Георгий яковлевич седов, русский гидрограф, полярный исследователь. Биография Г я седов и его открытия

Георгий Яковлевич Седов родился 23 апреля (5 мая) 1877 года на хуторе Кривая Коса (ныне поселок Седово Донецкой области) в простой рыбацкой семье. Родители были неграмотными и особого желания обучать сына тоже не испытывали. Только когда Георгию исполнилось 14 лет, он пошел учиться в начальную трехклассную школу, которую окончил за два года. После школы ему пришлось батрачить, затем послужить на торговом складе, но все это время он продолжал заниматься самообразованием, читал много книг.

Георгий Седов с ранних лет мечтал стать капитаном дальнего плавания. Наиболее подходящим учебным заведением для воплощения в жизнь этой мечты были мореходные классы. Они находились в Таганроге и Ростове-на-Дону. Седов окончил мореходные классы имени графа Коцебу в Ростове-на-Дону и начал плавать капитаном на небольших судах в Черном и Средиземном морях. Тем не менее у него осталось желание продолжить учебу. Для этого требовалось перейти на воинскую службу, и он становится вольноопределяющимся в военно-морском флоте в Севастополе. Здесь он был зачислен в учебную команду и назначен штурманом на учебное судно «Березань».

В 1901 году он получил по экзамену звание прапорщика запаса, после чего переехал в Петербург. Здесь он экстерном сдал экзамены за курс Морского корпуса и был произведен в поручики запаса. В 1902 году Седов поступил на службу в Главное гидрографическое управление, где занимался картографическими исследованиями.

В апреле 1902 года Седов был назначен помощником начальника гидрографической экспедиции и служил на пароходе военного ведомства «Пахтусов». На этом судне Седов производил съемку и делал описание берегов Новой Земли. Эта работа Георгия Яковлевича получила высокую оценку.

В 1904 году он назначен в Амурскую речную флотилию, где, командуя миноноской № 48, охранял вход в Амур от японских кораблей. После окончания войны он еще два года провел на Тихом океане и продолжил заниматься исследовательской работой. Именно в это время были подготовлены и опубликованы его статьи «Северный океанский путь» и «Значение Северного океанского пути для России».

В 1908 году работал в Гидрографической экспедиции Каспийского моря, а уже в 1909 году проводил исследования в районе устья Колымы. Результаты работ Седова на Колыме были высоко оценены Академией наук, а Русское географическое общество избрало Георгия Яковлевича своим действительным членом.

Но главной мечтой Георгия Седова оставался Северный полюс. Еще в 1903 году он строил планы путешествия к этой точке земного шара. Со временем желание превратилось в навязчивую идею. Параллельно проблемой Северного полюса занимались представители многих стран, которые пытались захватить лидерство в этом движении. Седов всеми доступными средствами доказывал, что русские должны принять участие в данном «соревновании», и в этом его поддержали некоторые депутаты Государственной думы и в Морском министерстве, которое, однако, считало экспедицию смертельно опасной авантюрой. Но Совет министров денег не дал и еще осудил проект Седова.

Тем не менее Георгий Яковлевич самостоятельно начал готовить экспедицию. С помощью газеты «Новое время» и ее совладельца М. А. Суворина был организован сбор пожертвований на нужды экспедиции. Общественный подъем был огромен. Даже император Николай II пожертвовал экспедиции 10 000 рублей.

С большими трудностями было найдено экспедиционное судно. Им стала парусно-паровая норвежская шхуна «Святой великомученик Фока». Водоизмещение судна оказалось незначительным, из-за спешки ремонт не удалось довести до конца. Трудности были с командой, продовольствие оказалось некачественным, собаки негодными. Также экспедиция ушла в плавание без радиостанции.

В августе 1912 года команда вышла из архангельского порта. Седов предполагал зазимовать на Земле Франца-Иосифа и оттуда отправиться к полюсу. Но поздний выход позволил добраться только до Новой Земли, где команда и зазимовала. После выхода из Архангельска Седов переименовал «Святого великомученика Фоку» в «Михаила Суворина». Зимовка утомила людей, заметно истощила имеющиеся ресурсы. Тем не менее в очень тяжелых условиях были проведены многочисленные научные исследования.

В июне 1913 года Седов был вынужден отправить в Крестовую губу капитана Захарова и четырех заболевших матросов. Они должны были доставить научные материалы и почту в Архангельск. На большой земле к этому времени считали, что экспедиция Седова уже погибла.

Только к сентябрю 1913 года судно освободилось ото льда и смогло продолжить плавание. Топлива и продовольствия практически не осталось. У берегов Земли Франца-Иосифа судно опять затерли льды. На новую зимовку экспедиция встала в бухте Тихая. Она была удобна для зимовки, корабль стоял практически у берега, но среди участников экспедиции началась цинга.

2 (15) февраля 1914 года больной Седов и двое матросов на трех собачьих упряжках предприняли попытку добраться до Северного полюса. В дороге болезнь усилилась.

Георгий Седов умер 20 февраля (5 марта) 1914 года. Спутники похоронили его на мысе Аук острова Рудольфа. Это случилось на восемнадцатый день похода.

Матросы Г. В. Линник и А. М. Пустошный вернулись на судно. В августе 1914 года «Фока» добрался до рыбацкого становища Рында на Мурмане.

Биография Георгия Яковлевича Седова увековечена на географических картах мира. Его именем названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде и ледокольный пароход.

Родился на хуторе Кривая Коса (Область Войска Донского , ныне посёлок Седово в Новоазовском районе Донецкой области). В семье было четверо сыновей: Михаил, Иван, Василий и Георгий (Егор), а также пятеро дочерей: Меланья, Авдотья, Екатерина, Мария и Анна . Отец, Яков Евтеевич Седов, был родом из Полтавской губернии и занимался ловлей рыбы и пилкой леса . Когда он уходил в запой, пропивал имущество и семья Седовых жила впроголодь, когда выходил из запоя, активно работал и семья начинала жить сносно .

