Диагностика творческих способностей: научные подходы, принципы и критерии. Креативность и ее диагностика Критерии оценки творческих способностей

«Интеллект» в переводе с английского означает понимание, познание.

Принято выделять несколько научных подходов к изучению интеллекта и его развития:

1. Структурно-генетических подход базируется на идеях Ж.Пиаже, который рассматривал интеллект как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой. Он выделил 4 типа взаимодействия субъект-среда: 1)формы низшего типа, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма; 2)целостные формы, образуемые навыком и восприятием;3)целостные необратимые формы оперирования, образуемые образным (интуитивным) дооперациональным мышлением; 4)мобильные, обратимые формы, способные группироваться в различные сложные комплексы, образуемые «операциональным» интеллектом.

2. Когнитивный подход образован основан на понимании интеллекта как когнитивной структура, специфика которой определяется опытом индивида (Дж.Брунер, О.К.Тихомиров и др.). Сторонники этого направления проводят анализ основных компонентов выполнения традиционных тестов, чтобы выявить роль этих компонетов в детерминации тестовых результатов.

3. Факторно-аналитический подход , который в современной психологии получил наибольшее распространение. Его основоположником является Чарльз Спирмен. Он выдвинул концепцию «генерального фактора», g, рассматривая интеллект как общую «умственную энергию», уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов. Наибольшее влияние этот фактор оказывает при выполнении тестов на поиск абстрактных отношений. Л.Терстоун разработал мультифакторную модель интеллекта, согласно которой существует 7 относительно независимых первичных интеллектуальных способностей. По мнению Г.Айзенка между данными факторами существуют тесные связи.

4. Иерархические модели интеллекта также получили известность . Здесь интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обобщенности. К числу наиболее распространенных принадлежит концепция американского психолога Реймонда Кэттела о двух видах интеллекта, соответствующих 2 выделенным им факторам: текучем, кристаллизованном. По Кэттелу, «текучий2 интеллект выступает в задачах, решение которых требует приспособления к новым ситуациям; он зависит от действия фактор анаследственности. А «кристаллизованный» интеллект выступает при решении задач, явно требующих обращения к прошлому опыту (знаниям, умениям, навыкам), в большой степени заимствованному из культурной среды. Исследования интеллекта в пожилом возрасте подтверждают модель Кэттела: с возрастом (после 40-50 лет) снижаются показатели «текучего» интеллекта, а показатели «кристаллизованного» остаются в норме почти неизменными.



5. Не меньшую популярность имеет модель американского психолога Дж.Гилфорда, который выдели 3 «измерения интеллекта»:

· умственные операции;

· особенности материала, используемого в текстах;

· полученный интеллектуальный продукт.

На этой основе создан так называемый «куб» Гилфорда, который дает 120-150 интеллектуальных «факторов». Заслугой Гилфорда является также выделение «социального интеллекта» как совокупности интеллектуальных способностей, определяющих успешность межличностной оценки, прогнозирования и понимания поведения людей.. Кроме того он выделил способность кдивергентному(способность к оригинальным и нестандартным решениям) и конвергентному мышлению, которая выявляется в задачах, требующих однозначного решения, находимого с помощью усвоения алгоритмов.

Сегодня большинство исследователей сходится на том, что общий интеллект существует как универсальная психическая способность.

В российской психологии XX века исследования интеллекта развивалось в нескольких направлениях: изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, Э.А.Голубева, В.М.Русалов), эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (О.К.Тихомиров), когнитивных стилей (М.А.Холодная), «как способности действовать в уме» (Я.А.Пономарев).

В последние годы развиваются такие новые области исследований, как особенности «имплицитных» (или обыденных) теорий интеллекта (Р.Стернберг), регуляторные структуры (А.Пажес), связь интеллекта и креативности (Е.Торренс) и др. (В.Н.Дружинин).

