

Оформление тетрадей - индивидуальных домашних заданий - логопедических часов

2-я неделя сентября

Диагностика детей логопедических групп. Подведение итогов работы за учебный год.

Подготовка аналитического и цифрового отчёта о проделанной работе для ППМСц.

1,2 неделя мая

II . Коррекционная работа

III.Методическая работа

Участие в ПМПК ДОУ (диагностика детей, имеющих трудности в усвоении программы детского сада, характеристики, рекомендации)

По плану ДОУ

Участие в педсоветах ДОУ

По плану ДОУ

Составление статистических отчётов о состоянии звукопроизношения детей подготовительных групп детского сада

Январь, май

Оформление "Полочки логопеда" в методическом кабинете. Комплектование " Полочки логопеда" методической и дидактической литературой по РР детей.

В течении года

Изучение новинок специальной литературы (по коррекционной работе с детьми)

В течении года

Изучение Программы коррекционной работы с детьми Н.В. Нищевой

Сентябрь -октябрь

IV. Работа с воспитателями.

"Характеристика детей лог. групп

(старшей и подготовительной, инд. особенности детей)" -консультация для воспитателей лог. групп

3-я неделя сентября

*Практикум по формированию у детей артикуляционных позиций.

* Практикум « Приёмы постановки звуков л, р»

2-я неделя октября

2-я неделя ноября

Индивидуальное консультирование воспитателей по вопросам развития речи детей

В течении года по запросу педагогов

IV. Работа с родителями

*Родительские собрания

"Характерные особенности детей с ОНР"

сентябрь

"Развитие мелкой и артикуляционной моторики." Практикум (игры и упражнения)

ноябрь

"Как подготовить ребёнка к школе"

февраль

"Итоги учебного года"

май

* Папки - передвижки, уголок логопеда:

" Памятка о чтении" Какие правила нужно соблюдать при обучению детей чтению.

сентябрь

октябрь

" Развиваем пальчики - развиваем речь "

ноябрь

" Что могут сделать родители для развития речи своего ребёнка"

Речевые игры

сентябрь

Развитие речи детей средствами сюжетно-ролевой игры

Февраль

« Скоро в школу» практический материал в помощь родителям

март

Цель: Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи (дислалии, ринолалии, дизартрии, заикания, дизграфии, дислексии, речевых нарушений, вследствие снижения слуха);

Задачи:

  1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
  2. Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
  3. Проанализировать письменные работы учащихся вторых и третьих классов.
  4. Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
  5. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.
  1. Организационная работа.
  2. Развитие фонетико-фонематических процессов. Формиро-вание навыков правильного аудирования в процессе обучения. Предупреждение и коррекция дислексии.
  3. Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
  4. Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.
  5. Коррекция звукопроизношения.
  6. Работа с педагогами.
  7. Работа с родителями.
  8. Методическая работа.
  9. Самообразование.

Направление деятельности и формы работы

Цель проведения

Сроки проведения

Организационная работа. Диагностико-проектная деятельность

Составить годовой план коррекционно-методической работы на 2014-2015 уч. год работы логопункта

Своевременно провести обследование детей.
Первичное обследование устной и письменной речи

Выявление нарушений устной и письменной речи

Знакомство с данными медицинского об-следования, сбор анамнеза

Уточнение этиологии характера речевых нарушений

Сентября
октябрь

Комплектование групп и подгрупп

Заполнение речевых карт, состав-ление перспективных планов рабо-ты с каждой группой

Обеспечить оснащение педагогического процесса/p>

Систематически

Составить комплексную форму речевой карты логопедического обследования.

Сентябрь

Своевременно заполнить речевые карты логопатов в соответствии с решением протоколов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Систематически

По результатам обследования составить диагностическую карту работы с логопатами, отражающую динамику их развития.

Отследить и проанализировать динамику в ходе коррекционной работы.

Сентябрь

Систематически оснащать логопедический кабинет речевыми пособиями и литературой.

Систематически

Составить годовой отчет о работе логопункта.

Повторное обследование устной и письменной речи

Заполнение речевых карт.

Развитие фонетико-фонематических процессов. Предупреждение и коррекция дислексии. Коррекционно-развивающая деятельность.

1.1. Формирование навыков правильного аудирования. Пропедевтика и коррекция дислексии. Развитие звукового анализа. Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков, рядоговорение.

Умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударение, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке).

Систематически

Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.

Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Обозначение мягкого согласного последующим гласным. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда:
а о у э ы и,
я е ю е.

По перспективному планированию

Формирование действия изменения слов. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов:
анализ слога по звукам;
анализ слова по звукам;
нахождение звука в словах со стечением согласных в начале слова, конце слова, середине слова;
преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими;
преобразование слов путем наращения и отнимания звуков (букв);
преобразование слов путем наращения согласных.

Коррекция речевых нарушений учащихся

По перспективному планированию

Помощь в обучении детей-логопатов чтению (работа со смешанными моделями слов):

слоговой анализ — синтез слова в 2, 3,4, (5) слогов разной слоговой структуры;

чтение предложений и небольших рассказов по слогам;
дописывание слов по картинкам;

помощь учителю в обучении плавному, слитному чтению (до 40—60 слов в 1 минуту).

Систематически

Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении:

выделение согласных по картинкам и в словах (по мере изучения алфавита): б—п; в—ф; г—к—х; с—ш; з—ж; с—з; с—ц; ш—ж; ц—ч; ч—ц; ч—ть;
выделение и дифференцирование парных согласных звуков: п—б; д—т; р—л.

Систематически

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися по коррекции нарушений устной речи

Коррекция речевых нарушений учащихся

Систематически

Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.

Обогащение, закрепление и активизация словаря:
именами существительными, прилагательными;
глаголами;
наречиями.

Систематически

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова.

Систематически

Развитие обобщающих понятий (классификация предметов).

Систематически

Словообразовательная работа.

Систематизация знаний детей о способах словообразования:
суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок;
суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.

По перспективному планированию

Работа над формированием грамматического строя речи:

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание;
подбор определений к существительным;
образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного;
обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий);
активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа);
составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами;
упражнения в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов.

По перспективному планированию



Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений чтения и письма у учащихся 2—3-х классов.

Коррекция на фонетическом уровне:
а) предупреждение и исправление акустических дисграфий:
строение и функции речевого аппарата (повторение);
звуки речи и буквы (повторение);
б) фонематический анализ слов:
простые формы звукового анализа;
сложные формы звукового анализа;
твердые и мягкие согласные;
обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных 2-го ряда;
второй способ обозначения мягкости согласных на письме (посредством буквы ь);
в) формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное
сходство:
гласные ё, ю, о, у;
звонкие и глухие парные согласные в-ф; п-б; д-т; д"-т";з-с;г-к;ж-ш;

— оглушение звонких согласных: с-ш; з-ж; с"-щ"; р-л; р"-л"; г-к-х; с-ц; ч-т"; ч-щ"; ц-ч.

Коррекция на фонетическом уровне.

По перспективному планированию


Коррекционная работа на лексическом уровне.
Выявление активного словарного запаса учащихся.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:
слова-«сорняки»,
слова-«приятели» (синонимы),
слова-«неприятели» (антонимы),
слова-«близнецы» (омонимы),
сколько значений у слов? (многозначные слова). Слоговой анализ и синтез слов.
Типы слогов.
Ударение в слове.
Схемы слогоритмической структуры слов.
Безударные гласные.
Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).
Корень слова. Сложные слова.
Приставка. Суффикс.

Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии.

По перспективному планированию

Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Словосочетание и предложение. Согласование различных частей речи в числе, в роде.
Управление.
Кого? Что? (винительный падеж).
Кого? Чего? (родительный падеж).
Кому? Чему? (дательный падеж).
О (в, на) ком? чем? (предложный падеж).
Кем? Чем? (творительный падеж).
Закрепление падежных форм.
Связь слов в предложении (словосочетании).
Предлоги.
Приставки.
Приставки и предложения.

Пропедевтика аграмматической дислексии и дисграфии.

По перспективному планированию

Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии:
формирование пространственных представлений,
формирование временных представлений,
дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство:
б-д; б-в; д-в; и-у;
о-а; и-ш
п-т; ш-т; ц-ш; п-р; г-ч; у-щ; у-з.

Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии.

По перспективному планированию

Пальчиковая гимнастика.

Развитие тонкой моторики.

Систематически

Коррекция звукопроизношения.

Оказание систематической помощи по коррекции речи детей-логопатов.

Систематически

Консультативно-методическая деятельность
Работа с педагогами. Связь учителя-логопеда с родителями.

Помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи логопатов.

Помощь педагогам в организации обучения и развития логопатов.