Георгий с восьми лет занимался с отцом рыбной ловлей, ходил на подённую работу, работал в поле. После того как отец ушёл из семьи на три года, мать - Наталья Степановна - нанималась на подёнщину, так как семья стала голодать. Старший брат Михаил в это время уже работал, но зарабатывал мало , младшие братья - Василий и Георгий - помогали матери. Вскоре после ухода отца от воспаления лёгких умер Василий, после чего Георгия отдали в батраки зажиточному казаку , у которого он работал за еду. У казака мальчик пас быков, веял зерно, возил грузы . Дела семьи немного улучшились после возвращения отца.

После трёх лет обучения в мореходных классах Седов в 1899 году получил диплом штурмана каботажного плавания и устроился работать шкипером на небольшой сухогруз . 14 марта 1899 года в Поти он сдал экзамен и получил диплом штурмана дальнего плавания, после чего был назначен на пароход «Султан» . В одном из плаваний хозяин судна поставил его капитаном и предложил направить судно на камни, чтобы получить за него страховую премию. Георгий Яковлевич отказался и привёл в Новороссийский порт доверенное ему судно в целости. После этого молодой капитан получил расчёт и остался без работы . Он не нашёл работы, кроме того, хотел заниматься морской наукой и экспедиционной деятельностью , для чего нужно было перейти в военный флот.

Служба

Учёный принял Седова ласково и даже заставил поселиться у себя, пока не удастся поступить на службу. Дриженко и друг его гидрограф Варнек помогли преодолеть препятствия, возникшие при хлопотах о разрешении крестьянскому сыну держать экзамен за курс Морского корпуса. Рассказывал Седов, что его друзья и покровители добились сначала какого-то предварительного испытания… Официальный экзамен сдал блестяще и был произведён в чин поручика по Адмиралтейству… По совету Дриженко Седов поступил на службу в Главное гидрографическое управление.

Деятельность Седова получила высокую оценку со стороны руководителя экспедиции гидрографа А. И. Варнека :

Всегда, когда надо было найти кого-нибудь для исполнения трудного и ответственного дела, сопряжённого иногда с немалой опасностью, мой выбор падал на него, и он исполнял эти поручения с полной энергией, необходимой осторожностью и знанием дела.

Во время русско-японской войны Седов командовал миноноской № 48 Сибирской военной флотилии , которая несла сторожевую вахту в Амурском заливе .

Своей женитьбой, как считал Седов, он максимально приблизился к «высшему свету».

В научных обществах

Собранные во время экспедиционных работ материалы Георгий Яковлевич передал в учреждения науки и музеи .

Причина и цели экспедиции

Принципиальным условием экспедиции Седов почему-то считал необходимость опередить на полюсе Амундсена , хотя неудачно завершившаяся попытка последнего достичь Северного полюса была предпринята лишь в 1918 году в экспедиции на судне «Мод ».

Сам Седов допустил при подготовке экспедиции «шапкозакидательские» высказывания и охарактеризовал цели экспедиции как чисто спортивно-политические:

"В очерке, напечатанном в «Синем журнале» и без ложной скромности названном «Как я открою Северный полюс» , он позволил себе по́ходя свысока отозваться о знаменитой экспедиции на «Фраме» (при этом не назвав имени Нансена). Там же Седов написал, что не преследует «особых научных задач», а желает «прежде всего открыть Северный полюс» "

В одном из фельетонов того времени была даже такая реплика:

«Как Америку, Северный полюс можно открыть только один раз. Так что непонятно, о чём хлопочет Седов, поскольку Пири уже был на полюсе»

Несмотря на серьёзную критику, первоначально цель была поддержана правительством.

План экспедиции и её финансирование

Изначально экспедиция предполагала государственное финансирование.

Рассмотрев представленный Седовым план достижения Северного полюса, комиссия Главного Гидрографического управления его отвергла из-за его абсолютной фантастичности и нереальности, и в выделении средств отказала, хотя в комиссию входили многие специалисты, очень благожелательно настроенные по отношению к Г. Я. Седову (например, А. И. Варнек) и даже откровенно покровительствующий ему Ф. К. Дриженко.

Запрос на выделение 50 тысяч рублей, направленный в Государственную Думу по инициативе «Русской национальной партии», также получил отказ .

При поддержке Ф. К. Дриженко Седову был предоставлен по службе отпуск на два года с сохранением содержания .

Седов, при активной поддержке газеты «Новое время » и её совладельца М. А. Суворина , организовал сбор добровольных пожертвований на нужды экспедиции. Многочисленные публикации в «Новом времени» вызвали в России большой общественный резонанс. Частный взнос - в размере 10 тысяч рублей - сделал также император Николай II . Суворин выдал экспедиции деньги в кредит.

Подготовка экспедиции

Многое из заказанного снаряжения не было готово в срок… Наспех была набрана команда, профессиональных моряков в ней было мало. Наспех было закуплено продовольствие, причём архангельские купцы воспользовались спешкой и подсунули недоброкачественные продукты. Наспех в Архангельске были закуплены по сильно завышенной цене собаки - простые дворняжки. К счастью, вовремя подоспела свора прекрасных ездовых собак, заблаговременно закупленных в Западной Сибири.

Перед выходом экспедиции некоторые участники её указывали Седову на неуместность включения солонины в список основных пищевых продуктов экспедиции. Но Седов был упрямый человек и от солонины не отказался, сославшись на то, что в военном флоте и гидрографических экспедициях всегда употребляли солонину.

Состав экспедиции

7 человек экспедиции Седова

Окончательный офицерский состав экспедиции был таков:

Первая навигация и зимовка

Схематичное изображение маршрута шхуны «Михаил Суворин» («Святой великомученик Фока») в 1912-1914 годах

После выхода из Архангельска Г. Я. Седов переименовал «Святого великомученика Фоку» в «Михаила Суворина».

Врач П. Г. Кушаков уже в ходе экспедиции так обрисовал ситуацию с припасами в своём дневнике:

Искали всё время фонарей, ламп - но ничего этого не нашли. Не нашли также ни одного чайника, ни одной походной кастрюли. Седов говорит, что всё это было заказано, но, по всей вероятности, не выслано… Солонина оказывается гнилой, её нельзя совершенно есть. Когда её варишь, то в каютах стоит такой трупный запах, что мы должны все убегать. Треска оказалась тоже гнилой.