  • 1.5.Общенаучные методы
  • 1.1.Классификация методов дифференциальной психологии
  • 1.2.Дифференциальная психология и психодиагностика
  • 1.3.Психологические методики
  • 1.4.Психогенетические методы
  • 1.5.Общенаучные методы
  • 1.1.Иерархическая структура субъекта взаимодействия с миром: организм, индивид, личность, индивидуальность
  • 1.2.Организм - телесный фактор индивидуальности
  • 1.3.Индивид - предпосылка к личности
  • 1.4.Личность - психологический носитель социальных свойств
  • 1.5.Индивидуальность - интегральная биопсихосоциальная характеристика человека
  • 1.6.Человек как субъект взаимодействия с миром
  • Раздел 2. Индивидуальеык различия индивидных свойств личности
  • 1.2.Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга
  • 1.3.Роль правого полушария в организации творческого мышления
  • 1.4.Темперамент, как совокупность психических свойств
  • 1.5.Гуморальная и конституциональная теория темперамента
  • 1.6.Факторные теории темперамента
  • 1.7.Изучение темперамента в отечественной школе психологов
  • 1.8.Сравнительный анализ теорий темперамента
  • Порядок типов темпераментов в линейных схемах
  • 1.9.Теория темперамента русалова
  • Тема 5. Психология характера
  • 1.2.Типическое и индивидуальное в характере
  • 1.3.Типология характеров
  • 1.4. Классификация отклонений и акцентуаций характера
  • Тема 6. Психология способностей
  • 1.2.Задатки как природные предпосылки способностей
  • 1.3.Качественная и количественная характеристики способностей
  • 1.4.Способности и интеллект
  • 7 Первичных умственных способностей: факторы:
  • Интеллект необходимо рассматривать как сложную многоуровневую структуру:
  • Дж. Рензулли предлагает модель интеллектуальной одаренности, которая является "местом пересечения" трех факторов:
  • Р. Стенберг выделяет 5 критериев интеллектуальной одаренности:
  • 1.5.Развитие способностей
  • 1.6.Индивидуальный стиль деятельности (исд)
  • 1.7. Психодиагностика креативности
  • 1.8. Гениальность - наивысшая степень проявления творческих сил человека
  • Тема 7. Пол как фактор индивидуальных различий
  • 1.2.Аспекты половой идентичности
  • 1.3. Формирование гендерной идентичности
  • 1.4. Профессиональная самореализация мужчин и женщин
  • Лекция8 раздел 3. Индивидуальные различия содержательных характеристик личности
  • 1.2.Структура личности
  • Динамическая структура личности по к. Платонову
  • 1.3.Личность и общество
  • 1.4.Личность и ее структура в отечественной психологии
  • 1.5.Формально-динамическая модель личности (а.Либин)
  • Темперамент,
  • Способности (включая интеллект)
  • И характер
  • 1.6.Методы изучения личности
  • Проблемы исследования личности:
  • Методы:
  • Примеры опросников:
  • Тема 9. Индивидуальные вариации самосознания
  • Я-концепция
  • Стратегии предпочтения, образ-я и конструктивные рисунки
  • Самооценка
  • Саморегуляция-настойчивость-воля
  • Самосознание и самооценка личности
  • Человек как субъект, его психическая организация
  • Проблема жизненного пути в психологической науке
  • Жизненные планы и жизненный сценарий
  • Тема 10. Индивидуальные различия в системе социальных установок
  • 1.2.Взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии
  • 1.3.Профессиональные типологии
  • 1.4.Профессиональные интересы и их диагностика
  • Лекция11 тема 11. Индивидуальные различия и мировоззрение человека
  • 1.3. Самоактуализация
  • 1.1.Типы личности, выделенные э. Шпрангером
  • 1.3.Самоактуализация
  • . Перечень вопросов для студентов по подготовке к зачету по учебной дисциплине
  • 1.7. Психодиагностика креативности

    Креативность, или творческая способность , активно стала изучаться после опубликования работ Гилфорда, его кубообразной модели структуры интеллекта, когда он выделил: 1) конверрентное мышление, которое идет по определенному руслу и находит одно решение и 2) дивергентное мышление (или творческое мышление), которое допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам.

    У людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит в области IQ (коэффициента интеллекта), равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами. В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд-Бине и шкалы Векслера. При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту.

    Творческое мышление:

      пластично, т. е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;

      подвижно, т е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения;

      оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.

    Творцом, также как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас.

    Как отмечает Фергюсон, «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способсвуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений.

    Однако, так как уровень способностей и творческая отдача не всегда коррелируют, возникла необходимость определения как интеллектуальной одаренности и продуктивности, с одной стороны, так и творческой одаренности и продуктивности, с другой. Это последнее понятие получило название коэффициента креативности (Cr). Оказалось, что эти понятия не всегда взаимосвязаны. В 1960 году Гетцельс и Джексон опубликовали данные об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.