Ознакомление учителей и родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребёнка

Конкретная взаимопомощь в организации логопедического кабинета.

Организация речевой игротеки.

Организация родительской школы. Систематическая пропаганда логопедических знаний:

Приобщать родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребенка;
принимать активное участие в родительских собраниях;
доводить до сведения родителей успехи в развитии речи ребенка;
проводить систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями.

Родительские собрания в 1 классах «Предпосылки обучения грамоте»
«Развитие зрительно-моторной координации первоклассников»

Ознакомление родителей с резуль-татом диагностики речевого разви-тия детей

сентяб-рь
октябрь

Консультирование педагогов и родителей учащихся 1-3 классов по результатам обследования устной и письменной речи
детей.

Обеспечение индивидуального подхода к ребёнку с учётом выяв-ленных особенностей его речевого развития

Систематически

Мероприятия по пропаганде логопедичес-ких знаний среди учителей (беседы, лекции, выступления на роди-тельских собраниях)
Выступление на МО учителей начальных классов
«Готовность к обучению грамоте учащихся первых классов».
«Пальчиковая гимнастика»

Ознакомление учителей и роди-телей с актуальными проблема-ми коррекционного воспитания ребёнка

Систематически

Взаимодействие с учителями, психологом, психотерапевтом

Систематически

Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности

Посещение курсов, лекций, методических объединений, обмен опытом

Повышение профессиональной компетентности

Систематически
1 раз в месяц

Работа с научной и публицистической ли-тературой

Систематически

Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых ме-тодов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.

Выбор наиболее эффективных пу-тей обучения и восстановления ус-тной и письменной речи детей

Систематически
Заполнение карт
«Динамика развития»

Планирование методической работы на год

Составление перспективных планов работы с учащихся

Заполнение речевых карт

1 раз в четверть

Составление конспектов занятий

Систематически

Подобрать методическую и коррекционную литературу и пособия, логопедические игры в помощь учителю и родителям.

Заполнение журнала учета посещаемости

Ежедневно

Организовать обследование звукопроизношения и фонематического восприятия у детей, посещающих школу дошкольников «Добрая школа»

По требованию администрации

Пополнить логопедический кабинет дидактическими средствами по всем разделам плана.

Систематически

Самообразование. Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета

Изготовление и приобретение методичес-ких пособий

Повышение эффективности коррекционной работы

Систематически

Своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями. Систематический обзор дефектологической литературы.

Систематически

Принять активное участие в районных семинарах и методических советах.

1 раз в четверть

Посетить с целью обогащения опыта ближайшие образовательные учреждения дошкольного и школьного типа.

Участвовать в различных курсах при институте повышения квалификации работников образования.

Пополнять методическими разработками свой сайт.

Систематически

Приобретение методической литературы

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №4

_______ /Стрекалова М.Г./

Приложение __ к приказу_________

Годовой план учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год.

Цель: Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи,обусловленные ОНР,ФФНР.
Задачи:

1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
2. Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
3. Проанализировать письменные работы учащихся вторых и третьих классов.
4. Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
5. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.

6. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей-инвалидов, обучающихся на дому.

Направление деятельности и формы работы

Цель проведения

Сроки проведения

Диагностико-проектная деятельность

    Первичное обследование устной и письменной речи.

    Знакомство с данными медицинского об­следования, сбор анамнеза.

    Комплектование групп и подгрупп.

Выявление нарушений устной и письменной речи.

Уточнение этиологии характера речевых нарушений

Заполнение речевых карт, состав­ление перспективных планов рабо­ты с каждой группой.

    Повторное обследование устной и письменной речи.

    Проверка техники чтения в начальных классах.

Заполнение речевых карт.

Своевременное выявление учащихся с нарушениями чтения.

По окончании I полугодия.

Начало учебного года, входной контроль.

По окончании каждой четверти.

Коррекционно-развивающая деятельность.

1.Проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися по коррекции нарушений устной и письменной речи.

2. I этап коррекционной работы

3. II этап коррекционной работы

3-4 классы.

4. I этап коррекционной работы

II этап коррекционной работы

3-4 классы.

5.IIIэтап коррекционной работы 1-4 классы

Коррекция речевых нарушений у учащихся.

Коррекция речевых нарушений у учащихся.

Систематически в течение уч.года.

Сентябрь-октябрь

Ноябрь-декабрь

Декабрь-апрель

Консультативно-методическая деятельность.

1. Родительские собрания в 1 классах.