По пути судно попало в шторм и потеряло две шлюпки и часть размещённого на палубе груза . Во время остановки у поселения Ольгинское в бухте Крестовая губа на Новой Земле ещё 5 членов экипажа списались с судна и остались дожидаться рейсового парохода, который подходил к становищу два раза в год.

Зимовка «Св. Фоки» у Новой Земли

Вторая навигация и зимовка

Отправившуюся в прошлом году к северному полюсу экспедицию лейтенанта Г. Я. Седова считали погибшей и уже готовились снарядить новую экспедицию для её розысков, как вдруг из её состава недавно вернулись больными пять человек вместе с пом. капитана П. Н. Захаровым, который привез от Седова его доклад Географическому обществу с фотографическими снимками. П. Н. Захаров заявил, что все участники экспедиции живы и здоровы. Он оставил экспедицию Седова 9 июня у Панкратьевых островов. Известный исследователь полярных стран Нансен выразил на днях свое мнение, что русское общество обязано позаботиться о судьбе экспедиции и с открытием навигации послать Седову вспомогательное судно с запасом провизии.

Группа Захарова достигла Архангельска в полном составе, но здоровье матроса Катарина уже было подорвано, и он вскоре умер во время лечения в Ялте . Из-за позднего прибытия группы Захарова и отсутствия денег в кассе комитета помощь экспедиции не была выслана.

В 1913 году был открыт и назван Г. Я. Седовым мыс Дриженко (в честь Ф. К. Дриженко) у северной оконечности Новой Земли , в Баренцевом море .

Поход на полюс

Альтернативная версия смерти и погребения Г. Я. Седова

Геннадий Попов, заведующий музеем истории Арктического Морского Института им. В. И. Воронина, в 2010 году предложил альтернативную версию захоронения тела Георгия Седова, ссылаясь на слова Ксении Петровны Гемп , отец которой, Петр Герардович Минейко, был знаком с Седовым и оказывал посильную помощь при подготовке последней экспедиции.

Суть версии: вскоре после возвращения шхуны «Святой великомученик Фока» в Архангельск в их квартиру пришли матросы Г. Линник и А. Пустошный, сопровождавшие Г. Я. Седова. Линник и Пустошный рассказали, что они вынуждены были пойти на крайнюю меру - расчленив тело покойного начальника экспедиции, они стали скармливать его собакам, которые смогли дотащить траурную упряжку до мыса Аук острова Рудольфа. Чтобы в дальнейшем как-то оправдаться перед людьми за содеянное, матросы соорудили подобие захоронения из собранных камней, но часть их разбросали поблизости - в надежде на то, что все это в дальнейшем даст повод тем, кто обнаружит место «захоронения» Г. Я. Седова, свалить всю вину на белых медведей. Время показало, что так все и произошло в конце 1920-х годов .

Возвращение экспедиции

На пути на юг «Михаил Суворин» испытывал жестокую нехватку топлива для паровой машины . Экипажу пришлось порубить на дрова мебель, палубные надстройки и даже переборки судна. Судно добралось до рыбацкого становища Рында на Мурмане 15 августа 1914 года в полуразрушенном состоянии. Дальнейший путь в Архангельск члены экспедиции проделали на рейсовом пассажирском пароходе «Император Николай II» - за счёт капитана парохода, поскольку ни у кого из полярников не было денег. По возвращении в Архангельск матросы Линник и Пустошный подозревались в убийстве Седова, но после расследования их отпустили .

23 августа 1914 года в Спасо-Преображенском всей гвардии соборе была отслужена панихида по скончавшемуся Г. Я. Седову, на которой присутствовали в числе собравшихся его вдова В. В. Седова и генерал-лейтенант Ф. К. Дриженко.

Поиск экспедиции Седова

К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции: Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски . Главным гидрографическим управлением были организованы несколько поисковых экспедиций.

«Андромеда» под командованием Г. И. Поспелова исследовала место первой зимовки «Святого Фоки», которое было известно из отчёта Н. П. Захарова, но обнаружила там лишь каирн с запиской Седова от 22 августа 1913 года о намерении продолжать движение на север.

Для поисков экспедиции Седова впервые в мировой истории использовалась полярная авиация: лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте «Фарман МФ-11» исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 км .

«Герта» под командованием Ислямова на своём пути к острову Нортбрук разминулась с возвращавшимся в это же время в Архангельск «Святым Фокой», но обнаружила записку, оставленную на базе Джексона . Ислямов объявил о принадлежности Земли Франца-Иосифа России.

«Эклипсу», в свою очередь, потребовалась помощь во время зимовки 1914-1915 годов у северо-западного побережья полуострова Таймыр . Эвакуацию части моряков с «Эклипса» произвела сухопутная экспедиция на оленях под руководством Н. А. Бегичева .

Освободившись от льдов, «Эклипс» достиг острова Уединения и осенью 1915 года поднял на нём российский флаг.

Память

Названы в честь Седова

Улицы в городах: Днепропетровск, Запорожье, Мурманск, Казань, Киев, Липецк , Москва , Новосибирск, Пермь, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербург , Севастополь, Северодвинск, Таганрог, Тула, Тюмень, Камышин, Седово, Новоазовское, проспект в Екатеринбурге , набережная в Архангельске.

В средней общеобразовательной школе № 336 (г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 66) расположен Музей Арктики. Началом Музея принято считать школьную выставку, открытую в 1969 году и посвящённую экспедиции Г. Я. Седова. На фасаде школьного здания висит памятная доска, установленная в честь Седова.

В художественной литературе

Он умирал, сжимая компас верный.
Природа мёртвая, закованная льдом,
Лежала вкруг него, и солнца лик пещерный
Через туман просвечивал с трудом.

Н. Заболоцкий. Седов

С Георгием Седовым у персонажа похожи внешность, характер и взгляды. Совпадает также часть биографии: детство в Приазовье , начало морской карьеры и факты плавания «Святого Фоки», выпуск брошюры «Женщина на море». Во время работы над романом Вениамин Каверин консультировался у Николая Пинегина по вопросам географии и узнал от него много сведений из биографии Седова, которые и вошли в роман .

