Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Пророк божий илия Чему научиться нам в житии пророка Илии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь чтит память пророка Божия Илии. Пророк Илия подвизался в IX веке до Рождества Христова в Северном, так называемом Израильском царстве. В то время Еврейское царство было уже разделено на Южное, меньшее по своей площади, по своим размерам, и Северное, весьма успешное внешне и весьма обширное по своей территории. Но вместе с тем, если в Южном царстве Иудейском все-таки был храм, и южане как-то еще являли верность Богу Яхве, то, что касается северян, они стремительно скатывались к так называемому религиозному синкретизму. Что это такое? Вроде бы северяне были и не прочь чтить Бога Яхве, своего национального Бога, как они считали. Но вместе с тем, почему бы и не помолиться другим богам тоже, на всякий случай? И нашим, и вашим. И вот пророк Илия как раз против этого синкретизма, этой хромоты на два колена, как он говорил, и восстал со всем своим духом ревности, со всей своей огненной и пламенной проповедью.

Его жизнь описывается в Третьей и Четвертой книгах Царств – это весьма яркие описания. Наверное, имеет смысл обратить внимание на два момента из его жития. А именно знаменитое проречение Илии царю Ахаву. Царь Ахав – это Северо-Израильский царь, который находился под глубоким влиянием своей жены Иезавели. Иезавель была дочерью царя Сидонского, язычница по происхождению и по убеждению. И вот пророк Илия прорек Ахаву, что три года не будет дождя в Северном царстве, три года земля будет погибать и изнемогать от неурожая и засухи, доколе люди не вразумятся и не принесут жертву Богу истинному. Так и случилось. Через три года, как вы знаете, пророк Илия пришел к Ахаву, обличил его в нечестии и в дальнейшем повелел устроить соревнование между жрецами Вааловыми и пророком Божиим Илией. А именно по повелению Илии был сооружен жертвенник Ваалу….. Вообще что же такое «ваал»? «Ваал» или правильнее «Баал» — это общее название языческих богов, которым покланялись в Палестине, там было много разных баалов. Одному из баалов покланялись и в Северном царстве. Далее Книга Царств очень образно описывает, как жрецы Вааловы, соорудив жертвенник, возложив на него жертву, целый день, с утра до вечера, прыгали вокруг жертвы, кололи себя ножами, призывая имя Ваала. Для чего? А по условиям так называемого соревнования Бог истины должен был низвести огонь с неба и попалить жертву без, так сказать, участия человека. Илия издевался над жрецами Ваала, говорил, что, наверное, он спит, необходимо громче кричать, так как он занят. В конце концов, когда день уже клонился к вечеру, Илия велел соорудить жертвенник из двенадцати камней Богу истинному Яхве, далее помолился и, несмотря на то, что жертвенник был обильно возлит водой, внезапно огонь с неба ниспал и попалил жертву Илии. После этого народ воскликнул – «Яхве есть истинный Бог», и по приказу Илии, схватили этих самых жрецов Вааловых, и их всех зарезали. Нас это немного может шокировать – конечно, здорово, что огонь сошел с неба, здорово, что истина явилась таким ярким образом, но зачем же резать? Но таково было время. Когда мы с вами читаем Ветхий Завет, мы должны понимать, что он описывает ту ментальность, которая сейчас нам с вами не знакома и которая нас порой совершенно справедливо ужасает. Но таковы были, действительно, жесткие, жестокие, дикие времена. И пророк Божий Илия совершенно искренне, возогреваемый ревностью о Бозе, руководил этим убийством. После этого Пророк был вынужден бежать, поскольку Иезавель поклялась ему отомстить. Далее следует одно из важнейших откровений в Ветхом Завете. Удалившись на гору Хариф, Илия подвизался там в некоем унынии духа, и Бог утешил его видением, явлением Своим. Что же это было за явление? Сначала явился сильный ветер, как гласит библейский текст, ветер, раздирающий камни, терзающий камни, настолько он был силен. Но в этом мощном, могущественном ветре не было Бога. Потом явилось землетрясение – такая страшная стихия, которая говорит как бы о присутствии Бога, но и в землетрясении Бога тоже не было. Потом явился огонь всепожирающий. И в огне Бога не было. Вот, наконец, подул, как поэтично написано в славянском тексте, «глас хлада тонка», то есть веяние тихого ветра. В этом «гласе хлада тонка», веянии тихого ветра, и был Бог. Это одно из важнейших откровений Ветхого Завета, может быть, одно из первых по хронологии откровений Ветхого Завета о том, что Бог – это все-таки не Бог силы, не Бог кары, не Бог суда, а все-таки наш Бог – это Бог любви. Для Илии это было, конечно, потрясающим откровением. Еще раз подчеркиваю, это одно из важнейших откровений Ветхого Завета в принципе: Бог – есть Бог любви. И, конечно же, когда Илия резал жрецов Вааловых, он считал, что он искренне служит Богу, но вместе с тем он Бога понимал через призму своей психологии, психологии своей эпохи. Мы всегда мыслим антропоморфно, то есть мыслим через призму своих переживаний, своих представлений о мире. А вот все-таки Бог был в «гласе хлада тонка». И вот это ветхозаветное событие очень глубоко перекликается со знаменитой евангельской темой. Помните, когда Господь шел в Иерусалим, шел через Самарию…. Самаряне не приняли Христа и учеников, поскольку они имели вид паломников, идущих в Иерусалим. И вот тогда, что сказали Иоанн и Иаков – давай низведем, как Илия, огонь с неба на это селение и сожжем их, попалим их. Как же, мы – носители истины, а нас не приняли таким вульгарным образом! Что отвечает Христос? «Не знаете, какого вы духа». Вот это не что иное, как апелляция к тому ветхозаветному откровению, которому когда-то сподобился пророк Илия – «не знаете, какого вы духа». И вот это является очень важной фразой, о которой нам с вами надо, к сожалению, как можно чаще вспоминать и, о которой мы, к сожалению, очень часто вспоминаем. Часто нас обуревает ревность о Боге, часто в нас действует обида, когда не воспринимают нашу точку зрения, когда мы видим, как ругают веру, не принимают ее – мы готовы попалить, как ученики Христовы, огнем с неба этих богохульников. Но всегда давайте вспоминать, как Господь сказал – не знаете, какого вы духа, а дух – это дух любви. Это бесконечно сложно и тяжело придерживаться именно такой модели поведения, но она является единственной подлинно христианской. Аминь.