«Результаты диагностического обследования первоклассников»

2. Консультирование педагогов и родителей учащихся 1-3 классов по результатам обследования устной и письменной речи детей.

3. Мероприятия по пропаганде логопедичес­ких знаний среди учителей и родителей (беседы, лекции, выступления на роди­тельских собраниях, на консилиумах)

4. Выступление на МО учителей начальных классов

«Совету учителю. Дисграфия.»

«Советы учителю.Дислексия.»

«Советы учителю. Дизорфография.»

5. Взаимодействие с учителями, психологом.Посещение открытых уроков в 1-4 классах.

6.Работа в ПМП(к) МБОУ СОШ №4. Заполнение логопедических представлений на учащихся. Составление индивидуально-коррекционных программ. Коллегиальное заключение.

Выступление на педагогическом совете с анализом работы учителя-логопеда за учебный год.

7.Работа в городской ПМПК

Ознакомление родителей с резуль­татом диагностики речевого разви­тия детей

Обеспечение индивидуального подхода к ребёнку с учётом выяв­ленных особенностей его речевого развитии.

Ознакомление учителей и роди­телей с актуальными проблема­ми коррекционного воспитания ребёнка

Своевременное выявление учащихся, неусваивающих программу обучения общеобразовательной школы в начальных классах.

Ознакомление с результатами коррекционной работы.

сентяб­рь

Систематически

Систематически

На протяжении учебного года.

Сентябрь

На протяжении учебного года.

Февраль-март

Сентябрь

Сентябрь

Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности.

    Методическое объединение учителей-логопедов.

Заседание МО №1

«Анализ деятельности логопедических пунктов школ за 2014- 2015уч.год».

Заседание МО №2

1.«Нестандартные приёмы развития моторики (общей, мелкой, артикуляционной) на логопедических занятиях.»

2. «Тестотерапия на логопедических занятиях.»

Заседание МО №3

    «Межполушарное взаимодействие»

    « Сказкотерапия на логопедических занятиях»

Заседание МО №4

    «Отчет о деятельности логопедических пунктов школ за 2015-2016уч.год»

    « Анализ деятельности МО учителей-логопедов».

Ознакомление учителей-логопедов с новыми подходами в работе учителей-логопедов. Повышение профессиональной компетентности.

Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 4 Чернявской И.В.

Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 5 Белоус Л.В.

Доклад руководителя МО учителей-логопедов Гриценко А.В.

Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 6 Мелешенко Г.Г.

Август. На базе МБОУ СОШ №6.

Декабрь. На базе МБОУ СОШ №5.

Февраль. На базе МБОУ СОШ № 1.

Май. На базе МБОУ СОШ №1

2.Работа с научной и публицистической ли­тературой

Систематически

3. Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых ме­тодов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.

Выбор наиболее эффективных пу­тей обучения и восстановления ус­тной и письменной речи детей

Систематически

Заполнение речевых карт

4. Планирование методической работы на год

5. Составление логопедических программ для работы с учащимися.

6. Заполнение речевых карт

7. Заполнение журнала учета посещаемости логопедических занятий,журнала обследования и журнала консультаций.

8. Составление конспектов занятий

Повышение профессиональной компетентности.

9.Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации.

10. Прохождение годичных заочных курсов профессиональной переподготовки с целью получения теоретических знаний и практических навыков в сфере специального дефектологического образования по специальности «Логопедия»,Таганрогский институт им.А.П.Чехова (филиал)ФГБОУ «РГЭУ».

11.Накопление материала по теме самообразования: «Диагностика и коррекция нарушений письменной речи и чтения.»

Получение теоретических знаний и практических навыков в сфере специального дефектологического образования

1 раз в четверть

Систематически

Систематически

Iполугодие уч.года

Сентябрь-май.

Систематически

Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета

    Изготовление и приобретение методичес­ких пособий: «Интерактивные карточки по познавательно-речевому развитию учащихся.»

2.Обновление методической литературы по логопедии.

Работа с детьми-инвалидами

1.Разработка и реализация адаптированных индивидуальных коррекционных программ для детей-инвалидов. Проведение индивидуальных занятий по развитию устной и письменной речи.

2.Консультирование родителей детей-инвалидов.

3.Использование в работе с детьми-инвалидами логоритмических занятий, технологии моделирования и проигрывания сказок, компьютерных развивающих программ.