Кстати сказать, Николай Антоныч не только со мной разговаривал о своём двоюродном брате. Это была его любимая тема. Он утверждал, что всю жизнь заботился о нём, начиная с детских лет, в Геническе, на берегу Азовского моря. Двоюродный брат был из бедной рыбачьей семьи и, если бы не Николай Антоныч, так и остался бы рыбаком, как его отец, дед и все предки до седьмого колена. Николай Антоныч, «заметив в мальчике недюжинные способности и пристрастие к чтению», перетащил его из Геническа в Ростов-на-Дону и стал хлопотать, чтобы брата приняли в мореходные классы. Зимой он выплачивал ему «ежемесячное пособие», а летом устраивал матросом на суда, ходившие между Батумом и Новороссийском. При его непосредственном участии брат поступил охотником на флот и сдал экзамен на морского прапорщика. С большим трудом Николай Антоныч выхлопотал для него разрешение держать за курс морского училища, а потом помог деньгами, когда по окончании училища брату нужно было заказать себе новую форму.

В. Каверин. Два капитана

С непостижимым чувством я рассказывал о нём! Как будто не он, а я был этот мальчик, родившийся в бедной рыбачьей семье на берегу Азовского моря. Как будто не он, а я в юности ходил матросом на нефтеналивных судах между Батумом и Новороссийском. Как будто не он, а я выдержал экзамен на «морского прапорщика» и потом служил в Гидрографическом управлении, с гордым равнодушием перенося высокомерное непризнание офицерства. Как будто не он, а я делал заметки на полях нансеновских книг и гениальная мысль: «Лёд сам решит задачу» была записана моей рукой. Как будто его история окончилась не поражением и безвестной смертью, а победой и счастьем. И друзья, и враги, и любовь повторились снова, но жизнь стала иной, и победили не враги, а друзья и любовь.

В. Каверин. Два капитана

В описании экспедиции капитана Татаринова использованы факты из экспедиции Георгия Седова: поставка негодных собак и припасов, снятие судовладельцем команды перед отплытием, невозможность найти радиста при радиотелеграфе добытом с трудом, обнаружение пропилов в обшивке судна. Цитируется доклад Седова гидрографическому управлению. В то же время в романе есть упоминание реальной экспедиции Седова - она подобрала штурмана из экспедиции Татаринова.

В фольклоре полярников

Художественный фильм

Съёмочная группа

Музей Седова

В музее хранятся оригинальные экспонаты со «Святого Фоки» - части обшивки корабля, совковая лопата, найденная на месте гибели Г. Я. Седова на острове Рудольфа , части фотоаппарата и бритва, принадлежавшие участнику экспедиции художнику Н. В. Пинегину, а также копии счетов на добровольные пожертвования от граждан для покупки еды и собак, фотографии, карта полярной экспедиции.

Скульптуры и памятные знаки

Крест, установленный Седовым на Новой Земле в бухте Тихой

Сохранились астрономические знаки экспедиции Седова, которые во время зимовки 1912-1913 годов были установлены на мысе Обсерваторий (полуостров Панкратьева), мысе Желания (с надписью «Л-ть Съдовъ 1913 г. 20 апреля Е…»), на берегу залива Седова и представляют собой деревянные кресты с перекладиной .

В 1938 году зимовщики полярной станции на острове Рудольфа нашли на мысе Аук флагшток и флаг, которые Георгий Яковлевич мечтал установить на Северном полюсе . На медном кольце древка была надпись латиницей «Sedov Pol. Exped. 1914». Это древко в 1977 году было установлено на Северном полюсе участниками похода атомного ледокола «Арктика » .

В 1955 году заслуженный художник России Валентин Андреевич Михалёв выполнил в белом мраморе портрет Георгия Яковлевича Седова. В портрете воплощена идея противостояния арктической природы и мужества и воли человека .

Газета «Советская культура» писала об этой скульптуре:

Прекрасный портрет Георгия Седова создал скульптор В. Михалёв. Это большое, настоящее искусство. От портрета веет романтикой северных походов, как будто слышишь шум льдов и плеск холодных северных вод… Это живой, борющийся человек, с горячим и твёрдым сердцем, непокорный, волевой, настойчивый, великий путешественник и романтик.

- «Советская культура»

Михалёв посвятил Седову также обобщённый аллегорический образ-символ «Реквием».

В 1977 году на скалистом островке около мыса Столбовой был установлен памятный знак в честь гидрографической экспедиции Г. Я. Седова, который представляет собой металлическое сооружение высотой около трёх метров.

Седову установлены памятники в Москве, Ростове-на-Дону и Седово. Памятник в Ростове-на-Дону находится между Ворошиловским проспектом и переулком Чехова и представляет собой бронзовый бюст на высоком постаменте из белого мрамора. Автор памятника - скульптор Николай Ваганович Аведиков. Седов изображён во время полярной экспедиции, из овального башлыка выглядывает угловатое изнурённое лицо со строгими глазами, излучающими веру в своё дело .

В филателии

Сохранились почтовые конверты Комитета для снаряжения экспедиций к Северному полюсу и по исследованию русских полярных стран, который в 1912 году собирал средства на снаряжение экспедиции .

Марка в честь 100-летия была выпущена 25 января 1977 года . Художник: П. Бендель. 3 мая 1977 года в честь столетия Седова производилось также специальное гашение в Архангельске и Седово .

Почтой СССР и Украины выпускались художественные маркированные конверты в честь Седова. 20 января 1977 года вышел почтовый конверт, посвящённый столетию со дня рождения Седова. Художник: П. Бендель. В 1997 году, в год 120-летия Седова был выпущен конверт работы художника Г. Заднепряного .

5 мая 2002 года Новоазовский узел связи провёл в Седово ещё одно специальное гашение, которое было посвящено 125-летию со дня рождения Седова .