ДАР ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ СМЕРТИ

Проповедь протоиерея Александра Шаргунова в день памяти пророка Божия Илии…

Илия встретил своего Бога в пустыни в пещере, после того как прошел долгий путь в течение сорока дней и ночей. То, что ему дано было пережить, - совершенно новое, не открытое доселе Писанием о Боге. Бог не присутствует ни в сильном ветре, ни в землетрясении, ни в огне. Иными словами, Бога нет в том, что еще вчера было ответом на молитву Илии перед пророками Ваала. Это оружие оказывается как бы устаревшим.

Почему ему надо было идти в течение сорока дней? Сорок - это число дней, равное числу лет, в течение которых отцы должны были проходить через пустыню. Почему пещера, в которой было явление Бога Илии, находилась в Хориве? Хорив - это другое название Синая, где Моисей встретил Бога. Тогда Бог прошел там, проведя перед ним всю славу Свою. Покрыв Своей рукой лицо Моисея, которого Он поставил в расщелину скалы. Теперь Илия, паломник Хорива, выйдя из пещеры, покрыл лицо свое милотью, потому что Бог пройдет перед ним.

Есть много общего между Моисеем и Илией. Однако откровение, дарованное Илии о гласе хлада тонка, о голосе, который есть Божественное молчание, отлично не только от громоподобных чудес самого Илии. Речь идет о новом видении всего, что связано с Моисеем, и устрашающим даром Синайских скрижалей. Илия остается Илией, но в то же время он иной. Точно также Бог остается Богом, но Он по-иному, чем раньше, являет Себя человеку. В огне и в землетрясении на горе Синай, Бог остается невидимым. «Гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас» (Втор. 4:11-12). Наступают иные времена. Надо, чтобы Моисей и Илия были увидены вместе, и увидены в том же самом свете. Ученикам Христовым будет дано увидеть не только свет Преображения Господня, но и участие в нем великих пророков. «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31).