Коррекция речевых нарушений

Ознакомление роди­телей с актуальными проблема­ми коррекционного воспитания ребёнка-инвалида

Повышение эффективности коррекционной работы

В течение учебного года

ГОДОВОЙ ПЛАН

работы учителя-логопеда Чимровой Е. А.

МБДОУ «Десткий сад №16 «Рябинушка»

города Шумерля Чувашской Республики

на 2016– 2017 учебный год

Шумерля, 2016 г.

Концепция деятельности учителя - логопеда

Направления деятельности:

Мониторинговое (диагностическое) создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

Профилактическое – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.

Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.

Система работы учителя-логопеда.

1. Диагностический блок

1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии (в ДОУ).

1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста.

1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.

1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы.

1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.

2. Организационный блок

2.1. Зачисление детей на логопедические занятия.

3. Блок анализа и планирования

3.1. Анализ результатов диагностики.

3.2. Статистический учет.

3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОУ – планирование работы на год.

3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми.

3.5. Ведение документации.

4. Блок коррекционно-развивающей работы

4.1. Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.

4.2. Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.

4.3. Совместная деятельность с воспитателями.

5. Блок профилактической и консультативной работы

5.1. Ознакомление и принятие к сведению результатов углубленных медицинских осмотров.

5.2. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.

5.3. Профилактика нарушений устной речи у детей старшего возраста

5.4. Организация консультативных занятий с детьми старшего возраста, имеющими возрастные нарушения в формировании речи.

5.5. Профилактика нарушений письменной речи.

6. Методическое обеспечение

6.1. Методическая помощь педагогам ДОУ по вопросам коррекции речи.

6.2. Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи.

6.3. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы в ДОУ.

6.4. Самообразование.

6.5. Участие в педсоветах.

7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса

7.1. Оборудование логопедического кабинета.

7.2. Создание картотеки наглядного, лексического, игрового и учебного материала.

8. Блок контроля

8.1. Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).

8.2. Подведение итогов работы за учебный год. Отчет о проделанной работе учителя-логопеда.

Годовой план организации коррекционно-педагогической

работы учителя-логопеда строится по следующим блокам:

    Документальный блок

Оформление документации.

Разработка планов.

Подготовка речевых карт.

    Организационный блок

Зачисление детей на логопункт.

    Диагностический блок

Выявление детей с проблемами в развитии речи

Подробное обследование детей старшего дошкольного возраста

Диагностика и обследование:

Звукопроизношения;

Лексико-грамматического строя речи;

Словаря;

Фонематического слуха;

Состояния связной речи;

Артикуляционного аппарата.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда по развитию сторон речи: индивидуальные и подгрупповые занятия.

Индивидуальные беседы, консультации с родителями и педагогами.

    Блок контроля

Информация о работе учителя-логопеда на педагогическом и методическом советах.

Родительские собрания.

Подведение итогов работы за учебный год, аналитический отчёт о результатах коррекционной работы.

Документальный блок

Оформление документации.

Разработка планов:

Годовой план организации коррекционно-педагогической работы;

Перспективное планирование индивидуально-подгрупповой работы;

Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на учебный год

План консультативной работы с родителями

План консультативной работы с педагогами ДОУ

График работы учителя-логопеда

Подготовка речевых карт

Журнал посещения детьми логопункта

В течение года

Журнал обследования речи детей

В течение года

Список детей, зачисленных

на занятия на логопункт

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и родителей

В течение года

Журнал учёта движения детей логопедического пункта

В течение года

Согласие родителей на логопедическое сопровождение ребёнка

Сентябрь

Индивидуальные тетради детей для занятий и взаимосвязи с родителями

В течение года

Журнал проведения индивидуальных и подгрупповых занятий

В течение года

Отчёт и результативность учителя-логопеда за учебный год

Организационный блок

Подготовить кабинет к новому учебному году.

Систематизировать материал.

Оформить картотеку.

Изготовить пособия для формирования воздушной струи.

Обследование речи детей старшего дошкольного возраста.

Сентябрь

Зачисление детей с речевыми нарушениями на логопункт.

Начало сентября

Комплектование подгрупп по проявлению нарушений.

Сентябрь

Диагностический блок

Подробное обследование детей, отобранных для зачисления на логопункт.

Распределение детей на подгруппы.

Диагностика и обследование:

Грамматического строя речи;

Словаря;

Звукопроизношения;

Состояния связной речи;

Артикуляционного аппарата;

Фонематического слуха.