    Конверт «80 лет первой русской экспедиции к Северному полюсу» со специальным гашением «Экспедиция Г. Я. Седова к Северному полюсу»

    Почтовый конверт в честь 120-летия с дня рождения Седова

    Односторонняя почтовая карточка со специальным гашением в честь 125-летия Седова

    Портрет Седова изображен на почтовом конверте «Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана»

    Почтовый конверт научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный Полюс - 22»

    Ледокольный пароход «Г. Седов»

Примечания

  1. Каневский З. М. Не сотвори себе кумира // Природа . - 1988. - № 8. - С. 71-79.
  2. Василий старше Георгия на один год
  3. Лыкошин Б. А. В родном Приазовье // Георгий Седов. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1977. - 80 с. - 20 000 экз.
  4. Альтер М. С. Шаги к мечте: Очерк о нашем земляке-первопроходце Арктики Г. Я. Седове. - Донецк: Шилтон, 2007. - 32 с.
  5. В книге Альтера фото подписано как «Курсант Седов во время учёбы в Ростовских мореходных классах», что соответствует 1884-1889 годам. В книге Ю. А. Сенкевича и А. В. Шумилова «Их позвал горизонт» снимок датирован 16 декабря 1909 года. Влядимир Лях считает , что фотография, вероятно, была сделана после 1901 года.
  6. В настоящее время - Ростовский-на-Дону морской колледж им. Г. Я. Седова
  7. Нагорный С. Г. Седов. - М .: Молодая Гвардия, 1939. - 232 с. - (Жизнь замечательных людей).
  8. Сергеев И. Северная Одиссея, или Последняя экспедиция лейтенанта Седова // Моделист-Конструктор . - 1986. - В. 9.
  9. Колотило Л. Г. Фёдор Кириллович Дриженко (1858-1922). - СПб.: Наука, 1997. - 128 с. - С. 86-93. - ISBN 5-02-024722-7 .
  10. Пинегин Н. В . Полярный исследователь Г. Я. Седов. - Ростов: Ростовское областное книжное издательство, 1940. - С. 84-85.
  11. Лыкошин Б. А. Моряк, офицер, гидрограф // Георгий Седов. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1977. - 80 с. - 20 000 экз.
  12. Василий Щепетнёв Попытка подвига . Компьютерра-Онлайн (11 июля 2009 года). Проверено 20 декабря 2009.
  13. Колотило Л. Г. Фёдор Кириллович Дриженко (1858-1922). - СПб.: Наука, 1997. - 128 с. - ISBN 5-02-024722-7 .
  14. Григорьев Г. К. Дороги ведут в Арктику. - М.: Мысль, 1969. - С. 46.
  15. Здесь и далее даты указаны по Юлианскому календарю .
  16. Колотило Л. Г. Фёдор Кириллович Дриженко (1858-1922). - СПб.: Наука, 1997. - 128 с. - С. 92. - ISBN 5-02-024722-7 .
  17. Седов Г. А. Как я открою Северный полюс // Синий журнал. - 1912. - № 13. - С. 6-7.
  18. Каневский З. М. Загадки и трагедии Арктики. - М.: Знание, 1991. - 192 с. - ISBN 5-07-001317-3 .
  19. Гречук Н. Рубль для экспедиции Седова // Санкт-Петербургские Ведомости . - 26 августа 2000. - № 158(2308).
  20. Лыкошин Б. А. Полюс зовёт // Георгий Седов. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1977. - 80 с. - 20 000 экз.
  21. Ореховский В. Латвийский след на карте мира . Час (27.08.2009). Архивировано из первоисточника 26 января 2012. Проверено 18 января 2010.
  22. Сенкевич Ю. А., Шумилов А. В. Их позвал горизонт. - М .: Мысль, 1987. - 213 с.
  23. Экспедиция Седова к Северному полюсу . История Военно-морского флота России и Советского Союза. Архивировано из первоисточника 26 января 2012. Проверено 20 декабря 2009.
  24. На данный момент не удаётся найти дополнительных данных о биографии Захарова, однако известно, что Мартиньш Зандерс в своих воспоминаниях называет его «пожилым человеком».

(1877-1914) русский полярный исследователь

Георгий Яковлевич Седов родился далеко от Арктики в небольшом рыбацком поселке Кривая Коса, расположенном на побережье Азовского моря. Его отец был простым рыбаком, и Георгий, старший из четырех детей, помогал ему с раннего детства. Когда мальчику исполнилось семь лет, он уже выполнял обязанности матроса на отцовской лодке.

Потом отец стал уходить в отхожий промысел, а у мальчика появилось время для того, чтобы учиться в церковноприходской школе. Он закончил ее с похвальным листом и был принят на казенный кошт (т. е. за государственный счет) в мореходные классы, открывшиеся в Ростове-на-Дону.

Когда Георгий учился на втором курсе, классы были преобразованы в мореходное училище. В 1898 году Георгий Седов закончил училище одним из первых и получил диплом штурмана дальнего плавания.

Уже тогда молодой моряк хотел служить на Севере, но сначала ему пришлось плавать на торговых судах по Черному морю. В то время всеми экспедиционными работами на Севере занимались только военные моряки. Чтобы стать военным, Седову пришлось сдать экзамены за курс военного Морского корпуса. Получив диплом инженера-гидролога, он поступил на службу в Главное географическое управление Генерального штаба.

Георгий Седов был направлен в Архангельск, где базировалась часть, которая занималась уточнением существовавших мореходных карт. За четыре года, проведенных на Севере, он совершил несколько плаваний по прибрежным районам Северного Ледовитого океана - исследовал часть архипелага Новая Земля, изучал районы устья реки Колымы.

Тогда у Седова и возник замысел экспедиции, которая должна была отправиться на Северный полюс. Однако начавшаяся в 1904 году русско-японская война перечеркнула планы исследователя. Его направили на Дальний Восток, где он стал служить на Амуре, командовал миноносцем.

После окончания войны, Георгий Яковлевич Седову удалось вернуться в Архангельск, и он практически сразу же начал хлопотать о возобновлении подготовки экспедиции. Его поддержало несколько ученых, среди них был и Петр Семенов-Тян-Шанский , которого привлекла идея первой русской экспедиции на Северный полюс.

Однако научное обоснование экспедиции, предложенное Седовым, было признано неудовлетворительным. Исследователь планировал добраться до полюса со стороны Земли Франца-Иосифа. Этот маршрут считался одним из самых опасных и труднопроходимых, поскольку его основная часть проходила по ледяным просторам Баренцева моря, которые нужно было преодолеть пешком.

Ученые рекомендовали Георгию Седову двигаться со стороны Гренландии, где льдов было значительно меньше, и длина пешего пути оказывалась вдвое короче. Но этот маршрут практически повторял путь, который за несколько лет до Седова прошел норвежский исследователь Руаль Амундсен .