    Творческая одаренность и творческая продуктивность характеризуются несколько иными параметрами:

      богатство мысли (количество новых идей в единицу времени);

      гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);

      оригинальность;

      любознательность;

      способность к разработке гипотезы;

      иррелевантность - логическая независимость реакции от стимула;

      фантастичность - оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической связи стимула и реакции.

    Гилфорд отмечает 6 параметров креативности.

      Способность к обнаружению и постановке проблем.

      Способность к генерированию большого количества идей.

      Семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей.

      Оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения.

      Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

      Способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость - увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.

    Гилфорд разработал батарею тестов для диагностики креативности (10 тестов - на вербальную креативность, 4 - на невербальную). Приведем примеры некоторых заданий на креативность: тест «легкости словоупотребления» (напишите как можно больше слов, содержащих букву «о»); тест «беглости идей» (напишите как можно больше слов, обозначающих предметы, явления, которые могут быть белого цвета); тест на «гибкость идей, гибкость использования предметов» (укажите как можно больше разных способов использования консервной банки); тест на «составление изображений» (составить как можно больше разных изображений, используя набор фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеция).

    Торранс продолжил исследования креативности, но он внес и новый оттенок понимания креативности как способности к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии. Торранс разработал серию тестов на креативность «от дошкольников до взрослых», разработал программу развития творческих способностей детей: на первом этапе испытуемым предлагались задачи на анаграмму (поиск слова из переставленной бессмысленной последовательности букв) для тренировки конвергентного мышления. Затем по картинкам испытуемый должен развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия. Позднее испытуемому предлагали разные предметы и просили перечислить всевозможные способы их применения. Согласно Торрансу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от задаваемых извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. В состав батареи Торранса входят 12 тестов, диагностирующих три сферы творчества: словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление.

    Торранс для оценки уровня креативности использовал показатели:

      Легкость - быстрота выполнения задания.

      Гибкость - число переключении с одного класса объектов на другой класс объектов в ходе ответов.

      Оригинальность оценивается как минимальная частота данного ответа среди ответов однородной группы испытуемых. Если данный ответ встречается менее 1% случаев (т. е. 1 человек из 100 дал такой ответ), то оригинальность оценивается как максимальная - в 4 балла, если меньше 2% - то оригинальность оценивается в 3 балла), если ответ встречается более 6% (6-7 человек из 100 дали одинаковый ответ), то оригинальность отсутствует, 0 баллов.

    Для диагностики уровня креативности могут использоваться разные методики.

    Многие исследователи считают, что при диагностике креативности следует отказаться от жестких лимитов времени, отведенных на выполнение задания. М. Воллах и К. Коган предоставляли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи, тестирование проводилось в виде игры, принимался любой ответ. При данных условиях тестирования корреляция между креативностью и уровнем интеллекта была близка к нулю, т. е. свойство креативности обнаружнвает свою полную независимость от интеллекта. Воллах и Коган выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению задач.

    Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы.

    Дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников.

    Дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности (третья группа) часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, «странные фантазеры», они не поняты ни учителями, ни сверстниками.

    Четвертая группа детей с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

    Одаренным детям присущи высокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллектуальная инициатива - склонность ставить перед собой новые сложные задачи, что, по мнению Д. Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.

    Методика креативного поля была разработана Д. Б. Богоявленской и представляет собой альтернативный тест на креативность.

    Особенностью данной методики являются следующие принципы:

      отказ от внешнего побуждения и предотвращение появления внутренних оценочных стимулов;

      отсутствие потолка (отличие заключается в том, что в данном случае предлагаемая задача должна предоставлять возможность решения на нескольких уровнях - от частного до общих, пользуясь универсальными законами). Это условие необходимо для достижения пространства второго креативного слоя - выход за пределы заданного;

      эксперимент не может быть кратковременным. В данном случае скорость протекания психических процессов отступает на второй план.

    Согласно этим принципам, Д. Б. Богоявленская в своих исследованиях использовала несколько типов специфичных задач. Для исследования, например, детей младшего школьного возраста применялась методика «Морской бой» - задача, которую можно решить как методом проб и ошибок, так и с помощью выявления закономерностей. Методика «Система координат» заключается в работе с формулами. Но наиболее полно иллюстрирующим методом креативного поля является методика «Сказочные шахматы» - шахматные задачи на доске нетрадиционной формы - цилиндрической - «свернутой в трубу» (левая вертикаль граничит с правой). При этом исследования показали, что предшествующий шахматный опыт не дает преимуществ при решении.