Поразительна в библейском повествовании об Илии история Навуфея. Не возразив ни единым словом, царь Ахав позволяет царице Иезавели убить Навуфея за то, что тот не хочет отдать ей свой виноградник, расположенный вблизи дворца. Убить, прибегнув к помощи гнусных лжесвидетелей, чтобы ограбить. Илия выступает грозным обличителем преступников. За смерть Навуфея Ахав и Иезавель будут преданы горшей смерти: «Так говорит Господь: вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобой». Выбор между Богом и Ваалом никогда не кончается. И гнев Божий будет возгораться из века в век, пока не будет поставлен предел беззаконию.

Илия не познал смерти, но был взят на небо на огненной колеснице, запряженной огненной конницей. Для имеющих духовное зрение невидимое становится видимым. Место погребения Моисея никто не может обнаружить, а с Илией совершается небывалое чудо. Пророк хочет воспрепятствовать своему ученику стать свидетелем его восхождения на огненной колеснице. Никто не должен видеть этой тайны. Но может ли он избавиться от Елисея, который следует за ним до конца?

Дар избавления от смерти не дается просто. Требуется некоторое участие в этом и со стороны человека. В течение последующих веков в богоизбранном народе не угасает ожидание, что Илия снова придет. Но мы видим, какая разница между Илией, избавленным от смерти, и Сыном Божиим, принимающим смерть, чтобы оплатить долг за Илию. И не только за него. Будет еще у Илии после горы Фавор - гора Голгофа. Именно на Голгофе мы услышим насмешки по поводу ожидания возвращения Илии: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его» (Мф.27:45-49). В этот час Илия даст о себе знать в последний раз. Кажется, как на горе Преображения, он присутствует на Голгофе рядом с Господом. Но на этот раз он приобщается Христу в молчании, приобщаясь молчанию гласа хлада тонка, силе Господней, которая раскрывается в явлении предельной немощи. Однако церковное Предание свидетельствует, что последний раз наступит, когда он будет послан на землю накануне Второго Пришествия Христова, во время его проповеди о том, что грех и смерть - тождественные понятия, так же как сила и милость Господня, и будет за эту проповедь убит.

Благо нам, что мы умираем. Потому что только так можем мы приобщиться в полноте смерти Христовой, а значит и Его жизни, Его Преображению и Воскресению.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николы в Пыжах, член Союза писателей России


Праздник пророка Божия Илии - с глубокой древности один из самых известных и любимых на Руси праздников. Личность пророка произвела такое сильное впечатление на наших предков, что они в своих молитвах называли его не иначе как ангелом во плоти: “Во плоти ангел, пророков основание”, - так поётся в тропаре святого. В народе его называют огненным пророком, и что-то воистину цельное, сродни единой природе огня было в этом человеке. Илия был человек, подобный нам, - пишет в своём послании апостол Иаков (Иак 5:17), и мы читаем эти слова и не верим, потому что те деяния, которые совершал пророк Илия, не просто на грани человеческих сил, но, кажется, выходят за все мыслимые их пределы.

Святой Илия несёт совершенно исключительную миссию в Священной истории. Он - грозный обличитель нечестивого царя Ахава, он же - собеседник Спасителя на горе Фавор, и он же, согласно пророчествам, - мученик последних времён, ревнитель веры и истины, которому надлежит быть умерщвлённым антихристом. Разве это судьба человека: стать участником истории Церкви в глубокой ветхозаветной древности, беседовать со Христом и увидеть последний эпизод нашей истории? По силам ли человеку эта миссия?