Честолюбивый Георгий Седов настаивал на своем. Ему удалось добиться поддержки императора Николая II. Узнав о планах отважного моряка, тот прислал ему иконку и десять тысяч рублей. Для организации экспедиции Седову требовалось собрать не менее 100 тысяч рублей. Исследователю пришлось обратиться к частным спонсорам. Несколько крупных промышленников дали деньги на патриотическое начинание.

В 1911 году Георгий Яковлевич Седов уже вплотную приступил к подготовке экспедиции. Собранных средств оказалось недостаточно, но исследователь не собирался отступать. Он нанял судно «Святой Фока», не приспособленное для ледового плавания. Кроме того, пришлось купить не рассчитанные на длительное хранение продукты, поскольку они стоили дешевле. Как специалист-полярник, Седов не мог не понимать, насколько сильно он рискует. Но честолюбие оказалось сильнее здравого смысла. Весной 1914 года судно вышло из Архангельска, держа путь на север.

На пути к полюсу Георгий Седову пришлось перенести две ледовые зимовки: одну на полуострове Новая Земля, а вторую - на Земле Франца-Иосифа. За это время почти все участники экспедиции переболели цингой и сильно ослабли. Матросы уговаривали Седова вернуться обратно. Но он был полон решимости плыть дальше.

Ледовая обстановка оказалась слишком тяжелой, и Седов смог продвинуться всего на сто километров. Корабль оказался в ледовом плену, и двигаться дальше было невозможно. Но Георгий Яковлевич Седов все еще не потерял решимости покорить полюс.

5 марта 1914 года вместе с матросами Г. В. Линником и А. М. Пустошным он отправился к полюсу пешком. Они прошли чуть более ста километров до побережья острова Рудольфа и там остановились, пережидая надвигавшуюся пургу. От недоедания и постоянного переохлаждения у Седова началось воспаление легких, и через несколько дней он умер на руках у своих спутников.

Они похоронили отважного исследователя на берегу острова Рудольфа, а затем вернулись на корабль. Только в конце июля судно освободилось изо льда и двинулось в обратный путь.

Несколько недель потребовалось морякам, чтобы добраться до Архангельска. На судне не осталось топлива, поэтому часть пути пришлось пройти под парусами.

В Архангельске моряки сдали результаты экспедиции. Но до них никому не было дела: началась Первая мировая война, шла повальная мобилизация. Гидрографическое управление практически прекратило работу.

Собранные Георгием Яковлевичем Седовым материалы несколько лет пролежали в архиве, о них вспомнили лишь в двадцатые годы. Он оказался единственным русским исследователем, пытавшимся добраться до Северного полюса. Его объявили национальным героем, его именем названы два залива и пик на Новой Земле, остров в Баренцевом море, мыс, возле которого зимовал «Святой Фока», и ледокольный пароход.

Северный морской путь – кратчайший маршрут между европейской частью нашей страны и Дальним Востоком. В последние годы Россия и другие страны проявляют повышенный интерес к развитию перевозок по Арктике, так как Южный морской путь через Суэцкий канал намного длиннее. СМП в нашем законодательстве определяется как исторически сложившаяся транспортная коммуникация России в Арктике. Почему же РФ считает свои права на арктический маршрут грузоперевозок исключительными? Это обусловлено его географическим положением и богатой историей исследований.

Освоение северных морей началось еще во времена Российской империи. Одним из исследователей был Георгий Седов, выходец из бедноты, проведший множество экспедиций и трагически погибший в погоне за мечтой – покорением Северного полюса.

Ранние годы

Георгий Яковлевич Седов родился на хуторе Кривая Коса в 1877 году. Тогда это была Область Войска Донского, а сегодня – Новоазовский район Донецкой области, большая часть которого контролируется самопровозглашенной Донецкой Народной Республикой. В семье Седовых было 9 детей – 4 сына и 5 дочерей. Отец зарабатывал на жизнь тем, что пилил лес и ловил рыбу. Когда он работал, семья чувствовала себя вполне сносно, а когда уходил в запои и пропивал имущество, ей приходилось жить впроголодь.

С 8 лет Георгий ловил с отцом рыбу и выходил на поденную работу в поле. Когда отец на три года бросил семью, обеспечивать пропитание стало особенно тяжело. Один из братьев Георгия умер от воспаления легких, а самого его отдали в батраки богатому казаку, где мальчик работал за еду.

В 1891 году Георгий отправился учиться в церковно-приходскую школу и за два года прошел в ней трехлетний курс. Он был лучшим учеником, помогал учителю, водил строй на военной гимнастике и в конце обучения получил похвальный лист.


Мечты о море

После окончания церковно-приходской школы Седов поработал батраком и приказчиком в магазине на родном хуторе. Кривая Коса стоит на берегу Азовского моря, и юноша к тому времени понял, что хочет стать капитаном дальнего плавания. Родители не хотели, чтобы сын уехал учиться в мореходную школу. Георгию приходилось прятать свое метрическое свидетельство и полученный в церковно-приходской школе похвальный лист. Он тайно копил деньги и готовился уйти из дома.

В 1894 году Седов сбежал от родителей и направился в Ростов-на-Дону, где поступил в мореходные классы. Когда мать и отец узнали об успехах сына в учебе, они поменяли свое отношение к его отъезду. В 1899 году Георгий стал штурманом дальнего плавания, немного поработал на гражданских судах и перешел на службу в военно-морской флот.


Исследователь северных морей

В 1902 году Седов отправился в гидрографическую экспедицию, которая изучала остров Вайгач (граница Карского и Баренцева морей), а также окрестности Новой Земли и устье реки Кары. Георгий Яковлевич был назначен помощником начальника экспедиции. Руководитель исследовательской миссии гидрограф Александр Иванович Варнек отзывался о Седове как о человеке энергичном, острожном и хорошо знающем свое дело. Именно ему поручались трудные, ответственные и зачастую сопряженные с серьезной опасностью задачи.

В перерыве между научными экспедициями Седов участвовал в Русско-японской войне. Он был сначала ревизором, а затем и капитаном миноноски в составе Сибирской военной флотилии.