    Методика проведения эксперимента состоит из двух этапов: предварительное обучение, в ходе которого испытуемым усваиваются общие правила и некоторые приемы решения данного типа задач, и собственно сам эксперимент: решение 12 задач, что занимает около часа. В таблице отмечаются приемы, использованные испытуемым при решении задачи по следующим правилам:

      приемы, которые зависят от количества решенных задач, располагаются выше;

      приемы, вероятность использования которых в данной задаче больше, - ниже;

      приемы с большим кругом обобщения - выше.

    Критерий интеллектуальной активности имеет множество переходных форм и представлен континуально, но в конечном итоге испытуемые классифицируются на три категории по уровню интеллектуальной активности.

    1) Стимульно-продуктивный уровень интеллектуальной активности : решение задач при помощи гипотез и находок. Испытуемого относят к стимульно-продуктивному уровню, если при добросовестной и энергичной работе он остается в рамках первоначально найденного способа решения. Этот уровень характеризуется отсутствием «познавательного интереса» и инициативы. Как будет видно из нижеизложенного, интеллектуальная активность зависит от личностных качеств, независимо от интеллектуальной базы. Поэтому высокая научно-техническая подготовка без соответствующего нравственного развития ведет к прагматизму и профессиональной узости.

    2) Эвристический уровень интеллектуальной активности : открытие закономерностей эмпирическим путем. Имея надежный способ решения, испытуемый анализирует состав, структуру своей деятельности, что приводит к открытию новых, оригинальных способов решения. Это оценивается самим испытуемым как «свой способ» и позволяет ему в дальнейшем лучше справляться со следующими задачами.

    3) Креативный уровень интеллектуальной активности , уровень теоретических открытий: создание теории и постановка новой проблемы. Обнаруженная закономерность становится самостоятельной проблемой, ради которой испытуемый готов даже прекратить предложенную ему в ходе эксперимента деятельность. При этом часто испытуемые выходили на креативный уровень после решения всего нескольких задач - характерная черта теоретического мышления - способность вскрывать существенное путем анализа единичного объекта. Немаловажная особенность этого уровня - самодостаточность, равнодушие к внешней оценке.

    Дети младших классов, достигшие в ходе эксперимента креативного уровня, чаще всего характеризовались педагогами как «всегда имеющие свое мнение». Далеко не всегда успех в профессиональной деятельности свидетельствует о креативном уровне интеллектуальной активности. Многие известные ученые обладали эвристическим уровнем активности. Например, Рентген открыл Х-лучи, Бойль - обратную пропорциональность объема и давления в газе, и эти явления были названы их именами, но теоретическое осмысление их принадлежит другим ученым.


    Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

    Как понять, насколько вы творческий человек? Исследователи природы творчества и процессов креативности разработали немало диагностических методик, с помощью которых можно выяснить, творческая ли вы личность и в какой мере. Давайте рассмотрим, как можно проверить, насколько вы креативны.

    Научные подходы к проблеме диагностики творческих способностей

    Что входит в понятие «творческие способности» и как их оценить? – это своеобразие особенностей личности, позволяющие ей овладевать разными видами деятельности и совершенствоваться в них. Творческие способности предполагают позитивное преобразование окружающего мира путём создания оригинальных, неповторимых, новых духовных или материальных ценностей. Приступая к оценке уровня развития творческих способностей, нужно рассматривать их через призму развития отдельных элементов. Это связано с тем, что только лишь творческое мышление не отражает в полной мере всех составляющих творческой деятельности. Важно оценивать и восприятие, и воображение, и фантазию, и оригинальность, и много другое.

    Все исследования способности к творчеству, креативности можно поделить на две группы:

    1. – универсальная познавательная творческая способность, основанная на взаимодействии интеллекта, когнитивных способностей и реальных достижений. Представители этого направления: , С. Медник, А. Пономарёв, С. Тейлор, Э. Торренс. Их научные достижения заключаются в изучении влияния интеллекта на способность к генерации новых идей.
    2. Креативная личность представляет собой комплекс своеобразия индивидуальных творческих особенностей. Исследования этого направления посвящены поиску описания характеристик «портрета творческой личности», мотивов и социокультурных факторов креативности (Ф. Баррон, Д. Богоявленская, ).