Пророческий подвиг святого Илии весь пронизан необычайной пламенной ревностью в Боге, и это главная особенность его служения. Как говорил Псалмопевец: Ревность дому Твоего снеде мя (Пс 68:10), и святой Илия буквально снедался огнём веры, испепеляя себя, свою жизнь и жизни современников, ревнуя о славе Божией. Ревность пророка кажется нам слишком суровой. В Ветхом Завете современного человека особенно шокируют иногда описания беспощадной жестокости: кровь льётся рекой, люди гибнут десятками и сотнями от жутких казней и природных бедствий, насылаемых Господом в наказание за грехи и измены. Илия сам карает пророков Иезавели, предавая их смерти у потока Киссон. Мы, люди, живущие в другом мире, в мире Евангелия, не можем себе представить человека Божия, лично умерщвляющего пророков чужих богов или собственноручно разделывающего жертвенное животное. Разве святость и жестокость могут уживаться рядом? Мы теперь знаем, что Господь тогда ещё не открылся как Бог Любви, но Илия хорошо знал, что имя Его - Ревнитель (Исх 34:14), и пророк, во всём подражая своему Богу, ревновал огненной нечеловеческой ревностью о славе Божией. Он служил Богу-Ревнителю, мы служим Богу-Любви, и мы постигли эту истину не своими усилиями или заслугами перед Господом, а по Откровению Евангелия.

Но в том-то и особенность жизни угодников Божиих, что вся она как бы проходит перед нашими глазами, и в этом подлинное смирение святых: их ошибки, их духовное становление и воспитание открыты взору обычных, часто довольно слабых людей. И вот мы, люди простые и немощные, становимся свидетелями того, как Господь воспитывал Своего пророка, прикровенно являя Своё подлинное имя, имя Бога-Любви, уже тогда, в эпоху Ветхого Завета.

Вот, пожалуй, самый удивительный момент из жизни святого: явление Господа пророку: ревёт сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы - но не в ветре Господь; после ветра страшное землетрясение колеблет горы - но не в землетрясении Господь; огонь идёт по земле, сжигая всё на своём пути - и не в огне Господь. Создатель и Хранитель этого мира явился Своему пророку в веянии тихого ветерка (3 Цар 19:12). Языком образов, пророческим языком Бог даёт знать Своему ревнителю то, что открыто каждому христианину. Пророк Илия в своём человеческом усилии достиг самого предела веры, но Господь показывает ему то, что выше этого - человеколюбие и милосердие ко всякой твари. Любовь, веяние тихого ветерка, который не опаляет, а лечит раны ближнего, успокаивает его - вот то откровение пророку, которое он получает от Бога на наших глазах. В этом тайна Евангелия, тайна Христова - в откровении Бога-Человеколюбца.

Праведники Ветхого Завета - это столпы веры, в них есть что-то героическое, монолитное, это даже не камни веры, а целые скалы. Подобная цельность натуры встречается крайне редко, но вот что поразительно: при ревностной, пламенеющей любви к Богу пророк Илия не замечает людей. Прячась от своих преследователей, он просит у Бога смерти: он остался один, сыны Израиля оставили завет с Богом, разрушили жертвенники, убили пророков; Илия - единственный уцелевший ревнитель истинного Бога. И Господь, утешая пророка, говорит, что семь тысяч человек в Израиле не преклонили колена перед Ваалом (3 Цар 19:18). И вот вопрос: как такой славный пророк и прозорливец не заметил рядом с собой семь тысяч своих единомышленников и единоверцев? Святой Илия был подвижником Ветхого Завета, и поэтому его подвиг угождения Богу был таким без-человечным, отсюда и такая жестокость и жёсткость к людям, опаляющая ближних ревность ради Бога. Пришествие в мир Богочеловека стало подлинным Откровением не только о Боге, но и о человеке, о его высоком достоинстве и необыкновенной ценности для Бога. Поэтому святость Евангельская - иная святость, и Христос воспитывал в этом Своих учеников. Пламенные Апостолы, “сыновья громовы” Иаков и Иоанн, просят у Спасителя разрешения свести, подобно Илие, огонь с неба на самарянское селение, которое не приняло их. Христос запрещает им: Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк 9:54–56).

Во Христе явилась нам любовь Божия к человеку - кроткая, смиренная и воистину жертвенная. В христианской древности Спасителя изображали в виде отрока. Илия - муж, муж ревности и силы, столп веры и благочестия. Два разных знака святости: муж силы и слабый отрок, о котором пророчествовал святой Исаия: Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Ис 42:3).