В 1909 году Георгий Яковлевич отправился в Чукотскую экспедицию, где руководил исследованием устья реки Колымы и удобных морских подходов к ней. Экспедиция была высоко оценена, поэтому Седова приняли в члены Русского географического общества.


Непокорный полюс

В 1911 году Седов планировал новую экспедицию в восточную часть Арктики, но его направили исследовать Каспийское море. Георгий Яковлевич принял это распоряжение с неудовольствием – его манили холодные широты. Однако задание он выполнил с привычной добросовестностью и по возвращении получил чин капитана.

В 1912 году Седов решил отправиться на Северный полюс. Несколько лет назад о его покорении объявили американцы Фредерик Кук и Роберт Пири, но заявления обоих исследователей были подвергнуты сомнению. Для Георгия Яковлевича почему-то было принципиально важно опередить великого норвежца Рауля Амундсена, хотя тот неудачно попытался добраться до Северного полюса лишь в 1918 году.

Седов считал, что Амундсен хочет идти к полюсу в 1913 году. Он оказался в созданном собственными руками цейтноте и даже опубликовал в «Синем журнале» очерк под названием «Как я открою Северный полюс».

Изначально экспедиция была поддержана правительством, но при детальном рассмотрении комиссия отказалась выделять государственные средства. Она посчитала замысел нереальным и абсолютно фантастическим. Вместо 50 000 рублей из казны Седов собрал более 40 000 рублей добровольных пожертвований и арендовал старую парусно-паровую шхуну под названием «Святой великомученик Фока». Раньше это судно было норвежским зверопромысловым барком «Гейзер».

Времени на подготовку не хватало, поэтому течь в корпусе шхуны не была полностью отремонтирована. На судне имелась радиостанция, но Седову не удалось найти радиста, и бесполезную аппаратуру оставили в Архангельске.

Ошибок было слишком много. На борт планировалось взять 85 ездовых собак, но удалось купить только 35. Остальные были дворнягами, которых ловили прямо на улицах Архангельска. Многие из этих собак не перенесли суровых условий и быстро погибли. Грузоподъемность «Святого великомученика Фоки» оказалась недостаточной, и экспедиции пришлось оставить на берегу часть топлива, провизии и снаряжения, включая примусы. Незадолго до отплытия капитан, его помощник, боцман, штурман, первый и второй механик отказались выходить в море из-за явной неготовности к столь серьезному путешествию. Седову пришлось в спешке набирать новую команду.

Выход в море состоялся 14 августа 1912 года. На борту шхуны был запас угля примерно на 25 дней хода. По пути судно, переименованное Седовым в «Михаил Суворин», попало в шторм и потеряло часть груза. 15 сентября оно натолкнулось на непроходимые льды. Георгий Яковлевич понял, что Земли Франца-Иосифа в этом году достичь не удастся, и приказал оставаться на зимовку. У экипажа не хватало теплой одежды, закупленные в спешке треска и солонина оказались испорченными.

Зимовка продолжалась 352 дня, в ходе которых члены экспедиции исследовали Северный остров Новой Земли.

В июне 1913 года капитана корабля Захарова вместе с четырьмя членами экипажа (трое из них заболели цингой) отправили в Архангельск. Они должны были передать просьбу о высылке провизии, но из-за позднего прибытия группы и отсутствия средств в кассе комитета помощи экспедиция не получила.

3 сентября 1913 года «Михаил Суворин» смог высвободиться из льдов и добрался до острова Нортбрук, относящегося к Земле Франца-Иосифа. Не получив необходимых припасов, экспедиция направилась дальше, но уже 19 сентября была вынуждена остановиться на вторую зимовку у острова Гукера. Топлива и продовольствия не хватало, почти все члены экипажа заболели цингой. Избежали ее только 7 человек, которые ели мясо собак и добытых моржей, а также пили горячую медвежью кровь. Седов был в числе тех, кто отказался от подобного рациона.

2 февраля 1914 года уже серьезно больной Георгий Яковлевич с двумя матросами направляется к Северному полюсу на собачьих упряжках. За 18 дней пути он смог добраться до острова Рудольфа, самого северного из островов Земли Франца-Иосифа. Здесь Седов и скончался среди льдов. Его тело обернули двумя парусиновыми мешками, в могилу положили флаг, который исследователь хотел установить на полюсе, а крест сложили из лыж. Собака по кличке Фрам осталась у могилы. Отправившиеся в обратный путь матросы надеялись, что пес догонит их, но он не вернулся.

Наследие Седова

Несколько членов экспедиции умерло от цинги, но «Михаил Суворин» все же смог вернуться на материк, хотя из-за нехватки топлива он добрался до него в полуразрушенном состоянии. В паровой машине пришлось сжигать не только мебель, но и палубные надстройки с переборками.

Критики Седова считают неправильным, когда его поход почтительно и даже восторженно называют «Первой русской экспедицией к Северному полюсу». От Архангельска до Северного полюса около 2 000 километров, а исследователь с жертвами и потерями не прошел и 200 километров.

И все же Седов, трагически погибший из-за недостатка опыта в организации подобных экспедиций, по духу был настоящим первооткрывателем. Это легко понять, просто глядя на карту русского севера. Его имя увековечено в названиях группы островов в составе архипелага Северная Земля в Карском море, острова в Баренцевом море, мыса и ледника на Земле Франца-Иосифа, двух заливов и пика на Новой Земле и мыса в Антарктиде.

Георгий Седов родился 5 мая 1877 года в селе Кривая Коса (ныне поселок Седово, Донецкой области), расположенное на берегу Азовского моря. Уже с восьми лет маленького Егорку отец Яков Евтеевич стал брать с собой на рыбный промысел, так что о получении образовании мальчик мог только мечтать. Но скоро мечта будущего мореплавателя сбылась.

Дом Седовых часто навещала учительница, которая заметила потенциал умного юноши и настояла на обучении мальчика. Георгий Седов трехлетний курс гимназии освоил за 2 года. После школы его отправили служить к местному священнику, где Георгию эта учеба давалась в тягость - Седова тянуло море. Узнав о мореходных школах в Таганроге и Ростове, юноша в мае 1894 года ушел из дома, прихватив с собой некоторые личные документы.