    Критерии оценки творческих способностей

    Джой Гилфорд был одним из первых, кто интерпретировал сущность творческого мышления как синтез оригинальности, новизны и гибкости предлагаемых идей. Последующие теории творческого мышления были по сути копиями и вариациями на тему размышлений Гилфорда. Поэтому первые диагностические методики определения уровня развития творческих способностей строились по следующим критериям:

    • как быстро и легко творческие способности будут проявляться при выполнении конкретного задания (здесь важно количество , ответов или вариантов решения задачи за определённый промежуток времени)
    • насколько гибки ответы (число переключений с одного вида объектов на другие)
    • насколько оригинальны ответы (частота определённого ответа в однородной группе).

    Лёгким способом проверить свои творческие способности стал тест Элиса Пола Торренса. Он представляет собой три части, каждая из которых характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество. Тест проводится на протяжении обозначенного времени, а оценка его результатов происходит в соответствии со следующими критериями:

    1. Беглость (скорость) – число ответов за определённый промежуток времени.
    2. Гибкость (разнообразие ответов).
    3. Оригинальность (редкость идей).
    4. Разработанность идей (детализация).

    Результаты всевозможных научных исследований позволили выделить общие показатели, на которые можно полагаться при оценке уровня развития творческих способностей:

    • внимательность (умение увидеть и определить творческую проблему)
    • разносторонность (способность замечать в поставленной задаче побольше сторон и связей)
    • гибкость (отказ от стандартной точки зрения)
    • оригинальность (отказ от шаблона)
    • вариативность (способность перегруппирования идей и связей)
    • конкретность (умение глубоко анализировать поставленную задачу)
    • абстрактность (умение синтезировать)
    • гармония (генерация идей на основе организационной стройности и идейной целостности)
    • независимость (непринятие суждений и оценок под воздействием чужого мнения)
    • открытость восприятия (восприимчивость к новому, необычному).

    Принципы методики диагностики творческих способностей

    При подборе или разработке методики диагностики творческих способностей нужно обратить внимание, чтобы методика была надёжной, а значит – охватывающей разные характеристики креативности. Важно обращать внимание на возраст испытуемых, а также на диагностическую среду (ставите ли вы ограничение во времени или нет, как вы озвучиваете условия тестирования и пр.).

    Основные принципы диагностики творческих способностей:

    1. Для диагностики креативности не подходят тесты измерения интеллекта, так как их целью является скорость и точность нахождения единственного верного решения из нескольких предлагаемых.
    2. Исследуя креативность, нужно изучать её образную (невербальную, художественную) и вербальную (словесную) стороны.
    3. Диагностические методики должны замерять показатели шаблонности и стереотипности мышления (что отображается в употреблении слов и образов в определённой ассоциативной связи). Индикатор креативности — в отдалённости от стереотипов (устоявшихся связях).
    4. При диагностике нужно замерять продуктивность (отношение числа ответов к количеству заданий).
    5. Оригинальность определяется как число обратных величин с точки зрения частоты встречаемости нестандартных ответов.
    6. Замер уникальности осуществляется с точки зрения количества не встречающихся ранее идей по отношению к общему количеству ответов.

    «На заметку. Низкие результаты диагностики вовсе не говорят о том, что человек неспособен к креативности: нужно учитывать, что творческие проявления бывают спонтанными и неподвластными регуляции».

    Все методики диагностики творческих способностей не являются абсолютным показателем сформированности креативности. Недостаток тестовых методик в том, что они оценивают творческие проявления в целом, а не в применении к какой-либо конкретной ситуации. Ещё один недостаток – неоднозначность интерпретации. Эти два фактора снижают уровень объективности диагностики. Несмотря на недостатки, тестовые методики для изучения уровня развития творческих способностей используются многими учёными, психологами, педагогами, тренерами креативности: совмещая несколько вариантов тестов, можно исследовать креативность с различных сторон.

    Попробуйте определить своё общий уровень креативности с помощью простого опросника . С помощью него вы, по крайней мере, вы узнаете, насколько вы устремлены к творческой, созидательной деятельности.

    Опросник определения уровня креативности

    Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Отметьте своё согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».