Так почему же мы, ученики Христовы, чтим святость ветхозаветного пророка? Ведь о последнем пророке Ветхого Завета, который пришёл в духе и силе Илии, сказано, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его (Мф 11:11). Меньшие - это мы, хранители Откровения о Боге-Человеколюбце, принявшие это Откровение не своими заслугами, но даром благодати Божией. Но Евангельская святость, которой мы восхищаемся в святых - это соединение предельного человеческого усилия с действием благодати Святого Духа, ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым (Рим 5:5). Ревность веры и любовь к людям. И святые доевангельской поры для нас прежде всего учителя и пример для подражания в этой пламенной ревности, которая есть ответ благодарного сердца на любовь Бога к человеку. К той же пламенной вере нас призывает и апостол Павел: Духом пламенейте (Рим 12:11). Только нам надо крепко помнить о том, какого мы духа, и в любви к людям подражать нашему Богу-Человеколюбцу.

Апостол Павел называл церковную жизнь христианина созиданием самого себя в любви (см. Еф 4:16), призывая христиан поступать достойно звания, к которому они призваны (Еф 4:1). В чём же он видел знак этого достоинства? Надо жить со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью (Еф 4:2). Ревность без снисхождения в любви к людям возвращает нас в Ветхий Завет, а значит, в суровую, даже кровавую действительность и в одиночество веры с надеждой на откровение Бога-Человеколюбца. Но ведь Христос уже пришёл, и любовь Его открыта нам так очевидно, так осязаемо, и мы безответны перед Ним. Мы - христиане, и имя Христа мы носим, стараясь, чтобы в нас были те же чувствования, какие и во Христе (Флп 2:5). С ближними надо обращаться бережно и нежно; и в те минуты, когда ревность в Боге будет захлёстывать нас, накрывать волною, надо быть очень внимательным, чтобы, не дай Бог, не переломить “трости надломленной” и не убить своей неуёмной ревностью живого человека.

Архимандрит Савва (Мажуко), журнал "Альфа и Омега", 2009 г.

Смотреть авторскую передачу о. Саввы "Свет невечерний" о первом аскете древности и примере для подражания для современного монашества, неутомимом ревнителе по Бозе и обличителе культа кровавого бога Ваала (жертвоприношение детей), свидетеле преображения Господня и будущем свидетеле второго пришествия Иисуса Христа можно на youtube-канале монастыря .


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Илия встретил своего Бога в пустыни в пещере, после того как прошел долгий путь в течение сорока дней и ночей. То, что ему дано было пережить, - совершенно новое, не открытое доселе Писанием о Боге. Бог не присутствует ни в сильном ветре, ни в землетрясении, ни в огне. Иными словами, Бога нет в том, что еще вчера было ответом на молитву Илии перед пророками Ваала. Это оружие оказывается как бы устаревшим.

Почему ему надо было идти в течение сорока дней? Сорок - это число дней, равное числу лет, в течение которых отцы должны были проходить через пустыню. Почему пещера, в которой было явление Бога Илии, находилась в Хориве? Хорив - это другое название Синая, где Моисей встретил Бога. Тогда Бог прошел там, проведя перед ним всю славу Свою. Покрыв Своей рукой лицо Моисея, которого Он поставил в расщелину скалы. Теперь Илия, паломник Хорива, выйдя из пещеры, покрыл лицо свое милотью, потому что Бог пройдет перед ним.

Есть много общего между Моисеем и Илией. Однако откровение, дарованное Илии о гласе хлада тонка, о голосе, который есть Божественное молчание, отлично не только от громоподобных чудес самого Илии. Речь идет о новом видении всего, что связано с Моисеем, и устрашающим даром Синайских скрижалей. Илия остается Илией, но в то же время он иной. Точно также Бог остается Богом, но Он по-иному, чем раньше, являет Себя человеку. В огне и в землетрясении на горе Синай, Бог остается невидимым. «Гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас» (Втор. 4, 11-12). Наступают иные времена. Надо, чтобы Моисей и Илия были увидены вместе, и увидены в том же самом свете. Ученикам Христовым будет дано увидеть не только свет Преображения Господня, но и участие в нем великих пророков. «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 31).