Профилактическая работа. Выявление детей с нарушениями речи через обследование в ДОУ.

В течение года

Промежуточная диагностика детей с целью выявления динамики в коррекционном процессе.

Обследование детей от 5 лет с целью выявления речевой патологии.

Итоговая – оценочная диагностика.

Коррекционно-развивающий блок

Коррекционно-развивающая работа с детьми.

Индивидуально-подгрупповая логопедическая непосредственная образовательная деятельность:

Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям;

Формирование лексико-грамматического строя речи;

Формирование звуковой культуры речи;

Коррекция произносительных навыков и умений.

Формирование и развитие связной речи;

Развитие внимания, мышления и памяти, мыслительных операций, сравнения, умения делать выводы;

Постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация);

Развитие фонематического восприятия;

Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков в ситуациях общения.

В течение года в соответствии с сеткой занятий.

Блок профилактической и консультативной работы

    Работа с родителями.

    Работа с педагогами.

Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи:

Индивидуальные беседы с родителями.

Цель: налаживание контактов, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребёнка взрослым; уточнение анамнестических сведений; анкетных данных; объяснение необходимости участия родителей в формировании мотивации ребёнка к обучению у логопеда.

В течение года

Приглашение родителей на индивидуальные занятия.

Цель: ознакомить родителей с особенностями работы логопеда.

1 раз в месяц

Оформление стенда

Цель: ознакомление родителей с задачами текущего периода, с методами и приёмами работы с детьми.

В течение всего года

Индивидуальные консультации с родителями «Вопрос – ответ».

В течение года

План консультативной работы с родителями

Родительское собрание: «Знакомство родителей с содержанием логопедической работы в течение учебного года. Знакомство с результатами обследования речи детей».

Консультация: «Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей».

Семинар-практикум: «Показ артикуляционной гимнастики».

Сентябрь

В течение года

Консультация: «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе».

Семинар-практикум : «Показ пальчиковой гимнастики».

В течение года

Консультация: «Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях».

Индивидуальные беседы-консультации: «Как выполнять домашние задания?»

Беседа: «Закрепление правильного произношения поставленных звуков».

В течение года

Консультация: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».

Родительское собрание: «Особенности развития детей с ФФН речи»

Консультация-практикум: «Играем на ходу. Развитие речи детей в общении со взрослыми».

Консультация: «Роль семьи в становлении речи ребенка».

Индивидуальные беседы: «Систематичность-залог положительного результата».

В течение года

Консультация: «Развитие связной речи ребенка в семье».

Индивидуальные беседы: «Достижения детей по преодолению речевых недостатков».

Консультация: «Логопедические игры с чистоговорками».

Индивидуальные беседы: «Уровень речевого развития детей».

Консультация: «Причины возникновения заикания, предупреждение его возникновения».

Консультация: «Если ваш ребенок левша».

Консультация: «Некоторые источники волнения у детей».

Беседа: «Польза чтения».

Консультация: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников».

Консультация: «Заучивание стихов».

Родительское собрание: «Подведение итогов коррекционного обучения. Рекомендации родителям на летний период».

План консультативной работы с педагогами ДОУ

Консультация : «Игры на развитие речевого дыхания».

Консультация : «Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения».

Сентябрь

Консультация: «Специфические особенности детей с ФФН речи».

Консультация для музыкальных руководителей: «Логоритмика в ДОУ»

Беседа: «Роль воспитателя в становлении речи ребенка».

Консультация: « Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация: «Недостатки речи сегодня-трудности в обучении завтра».

Индивидуальные беседы: «Дети с трудностями в обучении».

Консультация: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация: «Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе».

Консультация: «Приемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

Консультация:

Консультация: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация-практикум: «Логопедическая работа на основном этапе коррекционно-образовательного процесса».

Консультация: «Формирование связных высказываний у дошкольников».

Практикум: «Развитие речи в сюжетно-ролевой игре».

Консультация: «Роль речевой дидактической игры в развитии ребенка».

Беседа: «Использование физкультминуток в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя».

Беседа: «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста».

Беседа: «Логопедическая работа на заключительном этапе»

Блок контроля

Предоставление информации о результатах работы учителя-логопеда.

Предоставление информации родителям о продвижении речевого развития детей.

В течение года

Посещение занятий по развитию речи и утренников с целью контроля речевого развития.

В течение года

Подведение итогов работы за учебный год. Заполнение отчёта о результатах коррекционной работы.

Похожие публикации