    1. Мне не нравится работа, в которой все чётко определено.
    2. Мне нравится абстрактная живопись, я её понимаю
    3. Я не любою выполнять регламентированную работу.
    4. Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.
    5. Я люблю предаваться фантазиям.
    6. Увлечения обогащают жизнь человека.
    7. Я могу смотреть один и тот же спектакль много раз: каждый раз разная игра актёров, новая интерпретация.
    8. Считаю, что лучше быть закройщиком, чем портным.
    9. Я больше ценю процесс работы, чем её конечный результат.
    10. Даже к обычному делу я отношусь творчески.
    11. Я нередко сомневаюсь в том, что для других вполне очевидно.
    12. Абстрактная живопись даёт пищу для ума.
    13. Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.
    14. Мне нравится работа дизайнеров.
    15. Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.

    Анализ. Подсчитайте сумму «+»: 0-5 баллов соответствует низкому уровню креативности, 6-9 баллов — среднему, 10-15 баллов — высокому

    Какой результат у вас?

    Глава 2

    Ею выделена единица измерения творческих способностей, назван-ная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривает ее как син-тез умственных способностей и мотивационной структуры личности , проявляющихся в «продолжении мыслительной деятельности за пре-делами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком». Для выявления интеллектуальной инициативы Д. Б. Богоявленская отказалась от традиционной тестовой модели измерения креативности, предположив, что необходима организация специфической, объемной, двухслойной деятельности. Для этого при-годна система однотипных задач, содержащая ряд общих закономер-ностей. Такая система задач обеспечивает выявление первого (поверх-ностного) слоя, заключающегося в заданной инструкцией деятельно-сти по их решению, а также создает условия для второго, глубинного слоя, неочевидного для испытуемого, состоящего в деятельности по выявлению скрытых закономерностей, которые содержит вся систе-ма задач, но открытие которых не требуется для их решения. Интел-лектуальная инициатива проявляется в самостоятельной постановке исследовательской задачи, не стимулируемой утилитарной потребно-стью выполнить задание методики. Выход за пределы заданного, спо-собность к продолжению познания за рамками требований ситуации — это свойство личности, отражающее взаимодействие познавательных и мотивационных факторов. В соответствии с гипотезой, Д. Б. Бого-явленской был предложен «метод креативного поля», позволяющий испытуемому без воздействия внешнего стимула перейти от осуще-ствления заданной деятельности к теоретическому обобщению и ана-лизу заданной ситуации. Принципы «креативного поля»:

    1) отказ от внешнего побудителя и предотвращение оценочной сти-муляции;

    2) отсутствие «потолка» в исследовании объекта — неограниченное поле деятельности;

    3) длительность эксперимента.

    В рамках этого метода было сконструировано несколько методик, которые проходили проверку на валидность. Автор испытал значи-тельные трудности в нахождении внешнего критерия. Творческая ус-пешность устанавливалась методом экспертных оценок, имеющим

    целый ряд недостатков. Полученные корреляции экспериментальных оценок интеллектуальной инициативы с внешним критерием очень высоки, но субъективность выбранного критерия не позволяет считать выводы о валидности разработанных методик окончательными. Рабо-ты в этом направлении продолжаются.

    Вопросы и задания

    1. Как возникла проблема исследования и диагностики креатив-ности?

    2. Назовите основные направления исследований креативности в за-рубежной психологии.

    3. Как соотносятся показатели тестов креативности и интеллекта?

    4. Охарактеризуйте тесты креативности Дж. Гилфорда и Е. Торрен-са, отметьте их достоинства и недостатки.

    5. Чем отличаются трактовка феномена креативности и его диагно-стика Д. Б. Богоявленской от подходов Дж. Гилфорда и Е. Тор-ренса?

    6. Насколько точным и практически оправданным является прогноз творческих достижений по результатам тестов креативности?

    1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 2.— М., 1982.

    2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов н/Д., 1983.

    3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей — М 2002.

    4. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. — М., 1993.

    5. Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской и В. М Слуцкого -М., 1991.

    6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лей-теса. - М., 1996.

    7. Щебланова Е. И., Щербо Н. П., Шумакова Н. Б. Фигурная форма теста творческого мышления П. Торренса. Методические реко-мендации по работе с тестом. — М., 1993.

    Страница 36 из 42

    Креативность и ее диагностика.

    Наряду с интеллектом в англо-американской психоло­гии в середине 50-х гг. выделилось и приобрело боль­шую популярность изучение особых интеллектуальных способностей, назван­ных креативностью (от лат. сreatio - создание, сотворение). Тесты креативные – тесты по диагностике творческих способностей человека. Толчком для выделения креативности послужили данные об отсутствии связи между традиционными тестами интел­лекта и успешностью решения проблемных ситуаций.