Поразительна в библейском повествовании об Илии история Навуфея. Не возразив ни единым словом, царь Ахав позволяет царице Иезавели убить Навуфея за то, что тот не хочет отдать ей свой виноградник, расположенный вблизи дворца. Убить, прибегнув к помощи гнусных лжесвидетелей, чтобы ограбить. Илия выступает грозным обличителем преступников. За смерть Навуфея Ахав и Иезавель будут преданы горшей смерти: «Так говорит Господь: вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобой». Выбор между Богом и Ваалом никогда не кончается. И гнев Божий будет возгораться из века в век, пока не будет поставлен предел беззаконию.

Илия не познал смерти, но был взят на небо на огненной колеснице, запряженной огненной конницей. Для имеющих духовное зрение невидимое становится видимым. Место погребения Моисея никто не может обнаружить, а с Илией совершается небывалое чудо. Пророк хочет воспрепятствовать своему ученику стать свидетелем его восхождения на огненной колеснице. Никто не должен видеть этой тайны. Но может ли он избавиться от Елисея, который следует за ним до конца?

Дар избавления от смерти не дается просто. Требуется некоторое участие в этом и со стороны человека. В течение последующих веков в богоизбранном народе не угасает ожидание, что Илия снова придет. Но мы видим, какая разница между Илией, избавленным от смерти, и Сыном Божиим, принимающим смерть, чтобы оплатить долг за Илию. И не только за него. Будет еще у Илии после горы Фавор - гора Голгофа. Именно на Голгофе мы услышим насмешки по поводу ожидания возвращения Илии: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его» (Мф. 27, 45-49). В этот час Илия даст о себе знать в последний раз. Кажется, как на горе Преображения, он присутствует на Голгофе рядом с Господом. Но на этот раз он приобщается Христу в молчании, приобщаясь молчанию гласа хлада тонка, силе Господней, которая раскрывается в явлении предельной немощи. Однако церковное Предание свидетельствует, что последний раз наступит, когда он будет послан на землю накануне Второго Пришествия Христова, во время его проповеди о том, что грех и смерть - тождественные понятия, так же как сила и милость Господня, и будет за эту проповедь убит.

Благо нам, что мы умираем. Потому что только так можем мы приобщиться в полноте смерти Христовой, а значит и Его жизни, Его Преображению и Воскресению. Аминь.

протоиерей Александр Шаргунов

Этот праздник уносит нас не на три года, не на три столетия, а на три тысячи лет назад. Вглубь веков, ведь пророк Илия жил почти за тысячу лет до Рождества Христова. О таких далеких временах в истории обычно не остается и следа. Но Церковь великих праведников славит на протяжении тысячелетий.

Кто такой пророк? Это человек, который говорит о будущем? Да, но это не главная его задача. Пророк – это проводник воли Божией. Это человек, который возвещает народу волю Божию. Бог с людьми общается через него. Да, пророки предрекали и грозные наказания. Было, что они требовали от народа вразумления.

Мы помним, в какое время жил пророк Илия — в дни правления царя Израильского Ахава, у которого жена была язычницей. Он ее взял в жены язычницей, язычницей она и осталась. Она никогда не поклонялась Истинному Богу, а всячески старалась отвратить от Него не только мужа, но и всех израильтян. И это у нее вышло: 450 построено было языческих капищ в Израиле. Весь народ уже поклонялся богу Ваалу, а Илия пророк один противостоял этому. В одиночестве он проповедовал Истину Божию. И он победил языческих жрецов.

Нам кажется, что вот уже три тысячи лет назад язычество было побеждено Силой Божией, но оно было живо. Вспомним и нашего князя Владимира – он крестил Русь языческую. И сейчас язычество живет. Все мы хорошо об этом знаем. Многие даже в храм приходят как язычники: поставить свечу к какой-то конкретной иконе, чтобы получить исцеление. Ставить свечу без молитвы святому, без принятия Таинств, без участия в жизни Церкви – это тоже язычество. И к святыням мы порой относимся по-язычески. Мы знаем к какой иконе или к каким мощам нужно идти при той или иной болезни, но забываем, что самое главное – это молитва.

Наша задача, православных христиан, также как пророк Илья, стоять на истине, на вере в Истинного Бога, в Иисуса Христа. Поэтому так любим пророк Илия в русском народе, потому что наш народ также искренне любил Бога, как этот праведник.

Митрополит Ижевский Викторин, проповедь после литургии в Михайловском соборе г. Ижевска

Похожие публикации