В Ростове начальник морского училища провел собеседование восемнадцатилетнего юношу, и убедившись в его грамотности пообещал зачислить, но при одном условии, Георгий Седов должен представить свидетельство о трехмесячном плавании на торговых судах. Юноша смог выполнить это требование, устроившись на пароход матросом. С прекрасными рекомендациями будущий мореплаватель прибыл к начальнику училища и незамедлительно был зачислен. Блестяще окончив обучение в 1898 году, Георгий Седов получил образование штурмана.

Молодого моряка сразу взяли помощником капитана на судно «Султан ». С этим кораблем Седова связывает много серьезных испытаний. Так, когда капитан неожиданно заболел, молодой штурман принял командование и в условиях сильного шторма привел торговое судно в пункт назначения. Заняв место капитана корабля, молодой мореплаватель получил незабываемый опыт. Походив некоторое время по морям, Георгий Седов в октябре 1901 года сдал экстерном экзамены за полный курс Петербургского морского корпуса и уже через год в чине поручика запаса был прикомандирован к Главному гидрографическому управлению. Так Георгий Седов стал исследователем.

В апреле 1903 года исследователь был отправлен в Архангельск, где принял участие в экспедиции по исследованию Новой Земли и берегов Карского моря. Проведя около года в этих краях, стало достаточно, чтобы «влюбиться» в Арктику навсегда.

На некоторое время исследовательскую работу прервала русско-японская война. Георгий Седов был направлен на Дальний Восток, где стал командиром миноносца. В течение всего периода флотоводец всем сердцем стремился на север, и только в 1908 году ему удалось вернуться в Петербург на прежнее место - в Главное гидрографическое управление.

Георгий Седов командир корабля

Спустя год усердной работы на Каспии Георгий Седов заинтересовался проблемой проходимости Северного морского пути, в результате чего его назначили старшим экспедиции для изучения устья реки Колыма и поиска в этом регионе удобного фарватера для торговых судов, следующих из Архангельска. За один год мореплавателю удалось описать и нанести на карту не только устье реки, но и берега моря и глубины его прибрежной части.

Вернувшись в Петербург, Георгий Седов прочитал доклад в Географическом обществе, где высказал мнение о пригодности низовий Колымы для судоходства. Также он предложил новый метод определения географических координат. После чего об исследователе заговорили всерьез. Он стал членом географического общества. Все это время мореплавателя не покидала мысль о путешествии к Северному полюсу.

На то время оба полюса уже были покорены, однако, между первооткрывателями Пири и Куком не прекращалась многолетняя дискуссия о первенстве покорения вершины планеты. Георгия Седова же удивлял тот факт, что никто из русских ни разу не предпринял попытку достигнуть Северного полюса, даже несмотря на то, что именно большая часть территории этого района граничит с Россией. И тогда исследователь решил подготовить свой проект, апеллируя к тому, что данные о влиянии процессов, происходящих в высоких широтах, очень важны для осознания климата в целом. На это мероприятие требовалось около 70000 рублей.

Госдума одобрила экспедицию и выделила в два раза больше средств. Старший лейтенант Седов был переведен из Адмиралтейства на флот, что можно было считать блестящим успехом. Несмотря на понижение в должности он попал в привилегированную касту морских офицеров. Однако Совет министров в разрешении проекта отказал, но для Седова это не стало преградой, и он организовал целую кампанию для сбора средств. С судном тоже помогли - во фрахт согласился передать зверопромышленник Дикин парусно-паровое судно под названием «Святой мученик Фока ». Это была двухмачтовая шхуна, построенная в Норвегии с развитым парусным вооружением, и имела дополнительную обшивку бортов. Одним словом все необходимое, что требовалось для плавания в северных широтах.

команда первопроходцев во главе с Седовым на шхуне «Святой мученик Фока»

Итак, с неимоверными усилиями Георгий Седов 27 августа 1912 года с мыслями, что первая русская экспедиции к Северному полюсу состоялась, вышел в открытое море.

До Новой Земли экспедиция добралась благополучно. Далее курс пролегал к земле Франца Иосифа, однако исследователям пришлось остаться на зимовку на Новой Земле. 352 дня шхуна «Святой мученик Фока» простояла скованная льдами. За это время команда подлатала корабль и в августе 1913 года экспедиция продолжила свой путь. Позже судно стало в бухте Тихой на острове Гукера на вторую зимовку. Это были долгие и холодные дни. В команде Георгия Седова уже многие были против мероприятия. Чтобы согреться и приготовить пищу жгли всё, что попадало под руку. Запасы угля были на исходе. Часть экипажа судна заболела цингой из-за недостатка витамина С в организме, также заболел и флотоводец Георгий Седов, но он не отступил. Да он собственно и не собирался этого делать, ведь в России его ждало банкротство - средства, взятые в долг, должны быть погашены гонораром за предоставленные материалы своих исследований. Георгий Седов в данной ситуации предпочел достичь своей цели любой ценой.

15 февраля 1914 года Седов с несколькими добровольцами отправился на собачьих упряжках к острову Рудольфа. Он планировал пешком дойти до самой северной точки планеты, водрузить флаг и по велению льдов вернуться на Новую Землю или Гренландию.

шхуна «Святой мученик Фока» во льдах

Ежедневно экспедиция проходила не более 15 км. В пути им мешал пронизывающий ветер, полынь и трещины. Силы постепенно покидали первооткрывателя, но он не сдавался. Спустя три недели сердце уже совсем истощенного организма Георгия Седова остановилось. На календаре было 5 марта 1914 года. Команда Георгия Яковлевича как подобает, похоронила на острове Рудольфа - самого северного острова северного архипелага. Через несколько дней ценой неимоверных усилий матросы вернулись на судно, а уже в августе 1914 года «Святой мученик Фока » прибыла в Архангельск.

После проведения медицинского освидетельствования всей команды было установлено, что на борту не осталось ни одного здорового человека. Специально созданная комиссия обнаружила, что на судне была полностью снята средняя палуба, а также вся деревянная обшивка кают. Появилось предположение, что Георгий Седов был убит, но информация не подтвердилась. Несмотря на трагические последствия, Георгий Седов вписал свое имя в историю мореплаваний и открытий, однако надо запомнить, что Арктика не прощает ошибок.

Похожие публикации