    Было признано, что последняя (креативность) зави­сит от способности по-разному использовать данную в за­дачах информацию в быстром темпе. Эту способность на­звали креативностью и стали изучать независимо от ин­теллекта - как способность, отражающую свойство инди­вида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими достижениями личности.

    Изучение креативности ведется в основном в двух на­правлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существен­ным аспектом креативности, и характеризуется внимани­ем к личностным и мотивационным чертам.

    Попытки определить креативность посредством познава­тельных переменных направлены на оценку необычных ин­теллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж.Гилфорд и его сотрудники начиная с 1954 г. выделили 16 гипоте­тических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

    Среди них такие: беглость мысли (количество идей, воз­никающих в единицу времени), гибкость мысли (способ­ность переключаться с одной идеи на другую), оригиналь­ность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула), фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией). Гилфорд объединил эти факторы под общим названием “дивергентность мышления”, которое проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличие от “конвергентного мышления”, ориентирующегося на известное или “подходящее” решение проблемы).

    Исследуя различного рода способности, представляю­щие интеллект, измеряемый традиционными интеллекту­альными тестами, и креативность, также определяемую с помощью специальных тестов, ученые получили противо­речивые результаты. Однозначного ответа на вопрос, свя­заны ли между собой интеллект и креативность, на осно­вании этих результатов дать невозможно.

    Если же вместо измерений по тестам использовался другой способ оценки креативности - по уровню творческих достижений в том виде деятельности, которым занимались испытуемые, то получали однозначные результаты, свидетельствующие о разделении креативности и интеллекта. Некоторые ученые рассматривают креативность как одну из сторон интеллекта, не измеряемую традицион­ными интеллектуальными тестами. Они основываются на результатах исследований, показывающих зависимость оценок креативности от прошлого опыта, характера усвоен­ных знаний и навыков, особенностей окружающей среды. Во всех странах дети, принадлежащие к привилегирован­ному классу, получили более высокие оценки по тестам креативности, чем их сверстники из среднего и низшего классов.

    Зависимость оценок креативности от окружающей сре­ды позволяет, воздействуя на последнюю, формировать кре­ативность, развивать ее.От каких показателей окружающей среды в первую очередь можно ждать развивающего дей­ствия? Как показывают исследования, окружающая среда должна отличаться богатством информации и большой сво­бодой, вольной атмосферой.

    Исследования свидетельствуют о большой роли лич­ностных особенностей в развитии креативности. Личност­ный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным фак­торам, включенным в это свойство. В отношении личнос­тных особенностей, связанных с креативностью, резуль­таты разных исследователей схожи. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, са­модовольство, непризнавание социальных ограничений и чужих мнений), отличающие креативных индивидов от не­креативных. По мнению некоторых психологов, это гово­рит о существовании общего типа креативной личности в отличие от типа личности некреативной. Интересно, что исследования, проведенныена детях и молодежи, пока­зали, что личностные черты юных и взрослых креативных индивидов совпадают. Это означает, что, по-видимому, креативность можно предсказывать на основании прояв­ления личностных особенностей в довольно раннем воз­расте.

    Существует точка зрения, согласно которой творческие достижения связаны с неврозами. Но есть исследователи, которые, напротив, отмечают у высоко креативных инди­видов большую силу духа, стойкость к помехам окружаю­щей среды, к разного рода конфликтам.

    Нет единого мнения и в отношении мотивационных характеристик креативности. Согласно одной точке зрения креативный индивид пытается наилучшим образом реали­зовать себя, максимально соответствовать своим возмож­ностям, выполнить новые, непривычные для него виды деятельности, применить новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения мотивация креативных де­тей основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей.

    Подводя итог вышесказанному, отметим, что особый тип интеллектуальных способностей, называемый креатив­ностью, в настоящее время широко изучается психолога­ми. Признается связь креативности с творческими дости­жениями личности, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена. Нельзя пока с полной уверенностью отделить его от интеллекта в традиционном понимании. Не найдены и надежные способы измерения креативности.

    Первые тесты креативности были созданы Дж.Гилфордом и его сотрудниками в 50-е гг. Эти методики, известные как Южнокалифорнийские тес­ты , измеряли особенности одного из типов мышления, на­званного Гилфордом дивергентным. Было разработано 14 тес­тов. В первых 10-ти от испытуемого требовалось дать словесный ответ, а в последних 4-х составить ответ на основе изобрази­тельного содержания.

    Тесты Гилфорда ориентированы на взрослых и учащих­ся старших классов. Их стандартизация проводилась на не­больших выборках, а данные о надежности и валидности заметно колеблются от теста к тесту и не являются удов­летворительными. По мнению психологов, причинами ма­лой эффективности тестов Гилфорда в оценке творческих способностей являются установка на скорость выполнения заданий и не учет личностных характеристик.

    Кроме того, задания в них не предполагают определен­ного числа ответов, что мешает объективному подсчету их показателей. По этой причине, как считают некоторые пси­ходиагносты, для тестов креативности необходимо уста­навливать надежность специалистов, оценивающих их вы­полнение.

    В настоящее время более известны и наиболее широко применяются тесты креативности Е.П.Торренса. Несмотря на декларированную Торренсом задачу сконструировать тестовые задания как модель творческого процесса и отра­зить в них не результат, а процесс творчества, в действи­тельности его тесты (особенновербальные) по сути похо­жи на Южнокалифорнийские тесты Гилфорда, а иногда являются их адаптацией. Их формальные характеристики (надежность, валидность) немного лучше, чем у Гилфор­да, но все же недостаточны.

    Торренс разработал три типа методик для диагностики креативности. Вербальный тест, разработанный в 1966 г., предназначен для детей, начиная с 5 лет и взрослых. Он состоит из 7 субтестов. Тест является групповым и имеет две па­раллельные формы А и Б. Основными показателями по те­сту являются беглость, гибкость, оригинальность и тща­тельность разработки заданий.

    Этот тест переведен на русский язык, однако нет данных о его проверке на надежность и валидность, а также о стандартизации на отечественной выборке. Поэтому вер­бальный тест Торренса у нас в стране можно использовать только с исследовательскими целями.

    Фигурный тест Торренса также появился в 1966 г. Его перевод, адаптация и рестандартизация на отечественных испытуемых были выполнены Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой и Н.П.Щерба. Он предназначен для испытуемых с 5 до 18 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

    Еще один, наиболее поздний по времени создания, тест креативности , проявляемой в действии и движении, для дош­кольников был разработан Торренсом в 1980 г. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку воз­можность проявить свои творческие способности в про­цессе свободного передвижения в каком-либо помещении. Регистрируются те же 4 показателя креативности, что и в других тестах Торренса.

    Несмотря на стремление психологов противопоставить творческое мышление репродуктивному, на практике тес­ты креативности строились по тем же принципам, что и тесты интеллекта, т. е. были скоростными методиками с жестко заданным содержанием. Исследователи считают, что основной их недостаток – отсутствие учета мотивации и других личностных характеристик индивидов, качеств, яв­ляющихся существенными аспектами творческих способ­ностей. Многие психологи считают, что измерить креатив­ность с помощью тестов невозможно. Творческие достиже­ния в науке, технике, искусстве и других областях челове­ческой деятельности требуют сложного сочетания разно­образных способностей (в том числе интеллектуальных и специальных) и свойств личности. В имеющихся в настоя­щее время тестах креативности обращается внимание на отдельные элементы творческих способностей, но этого не­достаточно для прогноза творческих достижений. Некото­рые психологи считают, что измерить креативность можно лишь путем анализа отдельных актов творчества.

    В отечественной психологии большое внимание уделя­ется раскрытию сущности креативности, выяснению ме­ханизмов творческой деятельности и природы творческих способностей. Что же касаетсядиагностики креативности, то нужно отметить, что работ в этом направлении почти нет. Есть лишь исследование, проведенное Д.Б.Богоявлен­ской (1983).

    Богоявленская выделила единицу измерения творческих способностей, названную “интеллектуальной инициативой”. Она рассматривает ее как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в “продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставит­ся перед человеком”. В соответствии с гипотезой Д.Б.Богояв­ленская предложила метод креативного поля, позволяющий испытуемому без воздействия внешнего стимула перейти от осуществления заданной деятельности к теоретическому обобщению и анализу заданной ситуации. В рамках этого метода было сконструировано несколько методик, которые проходили проверку на валидность. Автор испытал значи­тельные трудности в нахождении внешнего критерия. Твор­ческая успешность устанавливалась методом экспертных оценок, имеющим целый ряд недостатков.

    Похожие публикации